Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого формируются как познавательные, так и практические действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_raboty.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа Вязниковой Татьяны Геннадьевны
Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого формируются как познавательные, так и практические действия.
По мнению Ларисы Алексеевны Парамоновой, «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
По мнению Л.А. Парамоновой, В.Ф. Изотовой, А.Н. Давидчук и др., в ходе конструктивной деятельности происходит сенсорное развитие; формирование ориентировки в пространстве; выработка структуры мыслительной деятельности; совершенствование моторики и зрительно-моторной координации; воспитание моральных качеств личности, эстетических чувств, творческих умений. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Проблемой развития конструктивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта занимались такие ученые, как О.П. Гаврилушкина, С.В. Летуновская и др. В результате многолетних исследований они сделали вывод, что в условиях спонтанного развития, дети с интеллектуальной недостаточностью не овладевают адекватными конструктивными действиями. У них наблюдается однообразие замысла получаемых построек; отсутствие выраженного игрового отношения; слабый интерес к конструированию; трудности выбора деталей; нарушение пространственных отношений между элементами постройки; отсутствие эмоциональной окраски выполняемых действий.
Целью исследования является изучение особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта и разработка серии коррекционно-развивающих занятий, способствующих ее формированию у данной категории детей.
Объект исследования - особенности конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – серия коррекционно-развивающих занятий по формированию конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
В основу нашего исследования легла следующая гипотеза: конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характеризуется следующими недостатками развития: однообразие замысла получаемых построек, нарушение ориентировки на пространственные свойства материалов, трудности выбора деталей и правильного их соединения между собой, преодоление которых возможно в процессе проведения специально организованных коррекционно - развивающих занятий.
На основании анализа психолого–педагогической литературы и выдвинутой гипотезы, целью констатирующего эксперимента явилось выявление и изучение особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
В соответствии с целью, в процессе обследования решались следующие задачи:
- вывить интерес к конструктивной деятельности, умение создавать конструкции по собственному замыслу, доводить начатую работу до конца, желание трудиться;
- выявить умение создавать непредметную конструкцию из пяти элементов по подражанию;
- определить степень умения создавать непредметную конструкцию по образцу;
- изучить характер умения создания предметной конструкции по образцу.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №85 компенсирующего вида» г. Череповца, в течение сентября 2005 года. В нем принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет с заключением ПМПК: «органическое заболевание головного мозга с нарушением познавательной деятельности», «ЗПР», «легкая умственная отсталость».
Для решения поставленных задач нами использовались 4 диагностических задания, предложенных С.В. Летуновской:
- Непредметное конструирование по подражанию
- Непредметное конструирование по образцу
- Предметное конструирование по образцу
- Конструирование по собственному замыслу
По результатам обследования нами было выделено 3 уровня развития конструктивной деятельности: низкий, средний и высокий.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что шесть детей имеют низкий уровень сформированности конструктивной деятельности, трое - средний, высокий уровень выявлен не был.
В результате проведенного обследования можно сделать следующие выводы:
- У большинства детей отмечается несформированность подлинного интереса к деятельности.
- Со строительным материалом многие дети действовали хаотично, часто переходили на неадекватные действия, наличие которых свидетельствует о непонимании функциональных свойств самих конструктивных материалов.
- Низкий уровень деятельности обусловлен отсутствием ориентировки на пространственные свойства материалов: восприятие и воспроизведение пространственного расположения элементов оказались затрудненными даже в условиях непосредственного подражания.
- Допускается большое количество ошибок при конструировании по образцу: наблюдались замены одних форм другими; вводились в постройку дополнительные детали; пропускались фигуры. Во время деятельности отсутствовало речевое сопровождение и словесный отчет о проделанном.
- Отмечается низкий уровень сформированности анализирующего восприятия.
Цель формирующего эксперимента заключалась в создании серии коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- формировать подлинный интерес к конструктивной деятельности;
- развивать способность понимать функциональные свойства конструктивных материалов;
- развивать ориентировку на сенсорные и пространственные свойства строительных деталей;
- формировать умения конструировать по подражанию, по образцу, по собственному замыслу;
- развивать способность планировать предстоящую деятельность и давать словесный отчет о проделанной работе;
- учить обыгрывать созданные постройки.
В эксперименте были заняты 10 детей средней группы МДОУ, задействованных в констатирующем эксперименте. Формирующий эксперимент проходил с октября 2005 по февраль 2006 года. По просьбе дефектолога коррекционная работа велась со всеми детьми группы.
Работа осуществлялась в 2 этапа:
- Подготовительный. Обучение проводилось в режимные моменты, в дневное время как часть индивидуального занятия, в качестве домашних заданий. На этом этапе было проведено 7 занятий.
- Основной этап. Обучение осуществлялось в ходе проведения специально разработанных занятий. Этот этап включал 12 занятий.
На основном этапе работа велась по 4 направлениям последовательно сменяющим друг друга.
- Непредметное конструирование по подражанию
- Непредметное конструирование по образцу
- Предметное конструирование по образцу
- Предметное конструирование по собственному замыслу.
Подробнее рассматривалась модель занятия по конструированию по объемному образцу, где в основной части были выделены следующие этапы:
- Изучение готовой конструкции-образца, которое включает в себя целостное восприятие объекта; выделение основных частей и деталей в конструкции-образце; определение формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей; установление последовательности выполнения постройки.
- Выполнение задания детьми.
- Анализ построек.
- Обыгрывание построек.
По завершению формирующего эксперимента нами был проведен контрольный. Цель - оценка эффективности коррекционно - развивающей работы. Контрольное исследование осуществлялось с использованием тех же заданий, что и в констатирующем эксперименте. Критерии оценки аналогичны тем, которые использовались первоначально.
После проведенной коррекционно-педагогической работы уровни сформированности конструктивной деятельности изменились. Трое детей по-прежнему имеют низкие результаты выполнения заданий, но оценка их работы возросла; 7 детей имеют средний уровень; высокого уровня не достиг ни один ребенок.
После проведенной коррекционной педагогической работы интерес к конструктивной деятельности стал более выраженным. Большинство детей работали активно, с желанием, эмоционально, доводили начатую работу до конца.
• Расширилась тематика построек, но во всех случаях замысел оставался не оригинальным, заимствовался из опыта обучения.
• Обследуемые давали отчет о проделанной работе, сопровождая действия речью, но высказывания в большинстве случаев носили примитивный характер.
• При решении конструктивной задачи большинство детей научилось проводить целенаправленный отбор строительного материала, что говорит о появлении планирующего компонента деятельности.
• При повторном обследовании испытуемые стали с большим желанием обыгрывать созданные постройки, однако подлинной сюжетной игры не получалось, т.к. они ограничивались лишь процессуальными действиями.
- Дети научились конструировать по подражанию, практически не
допуская ошибок. В случае затруднения ими используется стимулирующая помощь.
- При конструировании по образцу по-прежнему наблюдаются
следующие ошибки: замена одних форм другими; введение в постройку дополнительных деталей; пропуск фигур. Для исправления ошибок требовалась стимулирующая и направляющая помощь.
Данные контрольного эксперимента позволяют сделать следующий вывод: разработанная серия коррекционно-развивающих занятий позволила повысить уровень конструктивной деятельности и существенно изменила отношение детей с нарушениями интеллекта ко всем ее компонентам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»
Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять предлоги «В», «ПОД» в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста. (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 9 г.Армавира Паращенко Надежды Петровны).
Перспективное планирование конструктивных игр в процессе математической деятельности детей среднего дошкольного возраста....
Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...
Формирование мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В данной работе рассматривается проблема формирования мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выделены особенности мимики детей среднего дошкольного возраста с нарушениями з...
Методическая разработка : Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
Методическая разработка : Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования «Построй, не откры...
Система работы по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
Рекомендации для педагогов...
Родительское собрание "Развитие конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста"
Детское конструирование из разного строительного материала – как составная часть игровой деятельности формирует у ребенка конструктивное мышление и представление. Развив...