Средства коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи
статья по логопедии

Мельниченко Юлия Александровна

В данной статье рассмотрены проблемы коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад  №7 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Мельниченко Юлия Александровна

Учитель-логопед

 Средства коммуникации (социализации) детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи

В современном мире проблема коммуникативного развития и взаимодействия подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое? Я? Среди других людей. Коммуникативное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.  Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Специфические особенности социализации детей, имеющих задержку речевого развития, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с задержкой речевого развития, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Важным этапом на пути становления коммуникационного познания ребенка становится переход представлений об окружающем мире на знающею основу.

В настоящее время задачи коммуникативного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязей с воспитанием и обучением.

Таким образом, процесс коммуникации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.

Группа детского сада является первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребёнок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.

Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,дошкольники используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка.

Что даёт игра детям?

  • свободу: игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  • создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • увлеченность: она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • компенсацию, нейтрализацию недостатков 
  • физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  • возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки .
  • развитие воображения.
  • возможность развить свой ум.
  • радость общения.
  • умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игры на развитие коммуникативных навыков:

Игра «Салфетки на коленях». Для формирования ответственного отношения к правилам культурного поведения за столом с детьми проводили игру «Салфетки на коленях». Можно сколь угодно долго говорить о правилах, но это не позволит сформировать у них опыт деятельности. Игра позволила решить данную проблему. Правила игры заключались в следующем: если кто-то из детей или взрослых брал хотя бы кусочек еды до того, как он положил на колени салфетку, его немедленно заставляли пойти в спальню и, стоя там, громким голосом считать до десяти. Игра оказалась на редкость эффективным средством, хотя с ней связаны некоторые неудобства, которые испытывали, в основном, взрослые, нарушавшие правила. Дети замечали ошибки и в восторге кричали: «Попались!» Постепенно у детей сформировался опыт ответственного поведения и по отношению к себе.

Игры, направленные на формирование контактности и избирательности в общении

Дидактическая игра  «Возьми шарик»

Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шарика.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

Дидактическая игра:  «Зайка».

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу.    Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».

Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь   поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

При формировании избирательности в общении у детей можно рекомендовать следующую игру:

  «Найди свою пару» (С кем играть?)

           Цель: продолжать учить обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

Дидактическая игра «Небоскреб».

Цель:  развитие умения договариваться, работать в команде.

Оборудование: складной метр, кубики разного размера, по 3-4 на каждого ребенка.

Ход игры: дети садятся в круг, в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положитькубик , чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

 Примечания: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя, он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно  более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый  может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что играя сообща можно сделать более устойчивую и высокую башню.

Игра «Совместный рисунок»

Цель: развитие чувства близости между детьми.

Оборудование: листы бумаги.

Педагог предлагает каждому ребенку выполнить отпечаток своей ладони на листе бумаги, а другому ребенку предлагает  дорисовать его, придумав название рисунку.

        

Игры, направленные на  развитие средств общения

Дидактическая игра «Помоги»

Цель: учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.

Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель: продолжать учить обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.

Ход игры: дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д.  Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.

Подвижная игра «Солнышко»

Цель: Формировать речевое общение, учить договаривать о совместных действиях, изображать действия.

Оборудование: обручи, бубен.

Ход игры:         и        грающие образуют круг. В центре круга - «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки.

Дети идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим.

Мы колечки соберем,

 Золоченые возьмем.

Дети, стоящие рядом с обручами, берут их и образуют четыре маленьких круга.

 Покатаем, поиграем,

 И тебе назад вернем.

Играющие выстраиваются в общий круг, обручи кладут на пол. По сигналу ведущего (удар в бубен), дети разбегаются. По последнему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

Подвижная игра :  «Что мы делали- не скажем…»

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

Дидактическая игра: «Найди свою пару»

Цельразвитие способности понимать эмоциональное состояние другого по характеру мимики и пантомимики.

Оборудованиекарточки с изображением различных эмоциональных состояний (на каждое состояние – по две карточки).

Каждому ребенку выдается по одной карточке. Задача детей- найти свою пару. При этом можно пользоваться только невербальными средствами общения.

Дидактическая игра «Шоферы и строители»

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).

Ход игры (проводится с подгруппой из 4–6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

Игры, направленные на   формирование инициативности в общении со взрослыми сверстниками

Рисование на тему «Мой лучший друг»

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сотрудничества, проявления внимания друг к другу.

Ход: Педагог читает детям стихотворение.

Жить на свете очень туго

 Без подруги

Или друга.

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

Педагог показывает рисунки с изображением друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зовут. В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.

Рисование на тему « Грустное и веселое солнышко»

       Цель: знакомить ребенка с окружающим миром. Учить правильно, выражать свои чувства (грусть, радость). Учить умению рассказать о своих эмоциональных состояниях.

Ход: педагог предлагает детям нарисовать каким они представляют себе солнышко.  Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «Что это?» или «Кто это?».

Педагог: Какое у тебя сейчас настроение – веселое или грустное?

В зависимости от ответа ребенка, педагог помогает ребенку дорисовать солнышко. Если ребенок не может ответить, нужно помочь ему наводящими вопросами: «Что ты делаешь, когда радуешься?»( улыбается).

Игра «Переманивание»

Цель: разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений.

Ход игры: Половина детей сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит сзади за стульями. На одном стуле никто не сидит. Задача того, кто стоит за этим стулом переманить на свой стул кого-то из детей так, чтобы этого не заметил стоящий за его спиной. В свою очередь, тот, кто стоит за спиной ребенка, должен его не пустить (вовремя поймать).

Игры, направленные на формирование положительной реакции ребенка в процессе занятий

Игра  «Ладушки».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

Игра «Иди ко мне».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

Игра «Возьми, положи, брось».

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» – и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому – вкладывая мяч в руки.

Игры, направленные на преодоление безразличного отношения сверстников у  ребенка в группе

Игра « Послушный мячик».

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Передавать мяч по воздуху нельзя. Тот,  кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

 

Подвижная  игра «Нам не тесно».

Цельучить детей как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

Ход игры: игра проводиться во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:

- Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.

 Ножки, ножки

Бежали по дорожке

         Бежали лесочком, (дети бегут по направлению ко второй линии).

         Прыгали по кочкам:

        Прыг- сок, прыг-скок,

        Прибежали на лужок,

 Потеряли сапожок.(дети прыгают на двух ногах приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки, и приседают то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок).

- Нашли сапожок!- говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

 Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и  в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослым.

 В ходе игры необходимо помогать  детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей с задержкой психического развития затруднительно.

Игра- рисование : «Создание портретов»

Цельсплочении группы. Учить детей высказывать свои пожелания относительно друг друга.

 Ход игры: дети решают, чей портрет будут рисовать. Один ребенок садиться в  центре  круга на стульчик. Педагог задает детям направляющие вопросы. Например:

-Какого цвета у Лены волосы?

-Во что она одета?  

В ходе занятия ребенок перечисляет предметы одежды, (педагог помогает правильно называть предметы одежды, помогает правильно составить портрет).

На одном занятии рисуют один портрет, постепенно создается портретная галерея. В процессе работы  дети с радостью позволяют себя рассматривать, «изучать» себя. Для некоторых расторможенных детей просидеть на стуле несколько минут, не так- то просто, но интересно (упражнение на управление своим эмоциональным состоянием).

В заключении дети « проводят экскурсии» по созданной  ими галерее: находят свои портреты и портреты сверстников, показывают родителям.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зайки»

Цель: учить эмоционально, выражать чувство радости и веселое настроение от общения с окружающими людьми.

Ход игры: педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У Зайки, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

 Педагог предлагает детям приготовить для Зайки подарки. Зайка любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и пр. все подарки дети складывают в корзинку.

Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как Зайка готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Все сумею, все успею, Все сумею сделать.

Прежде чем на стол поставить

 Чашки и конфетки, Хорошо бы постелить

Чистые салфетки. Чашки, ложки ставлю в ряд,

 Чай готовлю для ребят.

 Чтобы понял каждый гость: Очень ему рады,

Я поставлю здесь цветы - Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают ему подарки с поздравлением:

День рожденья - день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И, конечно, любят гости

В этот день поздравить всех.

 Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления. Затем приглашает их за стол и угощает чаем с пирогом и конфетами. После угощения Зайка предлагает гостям поиграть.

 В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить за угощение Зайку и  попрощаться с ним.

Для того чтобы процесс коммуникации детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 : Перевод с франц. / Ж Годфруа - М. : Мир, 1992. - с.370
  2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7 -16.
  3. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1968. - №8. - С.63 .
  4. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А .Б. Добрович - М. : «Просвещение», 1987. - 205 с.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
  6. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. - 2-е изд. - М. : Смысл; Академический проект, 1999. - 279 с.
  7. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009 .-№3. - с.34.
  8. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951.
  9. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. – 2007. - №5.- с. 23.
  10.  Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974
  11.  Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 1. – с.1.
  12.  Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9
  13.  Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога /ЕС Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 720 с.
  14.  Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1996. - №1. - С.62-67.
  15.  Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007.- № 4. – с.37.
  16.  Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР // Дефектология. – 1999. - № 1. – с. 55.
  17. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Работа воспитателя в группе детей с ОНР // Логопедия сегодня. – 2008. - № 3. – с. 63.
  18.  Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М, 1999.
  19.  Цукерман Г.А. Диагностируем коммуникативные УУД: методика Рукавички. – Нижний Новгород, 2013.
  20.  Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
  21.  Юрчук, В В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук- Мн.: «Современное слово», 1998. - 768 с.
  22. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
  23.  Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  24.  Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22
  25.  Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 3, с.27-31
  26.  Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  27.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов/Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 200 с.
  28.  Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма Сентябрь, 1997. – 96 с.
  29.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.
  30.  Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2, с.66-69
  31.  Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
  32.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с...

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

«Занятие–презентация» – как одна из эффективных форм логопедической работы в дистанционном формате с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения речи

Основная идея проекта заключается в поиске оптимальной формы логопедической работы, позволяющей обеспечить непрерывность процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста, находящ...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...