Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста.
Задачи:
-Развитие мелкой моторики, пластики;
-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;
-Развитие воображения и творческой способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie_pedagoga-psihologa.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №133 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога
с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
Педагог-психолог: Иванова Р. Г.
Санкт-Петербург
2020 год.
Конспект занятия педагога-психолога ДОУ с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста.
Объект исследования: состояние эмоциональной сферы ребенка.
Предмет исследования: формы проявления эмоций у детей среднего возраста.
Задачи:
-Развитие мелкой моторики, пластики;
-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;
-Развитие воображения и творческой способности ребенка.
Эмоциональная сфера ребенка характеризуется: легкой отзывчивостью на происходящие события и отзывчивостью восприятия и воображения. А песочная анимация развивает не только мелкую моторику, но и приносит огромную пользу.
Мелкая моторика и развитие речи напрямую зависят друг от друга. Чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше он будет говорить. Для исследования была применена: Диагностики для младшего дошкольного возраста «пальцевый» тест врача A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей». Ребенка просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.
Перед началом основного занятия проводятся упражнения на разработку пальчиков малышей: повторение фигур из пальцев
1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
3. «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
4.«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа педагога- психолога.
При выполнении сложных фигурок, необходимо, помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев.
Упражнения на дорисовывание
1. Дорисуй прямую линию;
2. Дорисуй волнистую линию;
3. Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, обращается внимание, на то, как ребёнок держит пальчик, какой рукой пользуется, как он продолжает линию - с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
Упражнения на координацию движений.
1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как необходимо выполнить это упражнение.
Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счѐт 1, 2, 3;
2. Посолим суп (ребёнок берет песочек и солит поверхность стола).
Данные упражнения являются и замечательной методикой проведения обследования развития мелкой моторики у детей.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
История с песочным совенком
Этапы: Подготовительная, основная, рефлексия.
Сопровождение: Музыкальный фон «Звуки леса»
Ход занятия:
Прочтение сказки: «Маленькие воспитательные истории о жителях Большого леса, рассказанные тётушкой Совой и домовенком Непослухой»
1. Работа с песком:
2. рисование на песке героев сказки
3. Обсуждение рисунков
4. Просмотр готовой работы. Рефлексия
1. Организационный момент:
Рассуждения о мудром, маленьком совенке, который помогутенку выбраться из темного леса.
2. Раскадровка по содержанию сказки:
Необходимо распределить образы героев, для рисования, сказки по желанию детей.
3. Основная часть:
Педагог – психолог: О чем мы хотим рассказать в наших песочных рисунках? Подсказка детям (Мы хотим рассказать, о том, как необходимо помогать другим, в трудной ситуации). Дерево нарисованное детьми надо расположить вначале, как общий вид, затем вблизи, чтобы хорошо был видно облачко, которое ассоциируется с дождиком и грустным настроением утенка.
4. В ходе занятия идет наблюдение за эмоциональным состоянием детей:
В возрасте трех лет, дети, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознают и понимают. Не полностью умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Средний возраст отличаются частой сменой настроения. У большинства преобладает умеренная, экстраверсия, что говорит о том, что они больше ориентированы на окружающий мир, позитивны, открыты в эмоциональных проявлениях. Также большинство детей имеет высокую и среднюю эмоциональную устойчивость, что является хорошим результатом занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность: НОД «Мой мир добра»(С элементами песочной терапии)
Аннотация: Конспект коррекционнно-развивающей деятельности направлен на закрепление у детей понятия добро, миролюбие, уважение, дружба. формированию навыков саморегуляции....
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Технология эффективного погружения в занятия дошкольников с помощью техник релаксации и концентрации внимания.
Технология позволяет плавное вхождения в деятельность группы детей . Она направлена на развитие концентрации внимания, самодисциплину, тренировку силы воли и повышение настроения группы...