Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uo_6-8_let_5_y_god_obucheniya_2020.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87  

Рассмотрена на заседании                                                                                  «Утверждаю»

педагогического совета №                                             Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________2020г.                                              _________________ К.Е. Некрасова

                                                                                            «____» ___________________2020г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО

5-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                        

г. Калининград

2020

                                                       1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- АООП ДО для детей с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с № 87.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

            Специфика работы с умственно отсталым ребенком и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

            Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

        Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

        Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

        Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.        

        Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

            Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

        Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

            Все эти особенности психических процессов умственно отсталых детей влияют на характер протекания их деятельности. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

  2.Цель и задачи программы

Создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.

Задачи программы

  1. Развивать и формировать познавательный интерес и познавательную активность.
  2. Развивать социальные представления («Я среди взрослых и сверстников», стремление детей к самостоятельности и укрепление позиции «Я среди детей»).
  3. Развивать и формировать коммуникативное поведение.
  4. Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.

Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей:

- развивающие игры,

- игры-драматизации,

- сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- элементы арттерапии;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

-использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений.

                                  3.Планируемые результаты реализации программы

1. Ребенок испытывает познавательный интерес к окружающему, социальному миру и познавательную активность.

2. Укрепляет образ Я, расширяет представления о собственных возможностях и успехах других детей.

3. Умеет выражать свое настроение, потребности с помощью пантомимических, мимических и других средств.

4. Способен передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений.

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

                                   

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

         сентябрь

Ты и твое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени

Я в зеркале

Развивать и формировать представление о своем внешнем облике

Узнай

по голосу

Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос

Мои помощники глаза

Развивать и формировать у детей представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

              октябрь

Мои помощники уши

Развивать и формировать у детей представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Мои помощники

 нос

Развивать и формировать у детей представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Мои помощники

рот

Развивать и формировать у детей представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Моя любимая сказка

Развивать и формировать у детей интерес к сказкам и сказочным героям

ноябрь

Моя любимая игра

Развивать и формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

Моя любимая игрушка

Развивать и формировать у детей интерес к игрушкам и действиям с ними

Животное, которое мне нравится

Развивать и формировать интерес у детей по отношению к животному миру

Растение, которое мне нравится

Развивать и формировать интерес у детей по отношению к растительному миру

декабрь

Мой любимый цвет

Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете

Моя любимая еда

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь понять, что вкусы бывают разные

Праздник

Новый год

Развивать и формировать у детей навыки доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться

Моя семья

Развивать и формировать у детей представления о близких людях

январь

Члены семьи

Развивать и формировать у детей представления о близких людях

Я смеюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости

Я плачу

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения грусти

Я боюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения страха

февраль

Я злюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения злости

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

Ссора

Помочь понять причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта

март

Давай никогда не ссориться

Учить простым способам выхода из конфликта

Праздник

Мамин день

Формировать и развивать у детей навыки доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться

Секрет волшебных слов

Развивать и формировать навыки культурного общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими

Секрет волшебных слов

Развивать и формировать навыки культурного общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими

апрель

Я мальчик

Развивать и формировать представления о внешнем облике мальчиков

Я девочка

Развивать и формировать представления о внешнем облике девочек

май

Друзья в группе

Развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек

Я расту

Развивать и формировать представления о возрастных изменениях детей

Праздник

День рождения

Развивать и формировать у детей навыки доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться

Итого

36 занятий

             

                               

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические  пособия:

  • «Мы все разные». Старший дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Старший дошкольный возраст
  • «С кем ты дружишь?». Старший дошкольный возраст

Дидактические  игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

         1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.Л. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003

1

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – Москва, 2005.

1

Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». – Москва, 2004

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010

1

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

1

   6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...