Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 3-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uo_4-5_let_3_y_god_obucheniya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

Рассмотрена на заседании                                                                  «Утверждаю»

педагогического совета №                             Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________20  г.                                _________________ К.Е. Некрасова

                                                                            «____» __________________ 20   г.

                                                                                                        Приказ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО

3-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                        

г. Калининград

2018

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038),

- АООП ДО для обучающихся с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с №87,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

            Специфика работы с умственно отсталым ребенком и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

           Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

        Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

        Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

        Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.        

        Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

 Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

        Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

           Все эти особенности психических процессов умственно отсталых детей влияют на характер протекания их деятельности. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

2. Цель и задачи программы

      Создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.

Задачи программы

  1. Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения.
  2. Развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.
  3. Формировать первоначальные представления о себе и ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»).

Для реализации цели и задач используются следующие формы работы:

- развивающие игры,

- сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- беседы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений.

3. Планируемые результаты

1. Ребенок испытывает интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, к явлениям природы).

2.Воспринимает сверстника как объект взаимодействия на положительной эмоциональной основе.

3. Способен проявлять различные эмоциональные состояния, подражать выражению лица взрослого и его действиям.

4. Ребенок может выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во часов

сентябрь

Мое имя

Формировать осознания ребенком своего имени

20 минут

Ребенок и кукла

Выделять общие и отличительные признаки человека и его подобие -  куклы

20 минут

Отражение в зеркале

Формировать представление о своем внешнем облике

20 минут

Мы разные

Знакомить с отличительными особенностях других детей (голос, имя)

20 минут

октябрь

Я все вижу (глаза)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

20 минут

Я дышу

(нос)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

20 минут

Я все слышу (уши)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

20 минут

Я говорю, кушаю

(рот)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

20 минут

ноябрь

Мои любимые сказки

Формировать интерес у детей к сказкам и сказочным героям

20 минут

Животное, которое мне нравится

Формировать у детей интерес по отношению к животным

20 минут

Мои игрушки

Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

20 минут

Я играю

Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

20 минут

декабрь

Вкусный -невкусный

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде

20 минут

Я и моя семьи

Формировать у детей представления о близких людях

20 минут

Члены семьи

Формировать у детей представления о близких людях

20 минут

Я печалюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения печали

20 минут

январь

Я радуюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости

20 минут

Я смеюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости

20 минут

Я злюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения злости

20 минут

Грусть и радость

Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять их по внешним признакам

20 минут

февраль

Изменение

настроения

Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения

20 минут

Как можно пожалеть?

Развивать умения адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей

20 минут

Мы веселимся, смеемся, играем

Формировать потребности в совместных играх со сверстниками

20 минут

Друзья

Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками

20 минут

март

Ссора

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта

20 минут

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликтов

20 минут

Мальчики

Формировать представления у детей о мальчиках и девочках

20 минут

Девочки

Формировать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек

20 минут

апрель

Как вести себя за столом

Формировать у детей правила поведения за столом и навыки самообслуживания

20 минут

Как вести себя при встрече

Формировать правила поведения при встрече, коммуникативные навыки

20 минут

Как вести себя при прощании

Формировать правила поведения при прощании, коммуникативные навыки

20 минут

Волшебные слова

Формировать навыки культурного общения

20 минут

май

Совместная игра

Формировать потребности в совместных играх со сверстниками

20 минут

Совместное дело

Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом

20 минут

Я в детском саду

Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстникам

20 минут

Я в детском саду

Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

20 минут

ИТОГО

36 занятий

720 мин

5. Учебно-методическое обеспечение

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические  пособия:

  • «Какой ты?». Средний дошкольный возраст
  • «Что тебе нравиться?». Средний дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Средний дошкольный возраст

Дидактические  игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

         1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.Л. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – Москва, 2005

1

Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». –Москва, 2004

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010

1

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

1

6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...