Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr_5-6_let_4_y_god_obucheniya_2020.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

Рассмотрена на заседании                                                                                      Утверждаю»

педагогического совета №                                                Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _____________2020 г.                                                  _________________ К.Е. Некрасова

                                                                                              «____» _________________2020   г.

                                                                                                                          Приказ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

4-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                               

г. Калининград

2020

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов: 

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038),

- АООП ДО для обучающихся с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с №87.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» одна из важнейших для воспитания и обучения детей с ЗПР. Специфика работы  с детьми с ЗПР и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. В качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа «Дай мне», «Я не хочу заниматься», «А меня заберет мама?» и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

          В эмоциях дети непосредственны, они не могут оценивать необходимость в соблюдении дистанции в отношениях с окружающими, особенно старшими людьми. Чаще всего у детей наблюдается несамостоятельность, детская живость, непосредственность в реакциях и высказываниях.

2. Цель и задачи программы

      Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности.

Задачи программы

  1. Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
  3. Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
  4. Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
  5. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
  6. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
  7. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику.
  8. Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Для реализации цели и задач используются следующие формы работы:

- развивающие игры,

-  сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- релаксационные упражнения;

- беседы;

- этюды;

- чтение художественной литературы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений;

- психогимнастика;

- элементы сказкотерапии.

3. Планируемые результаты

1.  Ребенок понимает свои индивидуальные особенности.

2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру.

3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства.

4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

5.   Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации.

6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты.

7.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать   неудачам и радоваться успехам других.  

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения

Кто такой «Я»

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы

Мои умные помощники (глаза)

Учить детей понимать и ценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения

Мои умные помощники (нос)

Учить детей понимать и ценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения

октябрь

Мои умные помощники (уши, рот)

Учить детей понимать и ценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения

Мои любимые сказки

Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям

Мои любимые сказки

Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям

Мои игрушки

Учить детей определять предпочтения в играх и игрушках

ноябрь

Мы разные

Развивать умения узнавать отличительные черты друг от друга, выделяя свои индивидуальные особенности, развитие эмпатии

Мы разные

Развивать умения узнавать отличительные черты друг от друга, выделяя свои индивидуальные особенности, развитие эмпатии

Я и моя семья

Формировать у детей теплые  отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека

Вкусы бывают разные

Определят вместе с детьми их предпочтение в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

декабрь

 

Маленький помощник

Воспитывать желание оказывать окружающим посильную помощь

Как я выгляжу? Стих-е К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Воспитывать желание заботиться о себе, своей внешности

Как мы выражаем свои чувства

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам и жестам

Грусть

Помочь детям понять причины возникновения грусти, учить определять это состояние по внешним проявлениям

январь

Радость

Помочь детям понять причины возникновения радости, учить определять это состояние по внешним проявлениям

Спокойствие

Учить определять это состояние по внешним проявлениям

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, учить определять это состояние по внешним проявлениям

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое доброта и злость, учить определять это состояние по внешним проявлениям

февраль

Изменение настроения

Помочь детям понять причины возникновения и внешние признаки изменения настроения

Как можно пожалеть?

Развивать эмпатию, умения адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей

Мы веселимся, смеемся, играем

Развивать умения взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения

Плохо быть одному

Формировать у детей представления о том, как важно иметь друзей и что для этого необходимо

март

Ссора и примирение

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта

Взаимопомощь

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных персонажей

Мальчики и девочки

Учить детей различать по внешности и поведению мальчиков и девочек, развивать навыки общения мальчиков и девочек

Мальчики и девочки

Учить детей различать по внешности и поведению мальчиков и девочек, развивать навыки общения мальчиков и девочек

апрель

Как вести себя за столом

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом и навыков самообслуживания

Как вести себя при встрече

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при встрече, развитие коммуникативных навыков

Как вести себя при прощании

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при прощании, развитие коммуникативных навыков

Секрет волшебных слов

Формировать навыки культурного общения, воспитывать уважение к окружающим людям, развитие эмпатии

май

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать положительные качества личности

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать положительные качества личности

Я в детском саду

Развивать навыки социального поведения и совместных действий, воспитывать положительные качества личности

итого

36 занятий

5. Учебно-методическое обеспечение

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические  пособия:

  • «Какой ты?». Средний дошкольный возраст
  • «Что тебе нравиться?». Средний дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Средний дошкольный возраст

Дидактические  игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

         1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник:                   обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия   развития», 2010

1

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: «Академия развития», 2009  

1

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль. «Академия развития», 2008

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010

1

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство  Гном и Д, 2009

1

Тихомирова Л.Ф. Развитие  познавательных способностей детей. Популярное пособие для ролителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007

1

Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей  с ЗПР. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2014

1

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: «Валерии СПД»,   2002

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

1

6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...