Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС 5-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
педагогического совета № Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
от _______________20 г. _________________ К.Е. Некрасова
«____» __________________ 20 г.
Приказ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС
5-го года обучения
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»
г. Калининград
2018
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038),
- АООП ДО для обучающихся с РАС МАДОУ ЦРР д/с №87,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Специфика работы с ребенком с РАС и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.
Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
Уже в раннем возрасте ребенок с РАС проявляет особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновениям. Он быстро пресыщается даже приятными переживаниями, проявляет стереотипность в контактах с людьми и окружающей средой. В результате вторичной сенсорной и эмоциональной депривации у детей развивается тенденция аутостимуляции, которая заглушает дискомфорт и страхи ребенка.
В речи ребенок с РАС часто использует речевые штампы, простые фразы, произнесенные близкими людьми или услышанные при просмотре мультфильмов и телепередач. Мышление ребенка конкретно, буквально и фрагментарно. При этом дети способны к символизации, построению сложных схем и последовательностей. Ребенку сложно адекватно реагировать на окружающую среду и адаптироваться в пространстве.
2. Цель и задачи программы
Проектирование социальных ситуаций развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Задачи программы
- Адаптация ребенка при включении в образовательный процесс, формирование доброжелательного отношения к ребенку с РАС.
- Формирование социально-коммуникативных навыков.
- Усвоение социально правильных форм поведения.
- Развитие познавательной, эмоциональной и личностной сфер.
Для реализации цели и задач используются следующие формы работы:
- развивающие игры,
- сюжетно-ролевые,
- словесные;
- подвижные игры,
- беседы;
- элементы арттерапии;
- релаксационные упражнения;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- аналогия с растительным и животным миром;
- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений.
3. Планируемые результаты
1. Ребенок выделяет себя из окружающей среды.
2. Допускает другого человека в свое пространство.
3. Способен проявлять различные эмоциональные состояния, подражать выражению лица взрослого и его действиям.
4. Ребенок может выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.
5. Способен к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).
Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.
4.Учебно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во часов |
сентябрь | Я и мое имя | Формировать осознания ребенком своего имени | 30 минут |
Ребенок и кукла | Выделять общие и отличительные признаки человека и его подобие - куклы | 30 минут | |
Я в зеркале | Формировать представление о своем внешнем облике | 30 минут | |
Я в зеркале | Формировать представление о своем внешнем облике | 30 минут | |
октябрь | Я все вижу (глаза) | Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира | 30 минут |
Я дышу (нос) | Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира | 30 минут | |
Я все слышу (уши) | Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира | 30 минут | |
Я говорю, кушаю (рот) | Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира | 30 минут | |
ноябрь | Мои любимые сказки | Формировать интерес у детей к сказкам и сказочным героям | 30 минут |
Животное, которое мне нравится | Формировать у детей интерес по отношению к животным | 30 минут | |
Мои игрушки | Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними | 30 минут | |
Я играю | Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними | 30 минут | |
декабрь | Я и моя семья | Формировать у детей представления о близких людях | 30 минут |
Я и моя семья | Формировать у детей представления о близких людях | 30 минут | |
Члены семьи | Формировать у детей представления о близких людях | 30 минут | |
Я плачу | Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения грусти | 30 минут | |
январь | Я радуюсь | Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости | 30 минут |
Я боюсь | Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения страха | 30 минут | |
Я злюсь | Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения злости | 30 минут | |
Грусть и радость | Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять их по внешним признакам | 30 минут | |
февраль | Мое настроение | Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения адекватных эмоций | 30 минут |
Маски эмоций | Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | 30 минут | |
Мы веселимся, смеемся, играем | Формировать потребности в совместных играх со сверстниками | 30 минут | |
Друзья | Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками | 30 минут | |
март | Я и мои друзья | Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками | 30 минут |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликтов | 30 минут | |
Я мальчик | Формировать представления у детей о мальчиках и девочках | 30 минут | |
Я мальчик | Формировать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек | 30 минут | |
апрель | Я девочка | Формировать представления у детей о мальчиках и девочках | 30 минут |
Я девочка | Формировать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек | 30 минут | |
Как вести себя за столом | Формировать у детей правила поведения за столом и навыки самообслуживания | 30 минут | |
Как вести себя при встрече | Формировать правила поведения при встрече, коммуникативные навыки | 30 минут | |
май | Как вести себя при прощании | Формировать правила поведения при прощании, коммуникативные навыки | 30 минут |
Волшебные слова | Формировать навыки культурного общения | 30 минут | |
Я в детском саду | Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстникам | 30 минут | |
Я в детском саду | Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | 30 минут | |
ИТОГО | 36 занятий | 1080 мин |
5. Учебно-методическое обеспечение
Наименование учебно-методических материалов |
Дидактические пособия:
Дидактические игры:
|
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Методика исследования эмоциональной сферы Минаева В. М. | 1 |
Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен | 1 |
Методика «Секрет» (Социометрия) | 1 |
Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016 | 1 |
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005 | 1 |
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь,2007 | 1 |
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010 | 1 |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005. | 1 |
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 | 1 |
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия. – М.: Теревинф, 2004 | 1 |
6. Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) |
Рабочая зона педагога-психолога
Зона коррекции
|
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Музыкальный центр | 1 |
Подборка CD с записями музыки | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 3-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...