Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr_6-8_let_5_y_god_obucheniya_2020.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
педагогического совета № Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
от _______________2020г. _________________ К.Е. Некрасова
«____» ___________________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
5-го года обучения
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»
г. Калининград
2020
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),
- АООП ДО для детей с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с № 87.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» одна из важнейших для воспитания и обучения детей с ЗПР. Специфика работы с детьми с ЗПР и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.
Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. В качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.
У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа «Дай мне», «Я не хочу заниматься», «А меня заберет мама?» и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
В эмоциях дети непосредственны, они не могут оценивать необходимость в соблюдении дистанции в отношениях с окружающими, особенно старшими людьми. Чаще всего у детей наблюдается несамостоятельность, детская живость, непосредственность в реакциях и высказываниях.
2.Цель и задачи программы
Цель: Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности.
Задачи программы
- Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
- Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
- Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику.
- Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей:
- развивающие игры,
- игры-драматизации,
- сюжетно-ролевые,
- словесные;
- подвижные игры,
- релаксационные упражнения;
- беседы;
- этюды;
- импровизации;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- чтение художественной литературы;
- элементы арттерапии;
- релаксационные упражнения;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- аналогия с растительным и животным миром;
- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений;
- психогимнастика;
- элементы сказкотерапии.
3.Планируемые результаты реализации программы
1. Ребенок понимает свои индивидуальные особенности.
2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру.
3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства.
4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
5. Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации.
6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты.
7. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
8. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
9. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.
4.Учебно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Мое имя | Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения |
Какой «Я»? | Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста | |
Моя любимая сказка | Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям | |
Мой любимый цвет | Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете, помочь им понять, что предпочтения бывают разные | |
октябрь | Моя любимая еда | Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные |
Мое любимое занятие | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, помочь им понять, что предпочтения бывают разные | |
Я сам | Определять вместе с детьми их возможности в связи с возрастом, полом, индивидуальными возможностями. Развитие навыка понимания своей индивидуальности, быть в мире с собой | |
Моя семья | Развивать у детей теплые отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека | |
ноябрь | Дом, в котором ты хочешь жить | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам быта, помочь им понять, что предпочтения бывают разные |
С кем ты хочешь подружиться | Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга |
Настроение и погода | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода | |
На природе | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них природа | |
декабрь | Мимика | Продолжать знакомство детей с внешним выражением разных эмоциональных состояний |
Добрый, злой | Помочь детям понять, что такое доброта и злость, как адекватно выражать свои чувства | |
Грусть | Помочь детям понять, что такое грусть, что значит плохое настроение, как поднять настроение | |
Гнев | Помочь детям понять, что такое гнев, как адекватно выражать свои чувства | |
январь | Страх | Помочь детям справляться со своими страхами |
Удивление | Помочь детям понять распознавать удивление | |
Радость | Помочь детям понять, что такое радость, как адекватно выражать свои чувства | |
Маски эмоций | Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | |
февраль | Я и другой: мы разные | Развивать представления об индивидуальности каждого человека, терпимого отношения к другим людям |
Давай познакомимся | Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства | |
Давай никогда не ссориться | Развивать навыки поведения в трудных жизненных ситуациях. Развивать эмпатию, умения общаться друг с другом | |
март | Взаимопомощь | Формировать представления о помощи другим, развитие навыков дружеского общения |
Вредные привычки | Формировать представления о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье | |
Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо») | Формировать понятия «нельзя», «надо». Воспитывать стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении | |
Секрет волшебных слов | Воспитывать культуры общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими | |
апрель | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Развивать навыки оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях. Формировать умения определять основные черты характера людей |
Мальчики и девочки | Развивать представления о внешнем облике мальчиков и девочек, развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек | |
май | Играем вместе | Развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитывать стремления понимать и уважать мнение собеседника. |
Порядок в твоем доме | Приучать детей содержать в порядке свое жилье, группу в детском саду, окружающую среду | |
День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | Развивать навыки доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться за успехи других людей. | |
итого | 36 занятий |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование учебно-методических материалов |
Дидактические пособия:
Дидактические игры:
|
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Методика исследования эмоциональной сферы Минаева В. М. | 1 |
Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен | 1 |
Методика «Секрет» (Социометрия) | 1 |
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2010 | 1 |
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2009 | 1 |
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. «Академия развития», 2008 | 1 |
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005 | 1 |
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010 | 1 |
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство Гном и Д, 2009 | 1 |
Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с ЗПР. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2014 | 1 |
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для ролителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007 | 1 |
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: «Валерии СПД», 2002 | 1 1 |
6. Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) |
Рабочая зона педагога-психолога
Зона коррекции
|
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Музыкальный центр | 1 |
Подборка CD с записями музыки | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС 5-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 3-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...