Преемственность сопровождения в образовательных учреждениях обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_soprovozhdeniya.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность сопровождения
в образовательных учреждениях
обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
СОШ | ДОУ | |
Коррекционно-логопедическая работа в образовательной организации осуществляется на основе нормативных и нормативно-методических документов | ||
1. 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990. 2. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» 3. 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (с изменениями и дополнениями). 8. Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка об организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 9. Приказ Министерства образования РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 10. Приказ Министерства образования РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 11. Письмо Министерства образования и науки России от 20 февраля 2017 г. N 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ».
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». | 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (с изменениями и дополнениями) 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). 9. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 . 10. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». | |
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТНР | ||
1. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. 2. Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения: I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года (I – 4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. | В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с ТНР по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников с ОВЗ, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник с ФФН или с заиканием получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования, а воспитанник с ОНР - по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. При включении воспитанника с ФФН в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование». При включении воспитанника с ОНР в группу общеразвивающей направленности, его образование осуществляется по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Общий объем образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которая должна быть реализована в образовательной организации в группах компенсирующей и комбинированной направленности, планируется в соответствии с возрастом воспитанников, уровнем их речевого развития, спецификой дошкольного образования для данной категории детей. | |
. Рекомендуемое количество детей | ||
Вариант 5.1 - не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся. Вариант 5.2 – 12 обучающихся с ТНР. Наполняемость групп для осуществления коррекционно-логопедической работы - от 6 до 12 учащихся. | Количество детей в компенсирующих группах: - для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до 3-х лет – до 6 человек; - для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте старше 3-х лет – до 10 человек; - для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3-х лет – до 12 человек; Количество детей в группах комбинированной направленности: - для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до 3-х лет – до 10 человек, в том числе не более 3-х детей с тяжелыми нарушениями речи; - для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте старше 3-х лет – до 18 человек, в том числе не более 4-х детей с тяжелыми нарушениями речи; - для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3-х лет – до 24 человек, в том числе не более 10-ти детей с фонематическими нарушениями речи. | |
Кадровые условия реализации Программы | ||
При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: - учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед – должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии: по специальности «Логопедия» с получением квалификации «Учитель-логопед»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия» (квалификация/степень – бакалавр), либо по магистерской программе соответствующего направления (квалификация/степень – магистр); по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Коррекционная педагогика и специальная психология» (квалификация/степень – бакалавр), либо по направлению «Педагогика», магистерская программа «Специальное педагогическое образование» (квалификация/степень – магистр). Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование по другим специальностям, направлениям, профилям подготовки для реализации программы коррекционной работы должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца. Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. При необходимости в процессе реализации АООП НОО обучающихся с ТНР возможно временное или постоянное подключение тьютора и ассистента (помощника), которые должны иметь: тьютор - высшее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца; ассистент (помощник) – не ниже среднего общего образования с прохождением соответствующей программы подготовки. | В штатное расписание Организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи должны быть включены следующие должности: - учитель-логопед – должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии: по специальности «Логопедия» с получением квалификации «Учитель-логопед»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия» (квалификация/степень – бакалавр), профиль подготовки «Дошкольная дефектология» (квалификация/степень – бакалавр), либо по магистерской программе этого направления (квалификация/степень – магистр). Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование по другим специальностям и направлениям подготовки, для реализации АООП должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца. - педагогические работники - воспитатель (включая старшего), педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист, инструктор-методист (включая старшего) - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. При включении в группу комбинированной или общеразвивающей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, дошкольная образовательная организация должна предусмотреть дополнительное кадровое обеспечение специалистами в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. | |
Сопровождение детей с ОВЗ осуществляется ПМПк образовательных учреждений. На основании Заключения психолого-медико-педагогической комиссии разрабатывается АООП/АОП. Реализация АООП/АОП отражается в пакете документов, регламентированном локальными актами образовательного учреждения. Информация о динамике развития ребенка направляется ПМПк в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка. | ||
Преемственность адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования прослеживается в следующем: – общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации; – единый подход к условиям реализации АООП/АОП, структурно-содержательным компонентам, образовательным результатам; – единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей. http://fgos.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие...
Сообщение на тему: "Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения".
Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих ...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....
Художественно-эстетическое развития в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими дошкольные образовательные учреждения
Выступление на педагогическом совете...
«Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения» в Детском саду «Солнышко»
Сообщение...
Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений «Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».
Данный мастер-класс направлен на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей старшегот дошкольного возраста...
Сообщение на тему: «Коррекционно-развивающее сопровождение детей, имеющих речевые нарушения».
Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих ...