Способы направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Способы направления поддержки детской инициативы детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_napravleniya_podderzhki_detskoy_initsiativy_vospitannikov_s_ovz.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Задача педагога — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:
• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает де-
литься своими переживаниями и мыслями;
• помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создает ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
• обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и
могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения
эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в группе располагающая, почти домашняя, дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.
Группа оборудована таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги,открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагог:
• устанавливает понятные для детей правила взаимодействия;
• создаёт ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
• поддерживает инициативу детей по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов.
Для формирования детской самостоятельности в группе образовательная среда выстроена таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими
игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагогам регулярно создаются ситуации,
в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Предметно-пространственная среда в группе вариативна, состоит из различных центров активности, которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда структурирована и понятна ребенку. В течение дня выделяется время, чтобы дети могли выбрать центр активности по собственному желанию.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Игровая среда в группах стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое пространство разнообразно и легко трансформируется. Дети принимают активное участие в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.
С целью развития игровой деятельности педагоги:
• создают в течение дня условия для свободной игры детей;
• определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдают за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются
в игре;
• отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, пред-
лагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Создание условий для развития познавательной деятельности.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог создаёт ситуации, в которых проявляется детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Для развития познавательной деятельности и поддержки детской инициативы в группах созданы «мини-лаборатории», «уголки конструирования», оборудованы «игротеки».
Стимулируя детскую познавательную активность педагоги:
• регулярно предлагают детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагают детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивают в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяют детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуют обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по
одному и тому же вопросу, помогают увидеть несовпадение точек зрения;
• помогают детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогают организовать дискуссию;
• предлагают дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Создание условий для развития проектной деятельности.
С целью развития проектной деятельности педагоги:
• создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• стараются быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживают детскую автономию: предлагаем детям самим выдвигать проектные решения;
• помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживают их идеи,
делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогают детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, педагоги предлагают детям большое
количество увлекательных материалов. Природа и ближайшее окружение — важные эле-менты среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Создание условий для самовыражения средствами искусства.
Для продуктивной деятельности в группах оборудованы "Центры творчества"
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства педагоги:
• планируют время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
• создают атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
• оказывают помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
• предлагают такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
• поддерживают детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств
Создание условий для физического развития
В группах созданы уголки физкультуры с игровым и спортивным оборудованием.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей педагог:
• ежедневно предоставляет детям возможность активно двигаться (физкультминутки, подвижные игры, игры с движением под музыку).
• обучает детей правилам безопасности (используем в работе «Правила группы» при- думанные совместно с детьми)
• создаёт доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствуют про-
явлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
• использует различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение».
Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение»....
«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».
В материале описана практика по изготовлению игры-бродилки....