Способы направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Костылева Светлана Юрьевна

Способы направления поддержки детской инициативы детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы  направления поддержки детской инициативы воспитанников с ОВЗ

        В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

        Задача педагога — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

        Все виды деятельности, предусмотренные программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:

• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает де-

литься своими переживаниями и мыслями;

• помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• создает ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

• обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и

могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения

эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в группе располагающая, почти домашняя, дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.

Группа оборудована таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги,открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Формирование доброжелательных, внимательных отношений.

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагог:

• устанавливает понятные для детей правила взаимодействия;

• создаёт ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

• поддерживает инициативу детей по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

Развитие самостоятельности

Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов.

Для формирования детской самостоятельности в группе образовательная среда выстроена таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими

игровыми ситуациями;

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы педагогам регулярно создаются ситуации,

в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.

Предметно-пространственная среда в группе вариативна, состоит из различных центров активности, которые дети могут выбирать по собственному желанию.    Предметно-пространственная среда структурирована и понятна ребенку. В течение дня выделяется время, чтобы дети могли выбрать центр активности по собственному желанию.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности.

Игровая среда в группах стимулирует детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое пространство разнообразно и легко трансформируется. Дети принимают активное участие в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.

С целью развития игровой деятельности педагоги:

• создают в течение дня условия для свободной игры детей;

• определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

• наблюдают за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются

в игре;

• отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, пред-

лагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Создание условий для развития познавательной деятельности.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог создаёт ситуации, в которых проявляется детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Для развития познавательной деятельности и поддержки детской инициативы в группах созданы «мини-лаборатории», «уголки конструирования», оборудованы «игротеки».

Стимулируя детскую познавательную активность педагоги:

• регулярно предлагают детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

• регулярно предлагают детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

• обеспечивают в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

• позволяют детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

• организуют обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по

одному и тому же вопросу, помогают увидеть несовпадение точек зрения;

• помогают детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

• помогают организовать дискуссию;

• предлагают дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Создание условий для развития проектной деятельности.

С целью развития проектной деятельности педагоги:

• создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

• стараются быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

• поддерживают детскую автономию: предлагаем детям самим выдвигать проектные решения;

• помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживают их идеи,

делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

• помогают детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, педагоги предлагают детям большое

количество увлекательных материалов. Природа и ближайшее окружение — важные эле-менты среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Создание условий для самовыражения средствами искусства.

Для продуктивной деятельности в группах оборудованы "Центры творчества"

Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства педагоги:

• планируют время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

• создают атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;

• оказывают помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

• предлагают такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;

• поддерживают детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств

Создание условий для физического развития

В группах созданы уголки физкультуры с игровым и спортивным оборудованием.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей педагог:

• ежедневно предоставляет детям возможность активно двигаться (физкультминутки, подвижные игры, игры с движением под музыку).

• обучает детей правилам безопасности (используем в работе «Правила группы» при- думанные совместно с детьми)

• создаёт доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствуют про-

явлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

• использует различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение».

Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение»....

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...