Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
материал (средняя группа)
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»
Ш.А.Амонашвили
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поддержка детской инициативы в мини центрах у детей средней группы 4-5 лет. | 21.81 КБ |
«РППС в развитии детской инициативы» | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы.
Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
Подготовила воспитатель:
Соколова Наталия Викторовна
2019г.
Поддержка детской инициативы в мини центрах у детей средней группы 4-5 лет.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»
Ш.А.Амонашвили
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Цель: создание условий для развития самостоятельности, инициативы и активности дошкольника через создание центров активности и организации
свободной деятельности.
Задача взрослых: помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате
его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Задача каждого ребенка: стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные
выборы и строить свою жизнь.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в группе. В форме самостоятельной инициативной деятельности в группе могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Условия, необходимые для развития инициативы детей.
1. Развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе должен преобладать демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели должны развивать умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Дети 3-5 лет «Я сам», «Любознательные почемучки» проявляют инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
Дети выбрали сами для театрализованной деятельности атрибуты. Дети вовлеклись в этюдную работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей. Дети сами придумали сказку и показали детям второй младшей группе.
Я привлекла внимание детей плачем куклы, задала вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигали свои версии ответов: кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего», кто строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
Девочки в группе играли в кукол, укладывали спать, я запела потешки и девочки стали сами подпевать.
Для становления инициативности необходимо создание предметно - пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).
В группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступна для детей. Дети самостоятельно по своему желанию могут занять себя, чем либо. Которые дети не знают чем заняться, мы им предлагаем
что – нибудь по их интересам.
4—5 ЛЕТ. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку
Проявление инициативности:
все виды деятельности ярче всего
- в общении
- в предметной деятельности
- игре
- экспериментировании
- познавательной деятельности
- творческой деятельности
Инициативу ребенка поощрять, нельзя наказывать!
Используемые источники:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Использование техники нетрадиционного рисования, как средство развития творческих способностей и воображения у детей".
Выступление на районном методическом объединении....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Выступление на районном методическом объединении...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста...
Выступление на заседание районного методического объединения воспитателей по теме: «Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка»
Выступление на заседание районного методического объединения воспитателей по теме: «Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка»...