Занятие по профориентации «Профессиональная проба».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Занятие по профориентации «Профессиональная проба».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по профориентации «Профессиональная проба». | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная проба».
Занятие со старшеклассниками по профориентации
«Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.»
Сенека
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
- Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
- Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый
Дидактические материалы: инструкционные карты, презентация
Теоретическая часть: основные характеристики профессий
Тип урока : деловая игра
Ход занятия
- Организационно-подготовительная часть
Приветствие, контроль посещаемости
(Можно, чтобы каждый ученик представился ,называя свое имя , произнес профессияю на туже букву, что и первая буква имени )
2.Повторение пройденного материала:
-Сколько профессий существует в мире?
(В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.)
- Почему существует такое многообразие профессий?
В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Проще сказать: «Спрос рождает предложение».
Вы все хотите в будущем стать успешными в своей профессиональной карьере. Для этого вы должны приложить немалые усилия и стать профессионалом.
-Кто же такой профессионал?
Ответ уч-ся: Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.
-Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
Ответ уч-ся: Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.
Современный мир предлагает нам огромный выбор профессий и способов реализации своей профессиональной деятельности. - Как влияет профессиональный труд на человека? В профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
Рассмотрим виды профессиональной деятельности.
Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, бухгалтер исследователь, конструктор, юрист.
Существуют и менее распространенные профессии, которые могут подразделяться на редкие и свободные и необычные профессии?
- Редкие (очень единичные профессии) - сурдопереводчик, дегустатор, эмбриолог, ювелир – огранщик., сомелье.
- Свободные (хочет работает, хочет нет, свободный график) - фрилансер, художник, писатель, скульптор.
- Необычные - нюхатель освежителей, дегустатор кошачьего корма, ловец шаров,
Большинство из вас уже определились с выбором профессии? Что повлияло на ваш выбор?
На экране надпись:
Что повлияло на твой выбор :
- Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
- Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
- Хочу носить военную форму.
- Полезность профессии для самого человека : « Будешь поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
- Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
- Опираюсь на свои способности, личные качества и здоровье.
- В этой профессии много свободного времени.
- Нет привязки к одному месту.
- Люблю сидячую работу.
- Это моя давняя мечта.
Просьба к детям, пояснить свои ответы.
Минута отдыха.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(«Тише едешь - дальше будешь»)
3.Что должен знать каждый рыбак?
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
4.Что должен знать каждый ученик?
( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)
- А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия вашему сладу характера
Классификация профессий по предмету труда (презентация)
Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)
Домашнее задание для детей.
- «Человек-техника»
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
- «Человек – природа»
Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
- «Человек - человек»
Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.
Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:
- воспитание и обучение;
- здравоохранение;
- организация и управление;
- правовая защита;
- торгово-сервисное обслуживание;
- культурно-просветительская работа.
«Человек - знаковая система
Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.
- Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
- Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
- Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер).
- Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист.
- «Человек – художественный образ»
Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.
Среди этой группы можно выделить следующие направления:
- Организаторские (режиссер, балетмейстер);
- Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
- Исполнительские (кондитер, портной);
- Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Диагностические методики
1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
|
|
|
| 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
| 1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
|
|
| 1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. | 1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
|
| 1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
|
|
|
| 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
|
| 1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
| 2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
|
|
| 2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных. | 1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
|
|
| 1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
| 1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
|
| 2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
| 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
| 2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество/ |
|
|
| 2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. | 2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
|
| 2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
|
|
|
| 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
| 1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
|
| 1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
| 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
| 1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. | 2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
| 1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
|
|
|
| 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. | 1 |
|
|
|
|
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. |
|
| 1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
| 1 |
|
| П | Т | З | Х | Ч |
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»
Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.
Предлагается трудоустроить следующих героев:
- Дюймовочка;
- Незнайка;
- Конек-горбунок;
- Кощей Бессмертный;
- Царевна-лягушка;
- Змей Горыныч;
- Колобок;
- Чебурашка;
- Баба-яга;
- Василиса Прекрасная.
Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой редкой или новой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
конспект занятия по профориентации в подготовительной к школе группе "Центр занятости"
конспект занятия по профориентации...
конспект открытого занятия по профориентации на занятии по физкультуре
НОД на зазнятии по физкультуре в средней группе по профориентации...
Программа ранней профориентации "Профессиональный компас"
Педагогическая диагностика освоения программы «Профессиональный компас»Средняя группа...
Программа профессиональной пробы: испытание в профессии Тема: Профессия инспектор ГИБДД
Дошкольный возраст 6-7 лет – благоприятный возраст для формирования профессионального самоопределения. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновре...
Профессиональная проба для обучающихся старших классов «Воспитатель».
Профессиональная проба для обучающихся старших классов «Воспитатель»....
мастер-класс по профориентации с педагогами «Профессиональная проба профессии «Флорист»
В настоящее время в образовании большое внимание уделяется проблеме профессиональной ориентации подрастающего поколения. Это связано со стремительно развивающимся современным миром, его техническим пр...