Типологические варианты отклоняющегося развития
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
1 ГРУППА. НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ.
Недостаточность (по отношению к соответствующему социально-психологическому нормативу) функциональных систем и психических процессов, недостаточность их базовых компонентов – регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих, в первую очередь, сформированность познавательной деятельности:
Виды:
1. Тотальное недоразвитие – грубо недостаточно сформированы именно произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития регуляторно-волевой и когнитивной сфер ребенка:
Три варианта тотального недоразвития:
2. Задержанное развитие несформированность этих же базовых компонентов, и регуляторной, и когнитивной сфер, но она не так велика по сравнению со средненормативной. Полностью компенсируется (откуда эта группа и получила название «задержанное развитие»):
3. Парциальная недостаточность отдельных компонентов психической деятельности (либо регулятивного, либо когнитивного компонента), т.е. когда недостаточно сформированы лишь отдельные компоненты базовых структур.
2 ГРУППА. АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ.
Этот тип получил такое название, поскольку нарушается основной принцип развития – синхронность. При оценке состояния ребенка из этой группы можно увидеть сочетания недоразвития и ускоренного (акселеративного) развития отдельных психических сфер, при которых возникают явления социальной и поведенческой дизадаптации. Отмечается искажение в последовательности формирования структур психического развития, когда в нарушение фундаментальных законов развития отдельные процессы и функции развиваются «по-своему», искаженно, образуя оригинальные, порой причудливые структурные образования, где верхние функциональные уровни могут быть сформированы лучше, чем нижние.
Виды:
1. Дисгармоничное развитие- дисфункциональное формирование аффективной организации при сохранности ее общей структуры и взаимосвязей. Т.е. поведенческие проявления будут противоположными – неуверенность в себе, склонность к навязчивым проявлениям, тревожность и т. п. при склонности к рискованным формам поведения, желанием быть всегда на виду и т. д.
2. Искаженное развитие. Наличие искажений в формировании (в первую очередь – искажения в структурной организации базовых компонентов психического развития) не только аффективной организации, но и остальных компонентов, приводящее к искажению пропорций и последовательности развития и когнитивной, и регуляторно-волевой, и аффективно-эмоциональной сфер. Речь идет о детях с аутистическими расстройствами (РАС).
3. Одарённость. Неравномерность развития отдельных сфер, их выраженно ускоренное развитие, поведенческая и/или социоэмоциональная дизадаптация.
4. Дизинтегративное развитие. Характеризуется дизинтеграцией развития всех трех психических сфер, которая становится очевидной к возрасту 2–2,5 лет. Создается впечатление, что каждый из компонентов базовой структурной организации психического, в целом развиваясь в соответствии с онтогенетическими закономерностями, не связан в формировании с двумя остальными: каждый из них нормативен, но… независим. Различия наблюдаются именно в темповых показателях формирования каждого из компонентов.
3 ГРУППА. ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ.
Наличие повреждающего влияния на центральную нервную систему (в первую очередь, головной мозг) того или иного фактора, затрагивающего, в первую очередь, органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) воздействующего на всю структуру психического развития. В то же время к категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма – как результат именно повреждения (а не неправильного формирования) системы аффективной организации:
Виды:
1. Развитие после органического повреждения ЦНС.
Два варианта:
• локально поврежденное развитие;
• диффузно поврежденное развитие.
В качестве причин локально поврежденного развития рассматриваются локально очерченные травмы, новообразования, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.
К диффузно поврежденному развитию могут приводить такие заболевания, как тяжелые прогрессирующие формы гидроцефалий, менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п.
2. Психическая травма.
4. ГРУППА. ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Недостаточность сенсорных (слуховых и зрительных), опорно-двигательных и иных систем. К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития. В этой наиболее сложной и тяжелой для организации их образования группе могут наблюдаться самые разнообразные сочетания недоразвития (недостаточности) слуха или зрения и когнитивных предпосылок, дефицитарности опорно-двигательного аппарата и слуха или зрения, а также любые другие сочетания дефицитов:
Виды:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи
Для слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция речевых нарушени...
Пространственные представления при отклоняющемся развитии
Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"...
«ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ : ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»
Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природного темперамента. Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности...
Доклад на тему: «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»
Доклад на тему: «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»...
Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)
Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием....
Все дети разные: Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка
Информация для родителей Все дети разные:Значение индивидуально-типологическихОсобенностей в развитии ребенка...