Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)
материал по коррекционной педагогике на тему

Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мальчик, 5 лет и 11 месяцев.

1. Жалобы.

Жалоба воспитателя (и мамы): не может усидеть на месте, постоянно крутится и вертится, он суетлив, смотрит по сторонам, крутит предметы в руках, приходится постоянно его одёргивать, очень невнимателен; быстро и бесцельно бегает в группе. Легко включается в игру/занятие/любую иную деятельность, но ему быстро всё надоедает, и он всё бросает. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает разные результаты (на некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет). На вопросы отвечает, не дослушав вопрос.

Запрос поступил на диагностику причин названных трудностей и получение рекомендаций по оптимизации образовательного процесса при взаимодействии с ребёнком.

2. История развития, возникновения (проявления) патологических и дизонтогенетических явлений.

История развития (сбор анамнеза):

Моторные навыки: голову начал держать в два месяца, в 5 месяцев начал садиться, ползал очень много и начал это делать в 6 месяцев, в 8 – вставать, первый раз пошёл в 11 месяцев.

        Комплекс оживления: сложился к двум месяцам полностью (замирание и зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление и вокализации (гукание, гуление).

        Болезни и травмы: травм не было, болел не часто.

На первом году развивался хорошо, проблем никаких не было.

Развитие речи: в 10 месяцев было первое слово (мама), в год и 5 месяцев – появились фразы.

        Бытовые навыки самообслуживания: опрятен, аккуратен, всё использует по правилам и по назначению.

        Не была ли изменена траектория развития? (это может быть связано со стрессом/прививками, вследствие которых произошёл регресс навыков/уход в себя):

До 3 лет много разрешали ребёнку и не наказывали. А потом, когда Матвей перестал реагировать на просьбы и слова о том, как нужно сделать/что можно/чего нельзя – родители стали ругаться и сильно наказывать ребёнка.

Папа до сих пор придерживается выбранной траектории (наказывает за проступки, требует много заниматься дома, ругает за неубранные игрушки), а мама лишь иногда наказывает (чаще прощает, утешает и жалеет ребёнка после наказаний папы, а потом уходит заниматься своими делами).

        Когда стали наказывать, ребёнок стал часто плакать без причин и плохо и мало спать.

        Как пошёл в сад: быстро адаптировался, отдали его в 3,5 года.

Как играет дома? Играет много, часто начинает одну игру, бросает её, идёт играть во что-то другое, бегает и носится по дому из одного угла в другой угол, по кругу. Иногда сидит спокойно и не бегает, когда папа с ним играет в его любимые машинки.

3. Патопсихологическая диагностика (наблюдение, экспериментальная психологическая диагностика).

В кабинет заходит с мамой, идёт с ней рядом. Уверен, не скован, улыбается. Смотрит по сторонам, оглядывается. Смотрит на психолога, садится. Сидит тихо, спокойно, руками ничего не трогает, сильно болтает ногами. Психолог предлагает ребёнку взять любую игрушку, если он хочет. Ребёнок смотрит на маму, улыбается, потом на психолога и послушно встаёт за игрушкой. Берёт зайчика, смотрит на него, берёт за лапки и кружится с ним. Потом начинает бегать по всему кабинету по кругу (3 круга), всё это время танцует с зайчиком, улыбается, смеётся, прыгает. Подходит к столу, кладёт зайчика, смотрит на маму, улыбается и садится с ней рядом.

Особенности внешнего вида и поведение при обследовании. Ребёнок опрятный, нескованный, правша, физическое развитие соответствует возрасту, помощь принимает и исправляется (но только, если взять его за руку и посмотреть в глаза); выполняет задания по установленному правилу только в случае, если предлагаемый объект ему интересен; контакту доступен, идёт на контакт легко, глазного контакта не избегает, но часто вертится и смотрит по сторонам.

Особенности моторики. Хорошо развита мелкая моторика, движения скоординированы, при смене рук (правая/левая) в выполнении различной деятельности координация остаётся на высоком уровне. Хорошо выполняет действия с предметами. Работает и правой, и левой руками, в зависимости от данного ребёнку задания. Крупная моторика (двигательная деятельность) развита слабо. Движения резкие, угловатые, часто врезается во что-то.

        Рисуя человека по просьбе психолога, много говорит, не слушает инструкцию и сначала рисует мышку. Рисует туловище (квадратное) и хвост, глаза, после помощи психолога («А мышка чем слушает?») вспоминает и говорит «А, ушки забыл!», дорисовывает. «Это Джерри, как из мультфильма «Том и Джерри»». После вопроса психолога, зачем ему такие когти, отвечает: «Мышка будет бежать, когда учует сыр. Они охотятся на сыр, потому что любят его». Мышка царапает людей. «Нарисую запах сыра», - говорит мальчик и изображает его с помощью жёлтого карандаша. Во время рисования человека проговаривает, Что рисует. Начинает с головы, в конце рисует рот и уши. Отказался от разукрашивания. «Человек грустный, потому что его кто-то обидел. Мышка тоже грустная». На вопрос, кто тебя учил рисовать, кто говорил с чего начинать рисовать, отвечал: «Сам говорил, никто не говорил, всё сам знаю».

        Начинает пищать, смеётся, кривляется. После – падает со стула (специально), сопровождая это действие смехом и улыбкой. Потом садится обратно, руки сложены и лежат на столе, сильно болтает ногами.  Смотрит по сторонам. После – снова падает со стула, отряхивает себя, смеётся, крутит головой в разные стороны, садится за стол, начинает болтать ногами. Ситуация повторяется ещё 5 раз. Всё это время смотрит на психолога, но не реагирует на его замечания и смеётся.

        Особенности планирования, организация деятельности («Рыбка»). Планирует и организует свои действия по анализу схемы и воспроизведению её в конструкции (ориентируется на схемы – пользуется средством) на высоком уровне, данную ему работу (задание) выполняет последовательно. Заданием увлечён, заметен сильный интерес. После завершения – разбирает рыбку и просит попробовать ещё раз. Но у него получается гораздо хуже, чем в первый раз, он постоянно смотрит по сторонам, болтает ногами и слегка подпрыгивает на стуле, постукивает кулачками по столу. Мало смотрит на рисунок (средством не пользуется), очень активен, мельтешит. Хвост сначала поставил неправильно, но в итоге сам исправился, когда психолог спросил: «Правильно ли стоит эта фигурка?», взяв ребёнка за руку и посмотрев в глаза. В итоге, он разбирает наполовину сделанную рыбку, просит другое задание, но тут же встаёт, берёт машинку и катает её по столу с пассажиром из киндер-сюрприза. Сюжет есть.

Воображение. Уровень развития воображения – выше среднего. Создаёт оригинальные образы в рисунках (пробы Дьяченко), выполняет дорисовывание фигурок способом «включения» – когда фигурка становится не центральной частью изображаемого предмета, а его второстепенной деталью. При выполнении задания постоянно вертится и крутится. Крутит в руках карточки с недорисованными фигурками, смеётся, улыбается. После первой пробы чуть отодвигается от стола, расставляет ноги и болтает ими. Психолог предлагает ему дорисовать ещё одну картинку. Он пододвигается к столу, продолжая болтать ногами. Тогда психолог просит посмотреть в глаза, после чего говорит, что нужно дорисовать ещё одну фигурку, мальчик послушно выполняет задание. Резко встаёт со словами «Больше не хочу, мне надоело!», с обиженным выражением лица. Оббегает комнату, садится обратно на стул. Теперь он улыбается и сам уже тянется за следующей карточкой. Выполняет задание, но уже медленнее, снова начинает грустить, отвлекается, смотрит по сторонам. Психолог просит доделать рисунок, Матвей начинает снова болтать ногами, быстро доделывает, кладёт карандаш рядом с рисунком и сложенные руки на стол, сидит, тихо, смотрит и ждёт следующего задания.

Внимание. Уровень развития внимания – низкий. Постоянно отвлекается, способен сознательно удержать внимание на каком-либо объекте только в случае, если этот объект ему интересен. Инструкции слушает то внимательно, то нет, иногда перебивает и отвлекается на посторонние объекты.

Мышление. Уровень развития образного мышления соответствует возрастной норме.  Уровень развития словесно-логического мышления – выше среднего, задания с установлением простейших логических отношений  – не вызывают трудностей.

Выполняя задание «Пиктограмма», продолжает постоянно отвлекаться, правила уже совсем не слушает, начинает рисовать то, что ему нравится, а не то слово, которое называет психолог. Психолог его останавливает и просит ещё раз внимательно выслушать инструкцию. Мальчик послушно останавливается, подпрыгивает два раза на стуле, стучит карандашом по столу, смотрит в глаза психологу. Рисует на слово рисунок. После этого – начинает вертеть головой в разные стороны, рассказывая, какая сегодня хорошая погода и какой плохой она была вчера. Речь связная, хорошая, без заиканий.

Личные (индивидуальные, эмоциональные) особенности. Ребёнок активный, общительный, инициативный, импульсивный, расторможенный, легко отвлекаемый, с частыми перепадами настроения.

Особенности общения. Быстро идёт с новым человеком на контакт. Не боится и не стесняется его, сам проявляет инициативу, сам начинает общение, провоцирует на совместную деятельность, предлагает разнообразные виды совместной деятельности.

В общении с детьми мальчик проявляет чрезмерную активность, он общителен, дружелюбен, улыбчив, принимает других детей в свои игры, правила игры обозначает сам, но идёт «на уступки» другим детям, когда они предлагают что-то своё. Негативно реагирует только на одного мальчика, который ломает во время прогулки песочные постройки Матвея (кричит – чтобы воспитательница обратила на него внимание, открыто говорит тому мальчику – «Я тебя не люблю, не буду с тобой играть»), а после – толкает «обидчика» со всей силы, тот падает. Он подбегает к нему, смеётся, потом резко начинает грустить и извиняется.  

С воспитательницей общение эмоционально хорошее. Без каких-либо негативных реакций относится ко всем замечаниям воспитательницы, тут же берёт их во внимание и старается исправиться.

4. Психологический диагноз (обязательно с указанием типа дизонтгенеза).

Парциальное недоразвитие ВПФ. Точнее, парциальное недоразвитие ВПФ преимущественно регуляторного компонента.

Ребёнок расторможен, чрезмерно активен, с быстро сменяющими друг друга эмоциональными состояниями, которые указывают на наличие у мальчика гиперактивности.

5. Стратегическая схема социально-абилитационных (включая тип детского учреждения), клинических (включая при необходимости дообследование), развивающих и обучающих воздействий.

Целесообразно, отдать ребёнка в школу на год позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение и удерживать внимание (это что касается школьного образовательного маршрута). На занятиях следует сажать ребёнка не дальше второй парты, иначе контролировать ребёнка и привлекать его внимание будет очень сложно.

Особенности ребёнка требуют развития его произвольности и внимания. Психологом может быть предложена помощь в виде занятий и упражнений, направленных на их развитие, а также на развитие крупной моторики и на мышечное напряжение и расслабление, позволяющих ребёнку сменять различные эмоциональные состояния. Таких, как например, упражнение «Снеговик», где ребёнку предстоит сыграть роль снеговика, который сначала замёрз (напряжён), а потом, когда выглянуло солнышко и начало припекать, он начал таять, до состояния лужицы, растёкшейся по земле (расслаблен).

Для развития общей организации движения полезно включать ребёнка в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой и боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит гиперактивного ребёнка к перевозбуждению).

Важна эмоциональная составляющая учёбы в саду – ребёнку должно быть интересно учиться/заниматься. Для этого целесообразно разбивать длинные задания на более короткие. Необходимо избегать переутомления ребёнка. Такому ребёнку следует повторять указания, воздействовать на разные каналы восприятия, используя как можно больше наглядных средств. Ребёнку важно быть признанным, поэтому стоит подчёркивать успехи мальчика, даже самые незначительные.

        

6. Особенности работы с родителями в конкретном случае.

Так как, развитию гиперактивности у мальчика, скорее всего, способствовала обстановка, сложившаяся у него дома, то важно, чтобы там, дома, сейчас по отношению к ребёнку было позитивное, уравновешенное и последовательное отношение со стороны значимых для него близких. Последовательность и систематичность воспитательных воздействий – то главное, на чём должна строиться тактика общения и взаимодействия семьи с таким ребёнком. Нужно соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи в воспитании ребёнка.

Необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с наказаниями – с другой.

        Также, мальчику необходим строгий и чёткий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, который способствовал бы выработке (формированию) у него произвольности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

Пример написания логопедической характеристики на ребёнка

Пример написания характеристики логопеда на ребёнка с сенсорно-моторной алалией....

Характеристика детей с отклоняющимся развитием

Среди нас,  специалистов работающих с детьми, существуют значительные расхождения в определении того, что включает в себя термин «проблемный» ребенок.  Где границы между  ин...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...

Клинико - психологическая характеристика задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 — 20% детей. В младенческом возрасте заде...

Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отк...