Пространственные представления при отклоняющемся развитии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М.С. Лебединского, Е.В.Кок, А.Р. Лирии,H Hecaen,JMgFie, O.L.Zangwijl b lheubt
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya_pri_otklonyayushchem_razvitii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пространственные представления при отклоняющем развитии»
Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых, т.е. являются базовыми по происхождению; одними из первых они «стареют». Любая форма дизонтогенеза, как показывает опыт, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности этих процессов.
Психологическая работа с отклоняющимся развитием требует продуманной тактики и стратегии. Приверженность той или иной научной парадигме является не просто констатацией реально существующего факта: это – олигофрения или это – ММД лобных отделов мозга. Она по сути предопределяет место и задачи психолога в конкретной ситуации. Опыт нейропсихологического консультирования и коррекции детей по методу А.Р. Лурии продемонстрировал его высокую валидность и адекватность. Во – первых, практически однозначно решается дифференциально – диагностическая задача: выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Во – вторых, только нейропсихологический анализ недостаточности ребенка может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, обозначать мишени для коррекционного воздействия, его этапы и индивидуальную ориентацию.
Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад. При поражении правого и левого полушария имеют место нарушения различных их форм. У больных с внетеменными поражениями левого полушария имеет место некоторый пространственный дефицит, однако он, как правило, выражен негрубо – в пределах нижней границы нормативных показателей. Кроме того, проявляется избирательно – связан с трудностями мыслительного вращения объекта и самостоятельного рисунка. Это свидетельствует о тесном межфункциональном взаимодействии в таких случаях собственно пространственных представлений с речевым опосредованием и обращением к упроченным в долговременной памяти образам; он еще акцентирует «концептуальное» участие левого полушария в зрительно – пространственной деятельности.
Пространственные представления являют собой сложную многофактурную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность. Гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования.. Знание схемы развития будет способствовать более четкому разведению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцированному подходу к отклоняющемуся онтогенезу.
Нагрузки, которые ложатся на описываемые психические процессы в период подготовки к школе и школьного обучения, грамотная квалификация имеющихся дефектов становится самостоятельной задачей при работе с детской популяцией. С другой стороны, любая форма дизонтогенеза непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров этой психической деятельности. Конечно, пространственные представления – это базис, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение, мышление и т.д.
Ранняя диагностика и коррекция может творить чудеса, не просто помогут ребенку существенно элиминировать социальную, в том числе учебную, дезадаптацию. «Своевременность решает все!» Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5 – 7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 – могут попросту уйти в песок. Как показывает клинико – психологический анализ, 9 лет – один из тех рубежей, где начинается закономерный поворот всей системы координат, в которой актуализирует свою активность человеческий мозг. В этом возрасте особенно отчетливо проявляет себя нарастание церебральной организации систем произвольной саморегуляции человека, адаптационных механизмов психики, обеспечиваемых в первую очередь лобным структурами мозга. Это главнейшее обстоятельство, как представляется, должен учитывать любой специалист, работающий и с типичным, и с отклоняющимся развитием. Необходимо помнить тот факт, что граница между нормой и патологией в детском возрасте чрезвычайно зыбка и носит не качественный, а количественный, континуальный оттенок.
Изучение оптико – пространственной деятельности в нейропсихологии опирается на ряд известных методик: определение на часах, ориентировка в схеме географической карты, квартиры, палаты, рассматривание группы фигур и сложных изображений, пересчет точек, деление линии, пространственный праксис, рисунок, копирование и другие изложенные в классической нейро- психологической литературе.
Одни из них с успехом используются в практике, другие нуждаются в специальном пересмотре, модификации и дополнении новыми методиками.
- Рисунок / куб или стол/ является одним из важнейших экспериментальных приемов для определения способностей испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Ребенку необходимо копировать фигуры в произвольном порядке правой и левой рукой. Этот прием уже доказал свою ценность при изучении межполушарных функциональных взаимоотношений как в условиях односторонних церебральных поражений, так и при дисфункции комиссуральных систем мозга.
- Методика копирования фигур Рев – Остеррица И и Тейлора. Она применима в работе с детьми уже с 6 лет. Дети допускают ряд неточностей, связанных с недостаточной сформированностью механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания. Но к 9-10 годам наблюдается полноценное выполнение теста. Другое дело, если это дети с ММД правого полушария, ранним аутизмом,…. Работа с детьми этой категории должна включать не только психолого – педагогическую, но и клиническую поддержку. А так же леворукие дети. Отсутсвие у них каких бы то ни было пространственных навыков: во внешнем и во внутреннем плане, на макро или микроуровне. Отсюда частые и полные феномены зеркальности, дизметрии, структурно – топологические ошибки в самых немыслимых вариациях.
Типология пространственных представлений и их нарушений
- Стратегия оптико – пространственной деятельности.
У детей формирование стратегии оптико – пространственной деятельности протекает до 10 -1 2 лет. Малейшая несостоятельность пространственных стратегических параметров полностью деформирует всю деятельность в целом – ведь речевые процессы еще не набрали своего регулирующего потенциала.. При интактном мозге этот дефицит приводит к массе ошибок, при органической или функциональной его недостаточности – обнажает все остальные дефекты до предела, как это видно на рисунках
- Осознанное восприятие целостного перцетивного поля.
Нарушение осознанного восприятия целостного перцептивного поля при сохранности первичных механизмов зрительного гнозиса –левостороннее игнорирование – приводит к пренебрежению к половине страницы при чтении, анализе сюжетной картинки, рисовании, письме. У детей игнорирование как левой, так в ряде случаев и правой половины перцептивного поля может возникнуть при органической или функциональной комиссуральной недостаточности / коркового или подкоркового уровня/, в единичных случаях – при изолированных поражениях правого полушария. Явления эти не стойки и достаточно легко корригируется.
- Координатные представления. Наиболее частыми являются ошибки, связанные с недостаточностью координатных представлений об объекте. Эти дефекты актуализируются в неправильном верхнее – нижнем и право – левом расположении объекта и его деталей в пространстве. Одной из наиболее характерных ошибок является реверсия – зеркальное переворачивание стимула при рисовании, копировании, написании букв и цифр. У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза, связанным с хранением и длительным сосуществованием в незрелом мозге двойных перцептивных, двигательных и мнестических энграмм. Обилие реверсий специфично для детей в норме вплоть до 6-7 лет.
Однако при различных формах дизонтогенеза выявление множественных реверсий может говорить о неблагополучии парной работы полушарий мозга. Самым ярким примером тому является зеркальное письмо леворуких. Эти явления выявляются у левшей и при различных вариантах дисгенезии или агенезии мозолистого тела.
4.Метрические представления.
К недостаточности метрических синтезов следует отнести ошибки при оценке расстояний, углов и пропорций, ошибки на 5 – 10 мин при оценке и расстановке времени на «слепых часах», аналогичные трудности при выполнении теста Бентона и при изображении фигур Тейлора. Метрические ошибки – это знак страдания правого полушария. У детей до 8 – 9 лет дизметрии могут сопровождать нормальный онтогенез. В дальнейшем они свидетельствуют о недостаточности правого полушария.
5.Структруно – топологические представления.
Структурно – топологические дефекты являются следствием изменения общей, принципиальной схемы пространственного строения предмета; разрушается его целостный образ, части и целое его смещены относительно друг друга. У детей после 6 лет структурно – топологические ошибки свидетельствуют о дефиците функционального вклада правого полушария в оптико – пространственную и психическую деятельность в целом.
6.Проекционные представления. Несостоятельность проявляется трудностями передачи трехмерности объекта на плоскости. Это связано с дисфункцией правого полушария.
У здоровых детей только к 10 годам появляются устойчивые проекционные представления при копировании; что касается самостоятельного рисунка, этот срок отодвигается до 12 лет.
Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Именно поэтому с особой силой встает вопрос об отнесении полученных при обследовании детей результатов к нарушениям или вариантам развития – типичного или отклоняющегося. Предлагаемая схема анализа позволяет:
- Оценить актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений у ребенка и соотнести его с имеющимися нормативными показателями.
- Выявить удельный вес патологических факторов и симптомов недоразвития в имеющемся синдроме.
- В результате синдромного анализа высказать суждение о характере мозгового обеспечения пространственных представлений и на его основе о типе церебрального онтогенеза конкретного ребенка.
- Составить индивидуальную коррекционную программу.
Модель иерархического строения пространственных представлений
Уровни строения пространственных представлений:
1.Протопатическая и эпикритическая чувствительностью. «Темное мышечное чувство» по И.М. Сеченову. Биоритмы, биологические часы человека. Включенность в ритмику окружающей среды.
2.Соматогнозис. Пространство, существующее в пределах собственного тела субъекта и оформленное им. Взаимодействие с внешним пространством «от тела».Ритм дыхания, сердца, гормональных колебаний, ходьбы…
3.Метрические и топологические представления. Дебют взаимодействия с внешним пространством «от головы».Скорость, ритм, темп событий.
4.Координатные представления. Прошлое – настоящее – будущее.
5.Структурно – топологические представления. Восприятие отдельных субъективных и объективных событий собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас.
6.Проекционные представления. Вербальное, концептуальное обозначение пространства, позволяющее манипулировать с ним в абстрактном плане. Хронология. вербальное, концептуальное обозначение времени. Время линейное и циклическое, дискретное, континуальное и голографическое.
7.Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе контакта с внутренним и внешним пространством.»жизнь – это река времени. Я во времени и «Река времени уносит жизнь. Время во мне» по Е.В. Осьминой.
Все перечисленные уровни пространственно – временных представлений формируются в филоионтогенезе постепенно, надстариваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостны ансамбль зрелой психики. Пространственно – временные функции достигают своего абсолюта за счет соединения факторов, противоположных друг другу как по психологическим характеристикам, так и с точки зрения их мозговой организации. Пространственные представления достигают максимально высокого уровня своего развития, когда начинают опосредоваться не только правым, но и левым полушарием.
Пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела». Пока ребенок не упрочит свои ощущения, положение своего тела он не отрефлексирует себя сегодняшнего по отношению к внешнему пространству и времени.
Внедрение данной модели позволяет проанализировать причины столь высокой эффективности / в самых тяжелых случаях/ массажа, водных, дыхательных и гомеопатических процедур; холдинг – терапии, раскачивания и верчения тела ребенка в разных плоскостях, трясик на лошадях; ай – цзи – тюань и у- шу; различных телесно- ориентированных воздействий, восходящих к шаманам. Очевидным становится потрясающее действие цвето-, фито – и рефлексотерапии, биоритмологических приемов, эвритмии и музыкотерапии. Ведь все перечисленное – примеры работы именно с самыми нижними иерархическими ступенями пространственно – временных представлений, насыщение которых не может не стимулировать развитие последующих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи
Для слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция речевых нарушени...
Текст презентации на тему"Значение формирования пространственных представлений в гармоничном развитии дошкольников"
Представляет воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией....
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»
Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....
Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений
Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»
Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...