Коррекционная программа "Коррекция проблем общения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Цель:
Установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы.
Задачи:
1.Приобретение навыков игрового взаимодействия.
2.Раскрытие положительных черт характера.
3.Формирование позитивной Я-концепции.
4.Приобретение умения выходить из проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 25.21 КБ |
metodicheskoe_obespechenie_programmy_prilozhenie.docx | 46.53 КБ |
soderzhanie_programm.docx | 32.81 КБ |
spisok_literatury.txt | 2.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность программы.
Общение ребенка-дошкольника со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность высказываний с преобладанием инициативных высказываний над ответными высказываниями, отсутствие жестких норм и правил. У детей дошкольного возраста выражено преимущественное использование невербальных средств общения с ведущим кинестетическим каналом восприятия. Общение в дошкольном возрасте неразрывно связано со взрослым, роль которого меняется в зависимости от возраста ребенка: образец для подражания, эксперт, помощник, партнер (по М. И Лисиной). Способность взрослого гибко реагировать на возрастные изменения ребенка является важным условием для установления взаимоотношений между педагогом и ребенком. Ситуация отрицательного общения со взрослыми приводит к отказу от общения со сверстниками и порождает агрессию в адрес других детей (Комиссаренко Т. И., 1988). Дети всех дошкольных возрастов не имеют постоянно не принятых сверстников. И если такое постоянство случается — его делает возможным педагог (Иванова В. П., 1975). «Эффект смещения» в восприятии детьми дошкольного возраста воспитателя с гиперболизацией негативного воздействия (Николаева А. Б., 1985) порождает своеобразный порочный круг: негативные меры воспитателя вынуждают дошкольника действеннее на них реагировать, а необходимость изменить поведение влечет, в свою очередь, усиление внимания к подобным воздействиям. Каждый третий ребенок дошкольного возраста, по данным современных исследований , имеет проблемы в общении и нуждается в психопрофилактической и психокоррекционной помощи.
Направленность программы.
Данная программа направлена на коррекцию проблем общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является вариативность её использования.
Программа может применяться:
1. Для подгрупп детей дошкольного и младшего школьного возраста (6 – 8 человек) с различными проблемами общения и взаимоотношений (изолированные, отвергнутые, конфликтные, условно принятые по результатам социометрии).
2. Для родителей с детьми (минимально 1 семья с предпочитаемой ребёнком подгруппой общения, максимально – 5 семей детей с проблемами общения).
3. Для педагогов, активно включённых в оказание помощи детям с проблемами общения и взаимоотношений (проведение специальных занятий, игр, направленных на формирование умений сотрудничества).
Цель.
Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы.
Задачи:
1. Приобретение навыка игрового взаимодействия.
2. Раскрытие положительных черт характера.
3. Развитие более позитивной Я-концепции.
4. Приобретение умения выходить из проблемных ситуаций.
5. Расширение ролевого диапазона.
6. Обучение умению договариваться
7. Коррекция стереотипов поведения.
Сроки реализации программы.
Программа включает в себя 16 часов психокоррекционных занятий. Рекомендуемая форма проведения - 4 часа в неделю в течение месяца. Форма проведения занятий – игровая.
Ожидаемые результаты.
Нивелирование имевших место проблем общения у детей. Активизация коммуникативных возможностей. Оптимизация состояния ребёнка в социуме.
Формы подведения итогов.
1. Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля для исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей его конкретно-личностных отношений с окружающими.
2. Изучение отношений детей к взрослым и сверстникам (посредством анализа их рисунков).
Тематический план.
Тема | Наименование форм работы | Количество часов | Всего часов | |
1.Ролевые игры по сюжетам сказок | Представление с диагностикой настроения | 1 | 4 | |
Игры для установления контакта между участниками | 1 | |||
Разыгрывание известных детям сказок, моделирующих ситуации общения и взаимоотношений | 2 | |||
2.Ролевые игры по условным, реальным историям | Игры для упражнения детей в различных моделях взаимодействия | 2 | 4 | |
Разыгрывание условных и реальных историй, отражающих разные модели отношений ребёнка со сверстниками и взрослыми | 2 | |||
3. «Обида» | Игры для вербального раскрепощения, снятия эмоциональных блоков | 2 | 4 | |
Проигрывание рассказанных детьми обид | 1 | |||
«Мусорное ведро» | 1 | |||
4.Игровые сюжеты | Игры для коррекции стереотипов поведения у детей | 2 | 4 | |
Проигрывание реальных, психологически сложных или конфликтных ситуаций | 2 | |||
Итого 16 |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема:
Ролевые игры по сюжетам сказок.
Цели и задачи:
1. Актуализация взаимоотношений.
2. Создание условий для эмоционального отреагирования отношений.
3. Развитие умения договариваться при решении проблемных ситуаций.
Наименование форм работы, упражнений.
1 ч. Представление с диагностикой настроения.
Игра «Цвет моего настроения». Цель: упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета.
Процедура игры: Вариант 1: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет «воздушного шарика» — это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например,: « Мое имя Света, у меня сейчас в руках шарик красного цвета». Вариант 2: «Представим, что на нас сейчас надеты волшебные майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей «волшебной майки». Вариант 3: «Мы будем называть свое имя и цвет шапочки, которая отражает «цвет нашего настроения». Ключ к цветовой диагностике настроения: Белый — самообладание. Серый — тревожность, замкнутость. Черный — конфликтность, протест, негативизм. Красный — активность, динамичность. Розовый — радость. Оранжевый — благополучие, веселье. Коричневый — зависимость, асоциальность. Желтый — оптимизм, бодрость. Зеленый — внутренняя сила, спокойствие. Голубой — расслабленность, печаль. Синий — спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый — депрессивно-меланхоличное состояние, неуравновешенность.
Игра «Кинь мяч и назови имя». Цель: знакомство
Процедура игры. Вариант 1: водящий кидает мяч, называет свое имя и все, что хочет сказать о себе. Вариант 2: водящий кидает мяч, сообщает, какого цвета у него сейчас мячик, и называет того, кому кинул мяч. «Мяч, который мы бросаем друг другу, волшебный, он окрашивается в цвет нашего настроения. Этот цвет виден только тому, кто держит мячик в руках, поэтому водящий будет сообщать «цвет мячика». Цвет мяча в этой игре, как и в игре «Цвет моего настроения», выражает настроение и состояние ребенка. Вариант 3: водящий называет свое имя и имена всех, кто бросал мяч до него. Называя свое имя, водящий указывает, какого цвета колпачок хотел бы сейчас надеть, например, Коля — синий.
Игра «Скажи вежливое слово». Цель: обучение положительному вербальному общению.
Процедура игры. Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч. Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова. Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.
1ч. Игры для установления контакта между участниками группы.
Игра «Передай маску». Цель: взбодрить детей, помочь избавиться от возможных непродуктивных настроений, настроить на работу в группе. Процедура игры. Вариант 1: участники садятся в круг, смотрят на ведущего, который придаёт своему лицу особое выражение. Сосед ведущего, сидящий слева должен в точности повторить это выражение на своём лице. Как только это у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передаёт» своему соседу слева. Так же делают и все остальные. Вариант 2: сначала в точности повторяют выражение лица соседа справа, затем придумывают собственное выражение лица и «передают» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Игра «Только вместе». Цель: получить возможность почувствовать то же, что и партнёр по игре, настроиться друг на друга.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары, встают спина к спине и медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, садятся на пол. После этого пробуют встать в этом же положении. После выполнения, участники меняются партнёрами.
Игра «Головомяч». Цель: развивать навыки сотрудничества.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга, ложатся на живот так, чтобы голова одного оказалась рядом с головой другого. Мяч нужно положит между головами партнёров, их задача поднять мяч и встать самим, касаясь мяча только головами.
Игра «Ночной поезд». Цель: овладеть различными навыками межличностного общения.
Процедура игры. Представьте себе, что совсем скоро рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметённый снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города? Кто из вас хотел бы стать локомотивом и везти поезд с игрушками детям? Остальные будут вагонами с подарками, а присутствующие взрослые будут деревьями в ночном лесу. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места . Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «шшш…» в момент, когда кокой - нибудь вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные – на них надеты шляпы. Поезд должен обязательно объехать эти деревья, прежде чем он покинет лес.
2 ч. Разыгрывание известных детям сказок, моделирующих ситуации общения и взаимоотношений.
Для детей до 5 лет предлагаются сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок». В сказках вводятся правила для развития познавательной активности, например в сказке «Волк и семеро козлят» нужно прятаться только за предмет определенного цвета. Использование алгоритмов в сюжетно-ролевых играх, то есть включение последовательности действий. Например, для развития общения используется алгоритм встречи: постучаться, войти, поздороваться, начать беседу.
Для детей с 5 лет предлагаются сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».
Тема:
Ролевые игры по условным и реальным историям.
Цели и задачи:
1. Обучение умению соизмерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и правилами.
2. Развитие понимания желательности и нежелательности того или иного поведения.
3. Предоставление возможности создать новые варианты взаимоотношений.
Наименование форм работы, упражнений.
2ч. Игры для упражнения детей в различных моделях взаимодействия.
Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет), «Уступи игрушку» (для детей с 4 до 5 лет). Цель: расширение набора тактик взаимодействия.
Процедура игры. Вариант 1: водящий подходит к кому либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку). Вариант 2: водящий подходит к кому либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики), чтобы ему уступили место (игрушку). Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения), чтобы ему уступили место.
Игра «Путаница». Цель: учить действовать сообща, соотнося свои действия с действиями других детей.
Процедура игры. Вариант 1: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, расцепляя руки. Вариант 2: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Вариант 3: дети разбиваются на две команды и встают в два круга, держась за руки. Водящий запутывает руки детей, стоящих в двух кругах с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Побеждает команда, которая распуталась первой.
Игра «Небоскрёб». Цель: учить согласованности действий, соотнося свои действия с действиями других детей.
Процедура игры. Каждый участник берёт по 2 кубика, все садятся в круг на пол. Один из участников начинает строительство в центре, ставя кубик на пол, потом подходит следующий и кладёт свой кубик рядом или сверху. Дети активно общаются друг с другом, вместе думая как поступить дальше. Ведущий подсчитывает сколько кубиков будет сложено, прежде чем башня упадёт. Даже если свалится один кубик, придётся работу начать сначала.
Игра «Коровы, собаки, кошки». Цель: учить внимательно слушать, вступать друг с другом в аудиальный контакт.
Процедура игры. Участники встают в широкий круг. Ведущий подходит к каждому и шёпотом говорит на ухо название какого-нибудь животного. Участники закрывают глаза, по команде ведущего каждый начинает говорить так, как «говорит» животное, которое ему назвали. Не открывая глаза дети объединяются в группы со всеми теми «животными» , которые «говорят» так же.
2 ч. Разыгрывание условных и реальных историй, отражающих разные модели отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для детей с 5 лет: проигрывание условных, реальных историй из жизни детей, отражающих их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (автор истории объясняет всем остальным, как нужно себя вести в той или иной роли).
Для детей до 5 лет: кукольное представление в виде импровизации монологов и диалогов действующих лиц. Например, сюжеты для игровой коррекции: импровизация на тему «Болото». Из болота прогнали комара (он больно кусался). Но без комара стали гибнуть птицы, деревья звери... Комар оказался нужен. Необходимо вернуть комара, попросить прощения. (Решаются задачи воспитания экологической культуры.) Импровизация «Снежная королева». Снежная королева уносит детей в свое царство- государство. Дети проходят через трудную тропу для того, чтобы спасти девочку. Спасенную девочку обнимают, обогревают
Тема:
«Обида».
Цели и задачи:
1. Развитие способности осознать причины непродуктивности взаимоотношений детей и педагогов, своих обид.
2. Развитие ответственности за согласование конфликтных стремлений во взаимоотношениях с педагогом.
3. Отреагирование проблем во взаимоотношениях с педагогом. Наименование форм работы, упражнений.
2 ч. Игры для вербального раскрепощения, снятия эмоциональных блоков.
Игра «Кинь мяч и скажи любое слово» Цель: Снятие нервного напряжения. Процедура игры. Вариант 1: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое слово. Вариант 2: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое плохое, неприятное слово. Вариант 3: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое страшное, опасное слово.
Игра «Колечко» Цель: развитие наблюдательности и умения читать невербальные жесты.
Процедура игры. Вариант 1: у одного из детей в ладошках, втайне от водящего, прячется колечко или любой мелкий предмет. Водящий трогает ладошки детей и пытается определить, у кого из них спрятано колечко. Вариант 2: водящий заглядывает в глаза каждому ребенку и пытается определить, у кого из детей спрятано колечко. Вариант 3: водящий использует собственные тактики для того, чтобы определить, у кого из детей спрятано колечко.
Игра «Да и нет» Цель: открыть собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Освежить игровым спором психологический климат, снять напряжение.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары и встают друг перед другом. Определяются кто из них будет говорить слово «да», а кто – слово «нет». Весь спор будет состоять лишь из этих двух слов. Воображаемый бой словами начинается очень тихо, громкость постепенно увеличивается до тех пор, пока один из участников решит, что громче уже некуда. Когда ведущий зазвонит в колокольчик, спор прекращается.
1 ч. Проигрывание рассказанных детьми обид
(«Однажды в детском саду произошло...»).
1 ч. «Мусорное ведро».
«Так же как мы выбрасываем все ненужное и плохое в мусорное ведро, мы сейчас будем выбрасывать свои обиды (для мусорного ведра подбирается любая емкость). Закроем глаза и вспомним свои обиды». Дети по очереди подходят к «мусорному ведру» и говорят: «Я выбрасываю в мусорное ведро свою обиду на ... У меня больше нет обид!»
Тема:
Игровые сюжеты.
Цели и задачи:
1. Расширение ролевого диапазона личности ребенка.
2. Обучение умению договариваться.
3. Коррекция стереотипов поведения.
2ч. Игры для коррекции стереотипов поведения у детей.
Игра «Сядь на стул». Цель игры: развитие умения действовать по сигналу и действовать спонтанно. Обучение умению проигрывать.
Процедура игры. Вариант 1: стульев ставится меньше на один, чем детей. Дети идут по кругу, по сигналу стараются занять место. Тот, кто остался без места, выбывает из игры. Игра продолжается до определения победителя. Вариант 2: дети идут по кругу, один из детей рассказывает стихотворение. Окончание стихотворения служит сигналом, по которому необходимо занять свободное место. Вариант 3: на один стул можно садиться нескольким детям, важно, чтобы все уместились на стульях. Тот, кто остался без места, выбывает из игры. В конце этого варианта игры на одном стуле могут уместиться все играющие («В тесноте, да не в обиде!»).
Игра «Защити товарища» Цель: упражнение в умении в первую очередь заботиться не о себе, а о своем товарище.
Процедура игры. Вариант 1: дети становятся в круг. В центре круга два ребенка, один из которых пытается защитить второго (уберечь от попадания мячом). Количество бросков мяча равно количеству участников игры. Если не сумел уберечь товарища, то дети меняются ролями. Вариант 2: если не сумел уберечь товарища, то выбываешь из игры. Вариант 3: необходимо защитить своего товарища и самому уберечься от попадания мячом.
Игра «Бег с препятствиями». Цель: развитие доверительной атмосферы в группе.
Процедура игры. Дети расходятся по комнате и садятся на пол не очень близко друг от друга, так , чтобы расстояние между ними было примерно полтора метра. Водящий, у которого завязаны глаза, ходит между детьми – «препятствиями», как только он приближается к кому либо из них ,«препятствие» жужжанием или напевом предупреждает его. Нельзя жужжать двум участникам игры одновременно. Как только водящий отходит от одного «препятствия», жужжать начинает тот , к которому ведущий приближается. Все должны голосом помогать водящему обойти помещение и нигде не удариться.
Игра «Пчёлы и змеи». Цель: развивать слаженность действий внутри группы.
Процедура игры. Участники разбиваются на две равные по размеру группы. Те, кто станут пчёлами , отходят к окнам, а змеи отходят к стене. Каждая группа выбирает своего короля. Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их не позовут. Ведущий прячет два предмета, которые короли должны разыскать в комнате. Король пчёл должен разыскать мёд – губку, а змеиный король должен разыскать ящерицу – карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Все пчёлы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к мёду, тем громче должно быть жужжание. Змеи должны помогать своему королю шипением. Во время игры нельзя говорить.
2ч. Проигрывание реальных, психологически сложных или конфликтных ситуаций.
Цель: коррекция взаимно отрицательных и амбивалентных отношений. Процедура игры. Ведущее слово, выбор темы принадлежит детям. Неформальное отношение со сверстниками раскрываются темами: «Почему у меня мало друзей», «Как лучше защитить себя», «Что такое хорошо и что такое плохо (в поведении)» и т. д. Семейные сюжеты: «Если бы я был папой (мамой)», «За что меня наказывают, ругают, хвалят дома и т. д.».
Сюжеты из жизни детского сада: «Пришел в детский сад, а группа закрыта», «Сломал(а) чужую игрушку», «Если бы я был(а) воспитательницей» и т. д.
Сценарий игры общий и согласованный. Во время игры конфликт драматизируется, усиливается и подчеркивается.
Методическое обеспечение программы.
Тема: ролевые игры по сюжетам сказок.
Форма занятий – игровая.
Игровые материалы: листы цветного картона (белый, серый, чёрный, красный, розовый, оранжевый, коричневый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) ; маски животных (мышь, лягушка, заяц, ёж, петух, медведь, лиса, волк, коза, козлята); 4 повязки для глаз, 2 шляпы, мяч.
Форма подведения итогов по теме.
Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам (посредством анализа их рисунков).
Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги различного цвета, краски.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 4 -7 лет и состоит из 3 серий.
Первая серия. Рисование на тему «Мой воспитатель».
Вторая серия. Рисование на тему «Моя семья».
Третья серия. Рисование на тему «Ребенок — детское общество».
Состоит из 3 ситуаций: 1) изображение себя; 2) изображение своего друга; 3) изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.
До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.
Обработка данных. Первая серия. «Мой воспитатель». Рисунки
анализируют со следующих позиций:
1. Проявление отношения к воспитателю: старательность или
небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или
отдаленности от детей.
2. Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя.
Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то, каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение.
3. Мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.
Вторая серия. «Моя семья». Рисунки анализируют со следующих позиций:
1. Реальные и воображаемые члены семьи.
2. Содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха, развлечений.
3. Половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков).
4. Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.
5. Возрастные различия в изображении членов семьи разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах.
6. Словесные комментарии к рисунку.
Третья серия: «Ребенок — детское общество». Рисунки анализируют со следующих позиций:
1. Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый— ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.
2. Старательность рисования.
3. Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой – хочу быть сильным»).
4. Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.
Тема: ролевые игры по условным, реальным историям.
Форма занятий: игра, беседа.
Игровые материалы: крупные кубики, мячи, мягкие игрушки, кукольный театр.
Форма подведения итогов по теме.
Изучение коммуникативных умений.
Подготовка исследования.
Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет.
Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Третья серия аналогична первой, а четвертая серия — второй. Но в них участвуют дети разного возраста. Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.
Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению,
как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера
4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.
5.Умеют ли рационально использовать средства деятельности
(делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава;
пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Тема: «Обида».
Форма занятий: игра, беседа.
Игровые материалы: мячи, набор цветных карточек.
Форма подведения итогов по теме.
Анализ упражнений, игр.
- Понравилось ли вам играть?
- Какие игры , упражнения показались трудными ?
- Что нового вы узнали о себе и о других ?
- Какого цвета настроение у тебя сегодня ?
Тема: игровые сюжеты.
Форма занятий: игра, беседа.
Игровые материалы: мяч, губка, карандаш.
Форма подведения итогов по теме.
Индивидуальное обследование. Адаптированная проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребёнка».
Приложение.
Конспекты занятий по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Основной акцент в этих занятиях сделан на развитии у детей умения договариваться.
Занятие 1
Цель:
1.Развить умение представлять себя.
2.Учить устанавливать контакты при общении.
3.Помочь детям с проблемами адаптации преодолеть момент вхождения в группу сверстников.
I часть
1. Упражнение «Назови себя и расскажи о себе все, что захочешь». Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестренки, во что любят играть и т. д.
II часть
Ребята лежат на коврике и вспоминают известную сказку «Теремок». С детьми перед игрой уточняются следующие моменты:
• в теремке могут жить самые разные звери — дети сами выбирают, какие звери будут у них сегодня жить в теремке;
• звери не пускают бездумно всех зверей подряд в теремок, понимая, что, например, от волка может исходить опасность для петушка и т. п.;
• звери ищут возможные пути решения возникших проблем (например, как пустить в теремок волка, лису и оставить в живых зайца, мышку).
Эта сказка моделирует вход ребенка в группу детей, не всегда настроенных миролюбиво и предъявляющих претензии к ребенку. Дети распределяют роли и проигрывают сказку несколько раз с переменой ролей. В игре поощряется импровизация, неожиданные решения возникших проблем.
III часть
Детям предлагается поплясать под музыку перед зеркалом в образе различных животных.
Занятие 2
Цель:
1. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении.
2. Учить детей называть друг друга по именам.
I часть
1. Упражнение «Брось мяч и назови по имени того, кому ты бросил мячик».
II часть
Детям рассказывают историю, которая произошла в одном лесу. «В одном небольшом лесу жили зайчики. Они жили дружно и весело. Но однажды в лес к зайчикам пожаловал еж, который стал колоться и угрожать наколоть всех зайцев на колючки. Зайцы уговорили ежика жить дружно, пригладили его колючки и пустили жить в лес. Потом пришли звери:
• лиса, которая пыталась хитростью проникнуть в лес и съесть зверюшек;
• волк, который грозился всех съесть и косточек не оставить;
• медведь, который в лесу стал толкаться и пихаться;
• лось, который всех зверей хотел рогами заколоть».
Сначала зайцы, а потом и все звери, которые уже жили в лесу, вместе с зайцами пытаются договориться с лисой, волком, медведем и лосем. Ведь места в лесу хватит всем.
III часть
Дети в образе зверей пляшут и выражают свое настроение. (Под музыку перед зеркалом.)
Занятие 3
Цель:
1. Учить устанавливать контакт при общении детей друг с другом
2. Развивать положительные взаимоотношения между детьми
3.Учить осознавать эмоции гнева.
4.Учить детей использовать ласковые слова, имена.
I часть
1. Упражнение «Брось мяч кому хочешь и назови того, кому ты бросил мяч, ласковым именем или словом».
2.Игра «Проникновение в крепость». Дети стоят по кругу, взявшись за руки с закрытыми глазами. Задача водящего — незаметно проникнуть в крепость.
II часть
Дети свободно располагаются на коврике и слушают сказку «Крапивная горка».
«Шли дожди и день, и два, и неделю. Замочило все кругом, всюду большие лужи. Весь лес стал мокрый. Попала вода в норки к зверям. Сначала в норку к ежику потекла вода, потом к мышкам, зайчикам, лисе, волку. А в этом лесу было высокое место, которое звери называли «Крапивной горкой» (там много растет крапивы). Туда-то и прибежал первым ежик и занял Крапивную горку. Потом прибежали мокрые мышки, которые вежливо попросились к ежику на горку. Следом прискакал мокрый заяц, тоже стал проситься на горку. Ежик всех пустил. Вдруг, смотрят звери, лиса бежит к Крапивной горке: хвост у лисы намок, висит, как тряпка. Подбежала лиса к Крапивной горке и давай требовать: «Пустите меня немедленно! Мне мокро и холодно!» Не понравилось зверям, как лиса к ним обратилась, да и вспомнили они все лисьи грехи: «А помнишь, лиса, как ты меня в речку столкнула и хотела съесть?» — сказал ежик. «Не пущу тебя!» Мышки и зайчик тоже вспомнили, как лиса их обижала, и отказались на Крапивную горку. А лиса-плутовка стала упрашивать зверей ласковым голосом, поняв, что надо действовать хитростью. Сжалились звери, пустили лисицу. Тут и волк подбежал мокрый-мокрый и давай рычать грубым голосом: «Подвиньтесь, пустите меня!» Не пустили волка звери, а дождь все идет не переставая. Мокнет волк под дождем. Ничего не осталось волку, как хорошо попросить зверей пустить его. Вот сидят звери на Крапивной горке, сохнут и радуются, что от дождя укрылись. А лисе вдруг тесно стало! Сидит лиса и толкает потихоньку ежика к самому краю, пока совсем не столкнула. Обиделся ежик, даже слезы выступили. Да звери увидели, что произошло, и пожалели ежа, а лису отругали. Хотели лису совсем с горки выгнать, да передумали: «Пусть пока останется, посмотрим!» Дождь стал затихать. Решили звери послать ежа в разведку: посмотреть, не ушла ли вода из норок. Смелый еж быстро справился с поручением, и звери были ему благодарны. Вода ушла из норок, выглянуло солнышко, и звери стали радостно плясать на лесной полянке около Крапивной горки».
Сказка проигрывается несколько раз с переменой ролей.
Данная сказка учит детей такому необходимому качеству, как коммуникативная толерантность .
Список литературы.
1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Академия пресс, 1997
3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии. 1981. № 4.
4. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №2
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997
6. Изард К. Э. Психология эмоций – СПб., Питер, 1999
7. Лисина М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное // в сборнике «Общение, личность и психика, ребенка» – М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997
8. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников // в сборнике «Общение, личность и психика, ребенка» – М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.: Педагогика, 1986
10. Межличностные отношения от рождения до семи // под ред. Ветровой В.В. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001
11. Мухина В.С. Психология дошкольника – М.: Педагогика, 1975
12.Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать – М.:Генезис,1998
13.Межличностные отношения ребёнка // под ред. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. – Москва: Фолиум, 1994
14.Практикум по детской психологии //под ред.Урантаевой Г.А. – Москва: Просвещение,Владос,1995
15. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. Рузской А.Г. – М.: Педагогика, 1989
16. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка – М.: Педагогика, 1988
17. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада – М.: Педагогика, 1988
18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., Питер, 1999
19. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995
20. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003
21. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. №3
22. Смирнова Е.О., Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. 1998. №3
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема:
Ролевые игры по сюжетам сказок.
Цели и задачи:
1. Актуализация взаимоотношений.
2. Создание условий для эмоционального отреагирования отношений.
3. Развитие умения договариваться при решении проблемных ситуаций.
Наименование форм работы, упражнений.
1 ч. Представление с диагностикой настроения.
Игра «Цвет моего настроения». Цель: упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета.
Процедура игры: Вариант 1: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет «воздушного шарика» — это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например,: « Мое имя Света, у меня сейчас в руках шарик красного цвета». Вариант 2: «Представим, что на нас сейчас надеты волшебные майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей «волшебной майки». Вариант 3: «Мы будем называть свое имя и цвет шапочки, которая отражает «цвет нашего настроения». Ключ к цветовой диагностике настроения: Белый — самообладание. Серый — тревожность, замкнутость. Черный — конфликтность, протест, негативизм. Красный — активность, динамичность. Розовый — радость. Оранжевый — благополучие, веселье. Коричневый — зависимость, асоциальность. Желтый — оптимизм, бодрость. Зеленый — внутренняя сила, спокойствие. Голубой — расслабленность, печаль. Синий — спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый — депрессивно-меланхоличное состояние, неуравновешенность.
Игра «Кинь мяч и назови имя». Цель: знакомство
Процедура игры. Вариант 1: водящий кидает мяч, называет свое имя и все, что хочет сказать о себе. Вариант 2: водящий кидает мяч, сообщает, какого цвета у него сейчас мячик, и называет того, кому кинул мяч. «Мяч, который мы бросаем друг другу, волшебный, он окрашивается в цвет нашего настроения. Этот цвет виден только тому, кто держит мячик в руках, поэтому водящий будет сообщать «цвет мячика». Цвет мяча в этой игре, как и в игре «Цвет моего настроения», выражает настроение и состояние ребенка. Вариант 3: водящий называет свое имя и имена всех, кто бросал мяч до него. Называя свое имя, водящий указывает, какого цвета колпачок хотел бы сейчас надеть, например, Коля — синий.
Игра «Скажи вежливое слово». Цель: обучение положительному вербальному общению.
Процедура игры. Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч. Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова. Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.
1ч. Игры для установления контакта между участниками группы.
Игра «Передай маску». Цель: взбодрить детей, помочь избавиться от возможных непродуктивных настроений, настроить на работу в группе. Процедура игры. Вариант 1: участники садятся в круг, смотрят на ведущего, который придаёт своему лицу особое выражение. Сосед ведущего, сидящий слева должен в точности повторить это выражение на своём лице. Как только это у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передаёт» своему соседу слева. Так же делают и все остальные. Вариант 2: сначала в точности повторяют выражение лица соседа справа, затем придумывают собственное выражение лица и «передают» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Игра «Только вместе». Цель: получить возможность почувствовать то же, что и партнёр по игре, настроиться друг на друга.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары, встают спина к спине и медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, садятся на пол. После этого пробуют встать в этом же положении. После выполнения, участники меняются партнёрами.
Игра «Головомяч». Цель: развивать навыки сотрудничества.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга, ложатся на живот так, чтобы голова одного оказалась рядом с головой другого. Мяч нужно положит между головами партнёров, их задача поднять мяч и встать самим, касаясь мяча только головами.
Игра «Ночной поезд». Цель: овладеть различными навыками межличностного общения.
Процедура игры. Представьте себе, что совсем скоро рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметённый снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города? Кто из вас хотел бы стать локомотивом и везти поезд с игрушками детям? Остальные будут вагонами с подарками, а присутствующие взрослые будут деревьями в ночном лесу. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места . Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «шшш…» в момент, когда кокой - нибудь вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные – на них надеты шляпы. Поезд должен обязательно объехать эти деревья, прежде чем он покинет лес.
2 ч. Разыгрывание известных детям сказок, моделирующих ситуации общения и взаимоотношений.
Для детей до 5 лет предлагаются сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок». В сказках вводятся правила для развития познавательной активности, например в сказке «Волк и семеро козлят» нужно прятаться только за предмет определенного цвета. Использование алгоритмов в сюжетно-ролевых играх, то есть включение последовательности действий. Например, для развития общения используется алгоритм встречи: постучаться, войти, поздороваться, начать беседу.
Для детей с 5 лет предлагаются сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».
Тема:
Ролевые игры по условным и реальным историям.
Цели и задачи:
1. Обучение умению соизмерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и правилами.
2. Развитие понимания желательности и нежелательности того или иного поведения.
3. Предоставление возможности создать новые варианты взаимоотношений.
Наименование форм работы, упражнений.
2ч. Игры для упражнения детей в различных моделях взаимодействия.
Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет), «Уступи игрушку» (для детей с 4 до 5 лет). Цель: расширение набора тактик взаимодействия.
Процедура игры. Вариант 1: водящий подходит к кому либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку). Вариант 2: водящий подходит к кому либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики), чтобы ему уступили место (игрушку). Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения), чтобы ему уступили место.
Игра «Путаница». Цель: учить действовать сообща, соотнося свои действия с действиями других детей.
Процедура игры. Вариант 1: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, расцепляя руки. Вариант 2: водящий запутывает руки детей, стоящих с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Вариант 3: дети разбиваются на две команды и встают в два круга, держась за руки. Водящий запутывает руки детей, стоящих в двух кругах с закрытыми глазами. По сигналу дети открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук. Побеждает команда, которая распуталась первой.
Игра «Небоскрёб». Цель: учить согласованности действий, соотнося свои действия с действиями других детей.
Процедура игры. Каждый участник берёт по 2 кубика, все садятся в круг на пол. Один из участников начинает строительство в центре, ставя кубик на пол, потом подходит следующий и кладёт свой кубик рядом или сверху. Дети активно общаются друг с другом, вместе думая как поступить дальше. Ведущий подсчитывает сколько кубиков будет сложено, прежде чем башня упадёт. Даже если свалится один кубик, придётся работу начать сначала.
Игра «Коровы, собаки, кошки». Цель: учить внимательно слушать, вступать друг с другом в аудиальный контакт.
Процедура игры. Участники встают в широкий круг. Ведущий подходит к каждому и шёпотом говорит на ухо название какого-нибудь животного. Участники закрывают глаза, по команде ведущего каждый начинает говорить так, как «говорит» животное, которое ему назвали. Не открывая глаза дети объединяются в группы со всеми теми «животными» , которые «говорят» так же.
2 ч. Разыгрывание условных и реальных историй, отражающих разные модели отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для детей с 5 лет: проигрывание условных, реальных историй из жизни детей, отражающих их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (автор истории объясняет всем остальным, как нужно себя вести в той или иной роли).
Для детей до 5 лет: кукольное представление в виде импровизации монологов и диалогов действующих лиц. Например, сюжеты для игровой коррекции: импровизация на тему «Болото». Из болота прогнали комара (он больно кусался). Но без комара стали гибнуть птицы, деревья звери... Комар оказался нужен. Необходимо вернуть комара, попросить прощения. (Решаются задачи воспитания экологической культуры.) Импровизация «Снежная королева». Снежная королева уносит детей в свое царство- государство. Дети проходят через трудную тропу для того, чтобы спасти девочку. Спасенную девочку обнимают, обогревают
Тема:
«Обида».
Цели и задачи:
1. Развитие способности осознать причины непродуктивности взаимоотношений детей и педагогов, своих обид.
2. Развитие ответственности за согласование конфликтных стремлений во взаимоотношениях с педагогом.
3. Отреагирование проблем во взаимоотношениях с педагогом. Наименование форм работы, упражнений.
2 ч. Игры для вербального раскрепощения, снятия эмоциональных блоков.
Игра «Кинь мяч и скажи любое слово» Цель: Снятие нервного напряжения. Процедура игры. Вариант 1: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое слово. Вариант 2: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое плохое, неприятное слово. Вариант 3: мяч бросается внезапно и неожиданно, одновременно произносится любое страшное, опасное слово.
Игра «Колечко» Цель: развитие наблюдательности и умения читать невербальные жесты.
Процедура игры. Вариант 1: у одного из детей в ладошках, втайне от водящего, прячется колечко или любой мелкий предмет. Водящий трогает ладошки детей и пытается определить, у кого из них спрятано колечко. Вариант 2: водящий заглядывает в глаза каждому ребенку и пытается определить, у кого из детей спрятано колечко. Вариант 3: водящий использует собственные тактики для того, чтобы определить, у кого из детей спрятано колечко.
Игра «Да и нет» Цель: открыть собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Освежить игровым спором психологический климат, снять напряжение.
Процедура игры. Участники разбиваются на пары и встают друг перед другом. Определяются кто из них будет говорить слово «да», а кто – слово «нет». Весь спор будет состоять лишь из этих двух слов. Воображаемый бой словами начинается очень тихо, громкость постепенно увеличивается до тех пор, пока один из участников решит, что громче уже некуда. Когда ведущий зазвонит в колокольчик, спор прекращается.
1 ч. Проигрывание рассказанных детьми обид
(«Однажды в детском саду произошло...»).
1 ч. «Мусорное ведро».
«Так же как мы выбрасываем все ненужное и плохое в мусорное ведро, мы сейчас будем выбрасывать свои обиды (для мусорного ведра подбирается любая емкость). Закроем глаза и вспомним свои обиды». Дети по очереди подходят к «мусорному ведру» и говорят: «Я выбрасываю в мусорное ведро свою обиду на ... У меня больше нет обид!»
Тема:
Игровые сюжеты.
Цели и задачи:
1. Расширение ролевого диапазона личности ребенка.
2. Обучение умению договариваться.
3. Коррекция стереотипов поведения.
2ч. Игры для коррекции стереотипов поведения у детей.
Игра «Сядь на стул». Цель игры: развитие умения действовать по сигналу и действовать спонтанно. Обучение умению проигрывать.
Процедура игры. Вариант 1: стульев ставится меньше на один, чем детей. Дети идут по кругу, по сигналу стараются занять место. Тот, кто остался без места, выбывает из игры. Игра продолжается до определения победителя. Вариант 2: дети идут по кругу, один из детей рассказывает стихотворение. Окончание стихотворения служит сигналом, по которому необходимо занять свободное место. Вариант 3: на один стул можно садиться нескольким детям, важно, чтобы все уместились на стульях. Тот, кто остался без места, выбывает из игры. В конце этого варианта игры на одном стуле могут уместиться все играющие («В тесноте, да не в обиде!»).
Игра «Защити товарища» Цель: упражнение в умении в первую очередь заботиться не о себе, а о своем товарище.
Процедура игры. Вариант 1: дети становятся в круг. В центре круга два ребенка, один из которых пытается защитить второго (уберечь от попадания мячом). Количество бросков мяча равно количеству участников игры. Если не сумел уберечь товарища, то дети меняются ролями. Вариант 2: если не сумел уберечь товарища, то выбываешь из игры. Вариант 3: необходимо защитить своего товарища и самому уберечься от попадания мячом.
Игра «Бег с препятствиями». Цель: развитие доверительной атмосферы в группе.
Процедура игры. Дети расходятся по комнате и садятся на пол не очень близко друг от друга, так , чтобы расстояние между ними было примерно полтора метра. Водящий, у которого завязаны глаза, ходит между детьми – «препятствиями», как только он приближается к кому либо из них ,«препятствие» жужжанием или напевом предупреждает его. Нельзя жужжать двум участникам игры одновременно. Как только водящий отходит от одного «препятствия», жужжать начинает тот , к которому ведущий приближается. Все должны голосом помогать водящему обойти помещение и нигде не удариться.
Игра «Пчёлы и змеи». Цель: развивать слаженность действий внутри группы.
Процедура игры. Участники разбиваются на две равные по размеру группы. Те, кто станут пчёлами , отходят к окнам, а змеи отходят к стене. Каждая группа выбирает своего короля. Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их не позовут. Ведущий прячет два предмета, которые короли должны разыскать в комнате. Король пчёл должен разыскать мёд – губку, а змеиный король должен разыскать ящерицу – карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Все пчёлы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к мёду, тем громче должно быть жужжание. Змеи должны помогать своему королю шипением. Во время игры нельзя говорить.
2ч. Проигрывание реальных, психологически сложных или конфликтных ситуаций.
Цель: коррекция взаимно отрицательных и амбивалентных отношений. Процедура игры. Ведущее слово, выбор темы принадлежит детям. Неформальное отношение со сверстниками раскрываются темами: «Почему у меня мало друзей», «Как лучше защитить себя», «Что такое хорошо и что такое плохо (в поведении)» и т. д. Семейные сюжеты: «Если бы я был папой (мамой)», «За что меня наказывают, ругают, хвалят дома и т. д.».
Сюжеты из жизни детского сада: «Пришел в детский сад, а группа закрыта», «Сломал(а) чужую игрушку», «Если бы я был(а) воспитательницей» и т. д.
Сценарий игры общий и согласованный. Во время игры конфликт драматизируется, усиливается и подчеркивается.
Методическое обеспечение программы.
Тема: ролевые игры по сюжетам сказок.
Форма занятий – игровая.
Игровые материалы: листы цветного картона (белый, серый, чёрный, красный, розовый, оранжевый, коричневый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) ; маски животных (мышь, лягушка, заяц, ёж, петух, медведь, лиса, волк, коза, козлята); 4 повязки для глаз, 2 шляпы, мяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий. Она отражает предметный мир, в кото...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...