Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий. Она отражает предметный мир, в котором живут дети. Здесь получают детальное наименование игрушки, игры, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Лексический состав языка допускает множество измерений, одним из которых является социолингвистический признак возрастных характеристик участников общения, отраженных в семантике используемых в общении единиц. С этой точки зрения можно выделить маркированную и немаркированную лексику.
К маркированной лексике относится определенная часть словаря, свойственного детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, а также лексика, характеризующая речь пожилых людей. Всю остальную лексику можно отнести к немаркированной.
Маркированная лексика делится на несколько групп:
- используемая детьми;
- используемая взрослыми при общении с детьми;
- имитирующая речь детей (свойственна определенной части взрослых, сюсюкающих при общении с детьми).
Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требованиям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и специфики детских понятий. Она отражает предметный мир, в котором живут дети. Здесь получают детальное наименование игрушки, игры, переживания. Например, при игре в классики девочки пользуются специальным предметом, который называется «хала» (обычно это круглая плоская баночка из-под гуталина, ее нужно толкать ногой из одной нарисованной мелом клетки в другую). В речи детей легко стираются различия между именами собственными и нарицательными: «Мне мама и бабушка подарили по барби, это — барби Надя, а это — Света». (Имя Барби воспринимается как тип кукол.)
Понятия сформированы еще недостаточно четко. Например, «добрый» — это тот, кто делится, не жаден; «строгий»—; тот, кто может наказать; «конструктор» — игра из элементов, соединяемых при помощи специальных устройств.
Для детской речи характерна прозрачность внутренних форм слов. Это явление подробно описано в книге К.И. Чуковского «От 5 двух до пяти». Дети легко образуют лексические единицы по аналогии, причем их система стройнее и логичнее, чем у взрослых (например, «ногти» и «рукти»). Дети остро ощущают значения суффиксов (например, «потерялая коша» — «потерянная кошка», суффикс «к», передающий значение пренебрежительности, не используется ребенком намеренно). Сознание детей дошкольного и младшего школьного возраста очень пластично, они легко усваивают смысл незнакомых слов по их внутренней форме и контексту. Часто они полагаются на фонетические ассоциации, и ошибки в понимании мира свидетельствуют об особой детской логике. Так, один младший школьник не понял фразы из диктанта: «На крыше выложили жесть» и написал: «На крыше выла жележесть», считая, что незнакомое слово обозначает неизвестное ему существо, скорее всего, птицу. Особая значимость фонетического образа слова играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, и поэтому нарушения произношения звуков неизбежно приводят к изменениям в развитии познавательных способностей растущего человека. Таким образом, помощь логопеда необходима здесь не только с точки зрения чисто фонетической, но и в плане общего психического развития ребенка.
Важной характеристикой детской речи являются семантически немотивированные слова, используемые в считалках, дразнилках, рифмовках: «Эне, бене, раба, квинтер, финтер, жаба» (считалка); «Робин Бобин Барабек скушал сорок человек» (дразнилка). Такие слова имеют много общего С магическими заклинаниями, не Случайно в одной Из наиболее популярных современных детских Книг колдуньи прибегают к немотивированным словам, обычно рифмованным: «Бамбара-чуфара, лорики-ерики, пикапу-трикапу» и т.д. (А. Волков. Волшебник Изумрудного города). Дети используют Также различные звуковые сочетания для имитации звуков живого и неживого мира: «Вжик- пжик» (о пиле), «Бэмс!» (об ударе О твердое препятствие), «Чвак!» (о специфическом звуке, например, при падении в густую жидкость). Такими фоносемантическими сочетаниями дети пользуются при общении друг с другом, в дошкольных учреждениях или во дворе. Эти характеристики всегда учитываются логопедами.
Лексика, используемая взрослыми при общении с детьми, Имеет ряд особенностей. Во-первых, она ограничена темами, которые доступны ребенку, и в этом смысле взрослому приходится входить в его мир и ориентироваться в нем. Во-вторых, содержит явно выраженную дидактическую направленность - взрослые открыто выносят свою оценку, говоря «что такое хорошо и Что такое плохо». В-третьих, слова в речи, обращённой к детям, тщательно проговариваются (у воспитателей детских садов, учителей начальных классов и логопедов вырабатывается особый «сверхотчетливый» стиль произношения). В-четвертых, обращенная к детям лексика обычно не содержит скрытых значений, ироничного подтекста, двусмысленной ассоциативной импликации. Ребенок в значительной мере ориентируется на ситуативное осмысление сообщения, и если он улавливает диссонанс в тексте и интонации, то у него может наступить невротический срыв в результате так называемого «инкон- систентного» употребления слов (например, «Какой же ты у меня умница!» — с язвительной интонацией и недоброй улыбкой).
Что же касается сюсюканья, то оно свойственно людям, которые мало общаются с детьми, смешивают это общение с общением с животным, не вникают в специфику возраста ребенка. В фонетическом отношении такая речь вредна для детей, ориентирующихся на произношение взрослого как на образец и слышащих неправильные звуки. Кроме того, обычно они сразу распознают неискреннюю интонацию.
В практике общения логопеда с детьми целесообразно выделять три основные возрастные группы, в зависимости от которых дифференцируется его лексика:
- средний дошкольный возраст (3—5 лет);
- старший дошкольный возраст (5—7 лет);
- младший школьный возраст (7—10 лет).
Приведем пример общения логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста.
Л о го п ед. Максим, а что это у тебя?
Р е б е н о к. Дзип.
Лого п ед. Я понимаю, джип. А кто тебе его купил?
Ребёнок. Мамя.
Л о г о п е д. А какие у тебя еще есть машины?
Ребенок. Позяльная, милиция, глюзявик. И папа купит бол ьсой кан.
Логопед. Как много у тебя машин! Наверно, ты шофером будешь, когда вырастешь?
Ребенок. Дя!
В этом диалоге логопед устанавливает контакт с ребенком, используя общелитературную лексику. Общение ведется в доброжелательной тональности, высказывается открыто выраженное положительное отношение к увлечению ребёнка.
При обучении правильному произношению звуков логопед расширяет лексику ребенка, объясняя и иллюстрируя произносимые слова. Следующий пример показателен для детей старшей дошкольной группы.
Логопед. Ты видишь, как у тебя получается? Видишь? Ну-ка, давай еще раз попробуем. Губы — трубочкой, а язык — чашечкой. Так, внимательно.
Ребенок. Ч-ч-ч.
Логопед. Вот, ты видишь? Только губы надо обязательно держать трубочкой, чтобы у тебя получилось произношение этого звука.
Обращаясь к ребенку, логопед пользуется понятными для него обозначениями. При этом все артикуляционные позиции демонстрируются наглядно.
Л ого п ед. Грач.
Ребенок. Грач.
Логопед. Грач, знаешь, такая птица есть, грач. Матч.
Р е б е н о к. Матч.
Л о го п е д. Хоккейный матч.
Логопед дает приблизительное родовидовое определение понятия: «Грач — птица», опираясь на жизненный опыт ребенка. Там, где это уместно, вместо определения приводится типичное сочетание: «Хоккейный матч». Ребенок, готовый к тому, что в речи взрослых ему предстоит встретить незнакомые слова, оказывается в положении ученика, получившего важные ориентиры для понимания новой лексики.
Логопед. Завуч.
Ребенок. Завуч.
Логопед. Завуч, это замдиректора, в школе называется завуч.
Этот пример свидетельствует о том, что иногда логопед неудачно объясняет слова. Количество таких случаев незначительно j менее 2% от общего числа объяснений и иллюстраций. Данное объяснение ошибочно, поскольку одно неизвестное понятие объясняется через другое неизвестное, тем более в виде аббревиатуры «замдиректора». Обычно же логопеды стремятся избегать сокращений и идиоматических выражений в общении с детьми.
Логопед. Речь.
Ребенок. Ечь.
Логопед. Речь. Вот у тебя еще не очень хорошая речь, но скоро ты будешь говорить правильно.
В данном случае перед нами очень удачный прием объяснения через иллюстрацию и тематически близкое слово: «речь— говорить». Можно также отметить явно выраженную оценку в речи логопеда и моральную поддержку,, которую специалист оказывает ребенку.
Логопед. Луч.
Ребенок. Луч.
Логопед. Знаешь, что такое луч? Солнечный.
Р е б е н о к. Знаю, я видел.
Еще один пример объяснения через сочетаемость слова. Ребенок сразу обращается к своему жизненному опыту. Как известно, детям свойственна не дедуктивная и индуктивная, а трансдуктивная логика, т.е. выводы на основе личного опыта. Этот тип умозаключений в наибольшей степени соответствует нормам практического знания
Л о го п ед. Печь.
Ребенок. Печь.
Логопед. Печь может быть и на заводе, где варят металл, а может
быть и у бабушки в деревне. Видел? (Показывает картинки.)
Здесь логопед расширяет словарь ребенка, иллюстрируя множественность определяемого понятия. Предъявляемая лексика подкрепляется картинками с изображениями соответствующих предметов.
Исправляя дефекты произношения, логопед решает важные задачи социализации подрастающих граждан, объясняя им значения слов и нормы поведения.
МАСТЕР-КЛАСС
Логопед. Хорошо, Юля, а теперь отработаем два звука [р] в слове. Знаешь ли ты слово «сервировка»? Посмотри на эту картинку. Видишь, как красиво накрыт праздничный стол?
Ребенок. Да.
Л о го п ед. Когда у тебя бывает день рождения, когда к вам приходят гости, мама накрывает праздничный стол, ставит красивые тарелки, кладет вилки, ножи, салфетки.
Ребенок. Да, я всегда маме помогаю накрывать на стол.
Логопед. Правильно, вы с мамой сервируете стол. А теперь скажи правильно, это слово: сер-ви-ровка.
Ребенок. Сер-ви-ровка.
Л о г о п е д. Молодец.
Объяснение значения слова проводится через его развернутую ситуативную иллюстрацию. Логопед сознательно не дает обычную родовидовую дефиницию.
Таким образом, знание специфики лексических средств языка позволяет логопеду более адекватно использовать их в общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...
Презентация "Обобщение опыта по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ"
1.Актуальность 2. Этапы работы3. Результативность...
Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности
Цель программы: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов....
ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мер...
Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...
Коррекционная программа "Коррекция проблем общения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов"
Цель:Установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы.Задачи:1.Приобретение навыков игро...