Памятка по развитию зрительного восприятия у детей 2 младшей группы
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Любые нарушения зрения оказывают отрицательное влияние на формирование познавательной деятельности, активности и самостоятельности детей. Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребенку, применение специальных методов и приемов, способов обучения, создание благоприятных условий для учебной, игровой и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка-рекомендация по использованию дидактических игр
для развития зрительного восприятия
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка могут возникнуть различные проблемы не только в интеллектуальной сфере, но и в эмоционально волевой сфере, в социализации ребенка в целом. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, не замеченные взрослым.
В процессе развития восприятие совершенствуется, и оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в процессе воспитания ребенок не получает благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности.
Ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности является острота зрения. В условиях снижения остроты зрения страдает наблюдательность, полнота обозрения, отмечается замедленность восприятия. У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться в разной степени выраженные, специфические особенности зрительного восприятия.
Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии цвета, формы, размеров, положения предметов в пространстве. У них страдает целостное и детальное восприятие. Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках и схемах. У детей наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений.
Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребенку, применение специальных методов и приемов, способов обучения, создание благоприятных условий для учебной, игровой и трудовой деятельности.
дидактических игр для развития зрительного восприятия
II младшая группа
№ | Задачи обучения | Дидактические игры и упражнения |
1. | Закрепляйте умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. | |
2. | Формируйте способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности: а) умение различать и называть форму геометрических фигур (круглая, квадратная, треугольная, овальная прямоугольная). | «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей целое», «Поручения», «Найди пару», «Дополни изображения». |
б) умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке. | «Найди такой же», «Найди предмет, похожий на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор». | |
3. | Развивайте цветовосприятие, закрепляйте знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов. | «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Волшебные цветы», «Морские волны», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные странички», «Цветные круги» и т.д. |
4. | Учите выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький, высокий ниже, низенький, толстый, тоненький и т.д. Закрепляйте знания и умения называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения. | «Найди предмет такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Каждый предмет в свою коробку», «Кто выше, кто ниже», «Найдите самые высокие и самые низкие предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по следу». |
5. | Учите правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами. | «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и т.д. |
6. | Учите группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине). | «Подбери все зеленые предметы», Найди все круглые предметы», «Найди треугольники», «Найди шары» и т.д. |
7. | Учите сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесению их с реальными предметами. | «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем отличаются изображения?», «Составь из частей целое изображение», «Разложи предметы и их изображения по величине», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные изображения», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению», «Раскрась картинку». |
8. | Активизируйте, стимулируйте и упражняйте зрительные функции. | «Составь целый предмет», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображения», «Обведи по контуру», «Составь башенку», «Что дальше, что ближе», «Что у тебя слева, что справа?», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Найди узор по образцу». |
9 | Обучая ориентировке в пространстве, развивайте их умение определять и словесно обозначать расположение предметов (вверху – внизу, слева – справа, впереди сзади) | «Где игрушка?», «Что где находится», «Кто где стоит?» и т.д. |
10. | Развивайте умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны листа (слева, справа от середины). | «Электронная муха» |
11. | В процессе наблюдения окружающего мира активизируйте сохранные анализаторы, стимулируйте предметные действия детей. | «Угадай, какой предмет в руках», «Чудесный мешочек», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Что дальше, что ближе?». |
Для развития у детей зрительного восприятия и активизации зрительных функций предлагаются следующие игры:
- «РАЗЛОЖИ НА КУЧКИ»
- «ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТ»
- «ПОЛОЖИ В КОРОБКУ ФИГУРЫ»
- «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»
- «ПОЛОЖИ ФИГУРЫ НА СВОЕ МЕСТО»
- «НАЗОВИ ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВИДИШЬ»
- «ИЗ КАКИХ ГЕОМЕТРИЧЕКИХ ФИГУР
- СОСТАВЛЕН РИСУНОК?»
- «ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК»
- «КАКАЯ РУКА?»
- «ВЫЛОЖИ УЗОР»
- «ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ ?»
- «ЛАБИРИНТЫ»
- «СЛОЖИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ»
- «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
- «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
- «ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»
- «НАЙДИ МЕСТО»
- «СОБЕРИ ОТКРЫТКУ»
- «УЗНАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО»
- «ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ЛЕПЕСТОК»
- «ЧЬИ ПЛАТЬЯ ВИСЯТ?»
- «УЗНАЙ, ЧТО НАРИСОВАНО»
- «КТО ИЗОБРАЖЕН НА РИСУНКЕ?»
- «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»
- «ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»
- «СРАВНИ КАРТИНКИ»
- «СДЕЛАЙ ТАК, КАК НА КАРТИНКЕ»
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Часто причиной снижения остроты зрения служит перенапряжение глаз во время занятий. Вот почему детям необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставлять глазам возможность отдыха.
После зрительной работы на занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) необходима зрительная гимнастика, которая проводится 3-5 минут.
Для зрительной гимнастики детям предлагаются упражнения для движения глаз:
- вправо-влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу – слева направо;
- по диагонали – сверху вниз.
Предмет для зрительной гимнастики выбираю крупный, яркий. Он демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Список используемой литературы:
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Экзамен, 2001.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
- Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. - С.35-39.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309358-1381086610.jpg)
Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378229-1389267182.jpg)
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в первой младшей группе «Рыбки»
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Рыбки"Первая младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-181229-1484062619.jpg)
Занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Мы с тобой построим дом»
Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения . Тифлопедагогика....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-181229-1484062619.jpg)
Занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе "Мы едем, едем,едем..."
Тифлопедагогика....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-685120-1444989030.jpg)
Конспект занятия по развитию зрительного восприятя во второй младшей группе
Конспект занятия по развитию зрительного восприятя во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650555-1438114724.jpg)
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-486539-1411569694.jpg)
Памятка по развитию зрительного восприятия у детей средней группы
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии цвета, формы, размеров, положения предметов в пространстве. У них страдает целостное и детальное восприятие. Им трудно обозревать различные п...
- Мне нравится (1)