Памятка по развитию зрительного восприятия у детей средней группы
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии цвета, формы, размеров, положения предметов в пространстве. У них страдает целостное и детальное восприятие. Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках и схемах. У детей наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений.
Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребенку, применение специальных методов и приемов, способов обучения, создание благоприятных условий для учебной, игровой и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_razvitiyu_zritelnogo_vospriyatiya_srednyaya_gruppa.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка-рекомендация по использованию дидактических игр
для развития зрительного восприятия
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка могут возникнуть различные проблемы не только в интеллектуальной сфере, но и в эмоционально волевой сфере, в социализации ребенка в целом. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, не замеченные взрослым.
В процессе развития восприятие совершенствуется, и оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в процессе воспитания ребенок не получает благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности.
Ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности является острота зрения. В условиях снижения остроты зрения страдает наблюдательность, полнота обозрения, отмечается замедленность восприятия. У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться в разной степени выраженные, специфические особенности зрительного восприятия.
Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии цвета, формы, размеров, положения предметов в пространстве. У них страдает целостное и детальное восприятие. Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках и схемах. У детей наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений.
Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребенку, применение специальных методов и приемов, способов обучения, создание благоприятных условий для учебной, игровой и трудовой деятельности.
дидактических игр для развития зрительного восприятия
у детей средней группы
№ | Задачи обучения | Дидактические игры и упражнения |
1. | Формируйте способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности: а) умение различать и называть форму геометрических фигур (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная). | «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей целое», «Поручения», «Найди пару», «Дополни изображения». |
б) умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке. | «Найди такой же», «Найди предмет, похожий на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор», «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что покажу» | |
2. | Развивайте цветовосприятие, закрепляйте знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов. | «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Волшебные цветы», «Морские волны», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные странички», «Цветные круги» и т.д. |
3. | Учите выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький, высокий ниже, низенький, толстый, тоненький и т.д. Закрепляйте знания и умения называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения. | «Найди предмет такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Каждый предмет в свою коробку», «Кто выше, кто ниже», «Найдите самые высокие и самые низкие предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по следу». |
4. | Учите группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине). | «Подбери все зеленые предметы», Найди все круглые предметы», «Найди треугольники», «Найди шары» и т.д. |
5. | Учите правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами. | «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и т.д. |
6. | Обучая ориентировке в пространстве, развивайте умение определять и словесно обозначать расположение предметов (вверху – внизу, слева – справа, впереди сзади) | «Где игрушка?», «Что где находится», «Кто где стоит?», «Что дальше, что ближе?» и т.д. |
7. | Развивайте умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны листа (слева, справа от середины). | «Электронная муха» |
8. | Учите сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносить их с реальными предметами, развивайте умение видеть в целом предмете части и из частей составлять целое. | «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем отличаются изображения?», «Составь из частей целое изображение», «Разложи предметы и их изображения по величине», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные изображения», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению», «Раскрась картинку», «Дополни изображение», «Чего не хватает?», «Прозрачные картинки». |
9. | Активизируйте, стимулируйте и упражняйте зрительные функции. | «Составь целый предмет», «Сложи целое из частей», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображения», «Обведи по контуру», «Составь башенку», «Что дальше, что ближе», «Что у тебя слева, что справа?», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Найди узор по образцу». |
Для развития у детей зрительного восприятия и активизации зрительных функций предлагаются следующие игры:
- «РАЗЛОЖИ НА КУЧКИ»
- «ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТ»
- «ПОЛОЖИ В КОРОБКУ ФИГУРЫ»
- «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»
- «ПОЛОЖИ ФИГУРЫ НА СВОЕ МЕСТО»
- «НАЗОВИ ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВИДИШЬ»
- «ИЗ КАКИХ ГЕОМЕТРИЧЕКИХ ФИГУР
- СОСТАВЛЕН РИСУНОК?»
- «ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК»
- «КАКАЯ РУКА?»
- «ВЫЛОЖИ УЗОР»
- «ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ ?»
- «ЛАБИРИНТЫ»
- «СЛОЖИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ»
- «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
- «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
- «ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»
- «НАЙДИ МЕСТО»
- «СОБЕРИ ОТКРЫТКУ»
- «УЗНАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО»
- «ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ЛЕПЕСТОК»
- «ЧЬИ ПЛАТЬЯ ВИСЯТ?»
- «УЗНАЙ, ЧТО НАРИСОВАНО»
- «КТО ИЗОБРАЖЕН НА РИСУНКЕ?»
- «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»
- «ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»
- «СРАВНИ КАРТИНКИ»
- «СДЕЛАЙ ТАК, КАК НА КАРТИНКЕ»
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Часто причиной снижения остроты зрения служит перенапряжение глаз во время занятий. Вот почему детям необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставлять глазам возможность отдыха.
После зрительной работы на занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) необходима зрительная гимнастика, которая проводится 3-5 минут.
Для зрительной гимнастики детям предлагаются упражнения для движения глаз:
- вправо-влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу – слева направо;
- по диагонали – сверху вниз.
Предмет для зрительной гимнастики выбираю крупный, яркий. Он демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Список используемой литературы:
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Экзамен, 2001.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
- Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. - С.35-39.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"
Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....
Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей старшей группы "На встречу добру"
Конспект НОД предназначен для детей с нарушением зрения. Содержит задания на развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, а так же на развитие ориентировки в пространстве и мелк...
Сценарий активизирующего общения по зрительному восприятию для детей средней группы с нарушениями зрения Тема: «Книга»
У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах пстихической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышлен...
Памятка по развитию зрительного восприятия у детей 2 младшей группы
Любые нарушения зрения оказывают отрицательное влияние на формирование познавательной деятельности, активности и самостоятельности детей. Все это предполагает необходимость проведения целенаправленной...
НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»
Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"
Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....
Конспект коррекционно–развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Приключения с Олофом»
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в игровой форме для детей с нарушением зрения....
- Мне нравится (1)