Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
методическая разработка на тему
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составители:
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С № 4
Красильникова Светлана Георгиевна
- Учитель - логопед
Первой квалификационной категории МБДОУ Д/С № 1
Шнайдер Жанна Николаевна
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей
младшего дошкольного возраста
с нарушением зрения
Волчанский городской округ
2016 год
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия:
- Трудности при опознавании рисунков и предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).
- Трудности в осмысливании содержания рисунка.
- Нарушается восприятие пространственных отношений между изображёнными предметами и глубины пространства (у детей с косоглазием).
- Снижается скорость зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, букв - замедленность и фрагментарность (при атрофии зрительных нервов, дегенерации жёлтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме).
- Трудности в восприятии величины предметов (у детей с сужением поля зрения возникают трудности с одномоментным обозрением средств наглядности (соскальзывание взгляда с контура предмета или рисунка).
- Трудности в глазомерной оценке пропорций предметов, протяжённости и расстояний (у детей с нистагмом).
- Ослабление восприятия красного, зелёного и синего цветов.
- Трудности восприятия движения (нарушение остроты зрения, поля зрения, нарушение глазодвигательных функций зрительной системы).
Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия направлена на решение следующих задач:
- различать и называть форму геометрических фигур и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел, соотносить и находить их форму в реальных объёмах предметов в окружающем мире;
- различать и называть основные цвета и соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, находить предметы определённого цвета в пространстве, называть и сравнивать по цвету с изображением на картинке;
- соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному и контурному изображению;
- различать и сравнивать величину предметов, сравнивать зрительно величину предметов путём наложения, находить предметы определённого размера в большом пространстве, группировать предметы по величине;
- соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины.
Правила проведения коррекционно - развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:
- проводить коррекционную работу со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01;
- освещённость рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение - светобоязнь);
- поза ребёнка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;
- оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала на столе 20 - 30см
- недопущение зрительного утомления детей (длительность зрительной работы 5 - 7 минут, в перерывах для отдыха - визуальная фиксация удалённых предметов, способствующая уменьшению напряжения аккомодации (приспособляемости глаза).
Требования к материалам и пособиям, используемым при коррекционно - развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:
- размер наглядности для фронтальной работы до 15 - 20 см, для индивидуальной работы 1 - 5 см. (строго соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка);
- использование фонов для улучшения зрительного восприятия при демонстрации объектов: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%.Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают тёмные объекты на светлом фоне, чем светлые на тёмном, а также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, чем контурные, фон должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств;
- материалы и пособия должны быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета, способствующие растормаживанию колбочкового аппарата глаз, остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета);
- материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность,чёткое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;
- в изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий);
- обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (чёткая перспектива);
- не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий);
- материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетически оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними;
Условия демонстрации объектов:
- использование подставок, позволяющих рассмотреть объект в вертикальном положении;
- постоянное использование указки
- размещение на коврографе или фланелеграфе предметы от 10 до 15 см. в количестве не более 8 - 10 штук, а объекты размером 20 - 25 см. от 3 до 5 штук одновременно, размещать так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а были видны по отдельности;
- ребёнок при показе объекта должен находиться у доски или фланелеграфа со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз - справа);
- педагог должен находиться у доски справа, лицом к детям;
- некоторые объекты могут быть обведены чёрным цветом по контуру;
- образцы для показа должны быть в 2 - 2,5 раза больше детских работ, а мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
- листы для рисования для слабовидящих детей в 2 раза меньше, чем для остальных(1/2 альбомного листа);
- для рисования используют как общую, так и индивидуальную натуру;
- при рассматривании объекта или картины, детей следует рассаживать так: в 2 - 3 ряда соблюдая право - левостороннюю окклюзию глаз; полукругом; «каре»; параллельно: справа и слева от педагога по одному ряду детей.
Во всех случаях учитывается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия, Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз. Необходим дополнительный показ предмета на чёрно - белом, зелёном (успокаивающем), коричневом (спокойном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы его можно было лучше рассмотреть во всех деталях.
Список литературы
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя.-М.:Просвещение,1990.- 223 с.
2. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно - двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения: (Из опыта работы): [Авт.- тифлопедагог дошкол. образоват. учреждения N 1078] // Дефектология.- 1998.- N 4.- С. 72-79.
3. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Старшая группа / авт.-сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ ( нарушение зрения) с применением ИКТ. Тема: "На прогулке с Вини-пухом"
Форма проведения: подгрупповая (возраст детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител...
Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".
Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды...
Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности"...