Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья:
«Использование методов альтернативной коммуникации
в работе учителя-дефектолога
с дошкольниками с ОВЗ»
Автор: Кузнецова Г.В.
(учитель-дефектолог ГДОУ №44)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Актуальность использования методов альтернативной коммуникации обусловлена изменением стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения и взаимодействия с детьми, начиная с дошкольной ступени непрерывного образования ребенка.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
В процессе моей педагогической практики работы с детьми с ОВЗ, с каждым годом выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Недоразвитие (или нарушение) коммуникативной функции общения приводит к нарушению связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе.
Следует отметить, что в работе с неговорящими (или малоговорящими) детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не всегда может быть ведущей в социальной коммуникации ребенка.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что для успешного развития, адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от речевых, альтернативные (дополнительные) системы организации межличностного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.
В контексте реализации этих задач я использую аугментивную коммуникацию, которая является дополнительной, поддерживающей.
Что же такое альтернативная аугментивная коммуникация?
Альтернативная (аугментивная) коммуникация – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. К таким относятся лица с серьезными двигательными нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия), а также с интеллектуальными и эмоциональными проблемами, ограничивающими механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм), с нарушениями слуха.
Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Привлечение подобных средств позволяют создать многогранную систему коммуникации с лицами ограниченными в возможностях вербального общения. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Цель альтернативной коммуникации: создание условий для организации межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а так же максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.
Задачи альтернативной (аугментивной) коммуникация:
- Формирование умения выражать свои мысли с помощью средств невербальной коммуникации и речи: используются предметы, картинки, жесты, символы;
- Развитие понимания речи и способности выразить с помощью языка свои мысли и чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест;
- Формирование правильного поведения ребенка в окружающей среде, необходимых социально-значимых умений и навыков.
К средствам поддерживающей коммуникации, относятся:
- Движения тела и жесты;
- Тактильно воспринимаемые символы;
- Графические символы (фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов, людей, мест и т.д; картинный символы; пиктограммы);
- Технические средства.
Работа по внедрению системы дополнительной коммуникации подразумевает реализацию четырех взаимосвязанных между собой звеньев (принципов):
- Принцип постоянной поддерживающей мотивации
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
Ребенку в первую очередь предлагаются задания, имеющие отношение к его базовым потребностям. Желание пить, есть, гулять, играть. Следовательно, принцип реализуется в тесном контакте с родителями и педагогами, которые поддерживают мою работу в быту, на прогулке, при использовании мер дополнительного сопровождения.
- Принцип функционального использования в коммуникации
Основная цель применения системы дополнительной коммуникации – это перевести теорию в практику, то есть перевод знаний и навыков, приобретенных в организованных формах работы в повседневную жизнь.
- Принцип «от более реального к более абстрактному»
При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
Идем от простого к сложному: сначала реализация (исполнение) базовых потребностей, что необходимо ребенку каждый день, потом предметы и явления окружающего мира, а затем все это объединяем и вводим абстрактные понятия.
- Принцип избыточности символов, т.е. совмещение различных систем коммуникации – жестов, картинок.
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает, как отмечалось выше, развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Например, сначала показываем игрушку «дом», потом картинку с изображением «дома», а потом жест «дом».
Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
- Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении;
- Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика);
- Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку;
- Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;
- Слово должно быть написано специальным простым шрифтом;
- Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Привлечение родителей является залогом успеха реализации методов альтернативной коммуникации.
Разумеется, использование методов альтернативной коммуникации не является универсальной и единственной в работе с дошкольниками с ОВЗ.
К рискам использования аугментивной коммуникации можно отнести:
- превращение процесса коммуникации в просмотр картинок и заданной информации;
- требует от педагога постоянного контакта с родителями и обучения их системе коммуникации;
- появление новых модифицированных методик и технологий работы с детьми в данном направлении;
- появление современных технических устройств для обеспечения коммуникации (интерактивные технологии оцифровки жестов, смартфоны, портативные системы оречевления жеста и т.д.)
Таким образом, усвоение способов невербального и вербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать мир.
Учитывая современные тенденции в образовании детей с ОВЗ, исключительное значение в педагогическом процессе придается социализации, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, именно для решения этих задач наиболее успешно работают методы аугментивной коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"
Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...
Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»
Использование коммуникационных технологий постепенно овладевает системой не только всего образования, но и дошкольной, первой его ступенью. Применяются возможности компьютера и на занятиях в детском с...
Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» -1.
Данная публикация - вторая презентация , раскрывающая используемое нами в коррекционно-развивающем процессе ИКТ как наиболее эффективное средство, облегчающее, с одной стороны, для нас выполнение свои...
Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» - 2
Данная публикация - следующая ступень детальнораскрываемого проекта, успешно используемого в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР различного генеза. Здесь б...
Сообщение на городском методическом объединении психологов «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми»
На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с серьезными нарушениями речи. У педагогов детского сада возникает немало трудностей в обучении и воспитании таких детей. Бол...
Применение технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативных способов коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
Данная статья посвящена использованию технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ (тяжелые и умеренные интеллектуа...
Презентация «Использование специальных методов и приёмов в работе учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР»
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...