Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_pecs.docx | 379.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей
Многие родители детей с РАС даже слышать не хотят об использовании карточек пекс как методе коммуникации для их не говорящих или малоговорящих детей.
Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и вообще не захочет разговаривать, если научить его пользоваться карточками".
И еще один - "если ребенок будет пользоваться карточками пекс , то это остановит развитие разговорной речи".
И последний довод - "ребенок с карточками выглядит странно на фоне сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение".
Несомненно, использование карточек для коммуникации не является широко распространенным методом общения нейротипичных людей. Но, с другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной стороной детей и людей с аутизмом.
Многие дети с аутизмом практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие аутята затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку.
"Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует, и так далее.
Этапы обучения
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек пекс следующие:
- На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.
- Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.
- На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.
- Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)» — задача четвертого этапа обучения.
- Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.
- На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.
Как сделать карточки PECS своими руками.
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS
В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
Использование карточек Пекс в работе с детьми...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
Из опыта работы....
Методика альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
PECS – это коммуникационная система обмена изображениями...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»
laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»...