Подбор игрушек для ребенка с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике
Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как с нормальным зрением, так и с нарушенным зрением, слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно слепого, особое место занимают игрушки.
В отношении незрячих детей игрушки выполняют еще одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действия с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока еще не могут получить из своей жизненной практики.
Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом, не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию как слепого, так и зрячего ребенка. Общим для всех игрушек является то, что в них учтен набор свойств, необходимых для того, чтобы слепой ребенок мог их воспринимать и производить с ними правильные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrushek.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор игрушек для ребенка с нарушением зрения
Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как с нормальным зрением, так и с нарушенным зрением, слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно слепого, особое место занимают игрушки.
В отношении незрячих детей игрушки выполняют еще одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действия с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока еще не могут получить из своей жизненной практики.
Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом, не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию как слепого, так и зрячего ребенка. Общим для всех игрушек является то, что в них учтен набор свойств, необходимых для того, чтобы слепой ребенок мог их воспринимать и производить с ними правильные действия.
Рассмотрим некоторые свойства игрушек по отношению к особенностям психического развития слепых детей:
Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. У слепых детей избирательное отношение к материалу предметов, игрушек наблюдается в разной степени и в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что слепой ребенок чувственно, с помощью осязания, познает окружающую действительность. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив, мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность. Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы и т.д. Исключение составляют игрушки из бумаги (бумажные куклы и т.д.). Они рассчитаны, как правило, на зрительное восприятие. Кроме того, они очень непрочны. Поэтому, говоря о материале игрушек для слепых детей, следует подчеркнуть, что к их прочности должны предъявляться повышенные требования.
Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно-образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться.
Давая детям игрушки из различного материала, следует обращать их внимание на его свойства.
Формированию представлений детей о предмете, который изображен в игрушке, способствует ознакомлению с игрушками, выполненных на одну тему, но из разного материала.
Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размеры. Мелкие игрушки (но не менее 9 см) нужны для всех слепых детей. Однако в зависимости от возраста ребенка и уровня его психического развития, они выполняют разные функции. Так, слепому малышу трудно посадить за стол и накормить маленькую куклу (10-15 см). В то же время при соответствующем обучении он сможет это сделать, играя с соразмерной куклой, отдельные части которой он будет способен находить с помощью взрослого.
Ребенок от года до трех лет с удовольствием будет манипулировать мелкими игрушками (деталями пирамидки, погремушками, кубиками). Дети третьего года жизни учатся классифицировать их по форме, раскладывая мелкие игрушки по разным коробкам. Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.
Особые требования предъявляются к художественно-образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом (условным, декоративным) не соответствует по своему художественно-образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать (матрешки, дымковские глиняные свистульки и т.д.). При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения ее функции: матрешку можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.
Для слепых детей неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых, в то же время, были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображенного в игрушке предмета. Так, заяц может иметь круглую голову с длинными ушами, большими выпуклыми глазами, хорошо осязаемой мордочкой, у него могут быть небольшие передние и длинные задние лапы, маленький хвостик.
В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы. Все эти игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета, создающие у ребенка с остаточным зрением положительный эмоциональный настрой. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать. Детали, предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными. Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затруднит формирование у ребенка образа, не вызовет желания играть с ней.
В каждой игрушке набором определенных свойств зафиксировано то человеческое действие, которое должно сформироваться у ребенка. «Глубокое нарушение зрения или его полное отсутствие влечет за собой значительное отставание ребенка в овладении действиями с предметами, приводит к обеднению его жизненного опыта, конкретных представлений» (Солнцева Л.И., Хорош С.М., 1998). Поэтому в жизни слепых детей значительное место должны занимать игрушки, в которых заданы свойства, способствующие развитию сохранных органов чувств слепого ребенка, его движений, ориентировки в пространстве, формированию действий с различными предметами. Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребенка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики. Пирамидка должна состоят из трех-пяти колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы (в форме шара, конуса или даже в виде головы животного). Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску – этому требованию вполне удовлетворит пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнется при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка «теплее», приятнее для осязания. Сначала ребенок учится снимать кольца с пирамидки, а затем уже собирать ее. Взрослый руками ребенка находит в кольце отверстие, соотносит его со стрежнем и нанизывает на стержень кольцо. Постепенно участие взрослого в каждой операции уменьшается, и в итоге действие нанизывания колец начинает совершаться ребенком самостоятельно. При этом ребенку важен сам процесс нанизывания колец, и он располагает их на стержне случайной последовательности. Когда ребенок научится самостоятельно собирать пирамидку без учета величины колец, а это произойдет не раньше конца третьего года жизни, можно начать учить его сравнивать кольца по величине. Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок понял, что он собрал пирамидку неправильно. Для этого взрослый должен проводить пальцами руки ребенка по собранной им пирамидке, обращая внимание на выступы и впадины на ней, обстоятельно сравнивая нанизанные кольца по величине. Только когда ребенок уяснит, что пирамидка собрана им неправильно и почему это произошло, можно приступить к обучению ребенка правильному способу действия. При этом для сравнения нужно давать детям по паре колец. Вначале кольца должны резко отличаться друг от друга по величине, впоследствии различия между ними могут стать менее заметными.
Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. В отличие от пирамидки, матрешки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности. При отсутствии вкладных шаров, матрешек, кубов можно предложить детям для игры вкладные стаканчики.
Овладению орудийными действиями ребенка учит игра в бирюльки. Дети берут по одному предмету (1,5 – 2 см) и кладут в коробку. Если коробка металлическая, можно научить ребенка трясти ее после опускания в нее очередного предмета.
Формированию умения слепого ребенка ориентироваться в пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры с искусственными строительными материалами (кубиками, кирпичиками, брусками и т.п.) у детей формируются пространственные умения и навыки. Если ребенок имеет остаточное зрение, кубики должны быть ярко окрашены. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для этого нужно в одну руку ребенка вложить кубик, а в другую шарик или кольцо от пирамидки и попросить показать кубик. Со временем ребенок научится находить кубик среди нескольких игрушек, лежащих перед ним. Малыш второго года жизни еще не может делать постройки из кубиков. Он будет перекладывать кубик из одной руки в другую, стучать им по столу и т.п. На третьем году жизни ребенка нужно учить делать из кубиков постройку. Для этого надо взять рукой ребенка один кубик и положить его на другой (правая рука кладет верхний кубик, левая придерживает нижний); провести рукой малыша по постройке и сказать ему, что построили домик (башенку). Через некоторое время ребенок попытается сделать постройку самостоятельно. Его движения будут еще неловкими, он не сразу научится устанавливать кубики ровно, будет ронять их или стучать одним кубиком о другой. Очень важно, не подавляя инициативы ребенка, помочь ему: поправить его руки, выполнить часть действий его руками, сопровождая практическую помощь пояснением. Например: «Поставим один кубик на другой, вот так… ровно, аккуратно. Теперь кубик не упадет». Со временем ребенок научится строить башенку из нескольких кубиков, украшать ее сверху трехгранной призмой или колесиком от пирамидки.
Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Ведерко должно быть небольшим по высоте – 10-13 см. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. В этом случае, слепому ребенку будет легче насыпать песок в формочки. Хорошо иметь несколько формочек круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы, а также формочки – цветы, звезды, овощи и другие с хорошо различимой формой.
Развитию движений слепого ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является мяч со звуковым эффектом, а также резиновый мяч средних размеров (35-50 см в окружности). Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большей упругостью и, что очень важно, отскакивая от твердой поверхности, издает приятный звук. Мяч должен быть выкрашен в яркий цвет, возможны комбинации двух-трех цветов.
Для развития ориентировки детей двух-трех лет в большом пространстве также могут быть использованы игрушечные автомобили и мотоциклы-каталки, на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошади на колесах. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой ровной дорожки, свободной от посторонних предметов. Предметы, с которыми сталкивается слепой ребенок в своей жизненной практике, не являются чем-то статичным, неизменным. Они постоянно изменяются по тем или иным параметрам: по форме, величине, положению в пространстве и т.д. Движение предметам в пространстве задают либо сам ребенок, либо посторонние по отношению к нему силы: окружающие его люди, ветер и т.д. Для обогащения чувственного опыта слепым детям нужно давать игрушки, имеющие большие динамические возможности. В частности, малыши приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. Поэтому для игры не годятся заводные автомобили, летающие пропеллеры и вертолеты. В то же время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку и другие игрушки-забавы.
Из нескольких типов волчков наиболее подходит волчок с фиксированным основанием (резиновой присоской, прикрепленной у основания). Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребенком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребенку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.
С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать ее неподвижной, иначе она может напугать ребенка.
В жизни слепого ребенка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому развитие слухового восприятия должно начинаться с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребенка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков. Можно играть также в игры, в процессе которых ребенок должен поворачиваться в сторону звука или идти.
Слепые дети лишены возможности смотреть цветные картинки и иллюстрации, поэтому читая детям сказки, рассказы, желательно показывать им игрушки, изображающие персонажей, а также предметы, с которыми действуют персонажи произведений. Так, например, рассказывая детям сказку Л.Н. Толстого «Три медведя», нужно показать ребенку трех игрушечных медведей разной величины, а также большую, среднюю и маленькую миски и ложки и т.д.
Детей третьего года жизни нужно знакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы (поливинилхлоридного пластизоля). При этом толщина материала должна быть достаточной для того, чтобы кукла была упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребенка правильного представления об игрушке в целом. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.
Если ребенок умеет показывать части своего тела, нужно учить его (действуя его руками, а затем лишь направляя его руки) находить части тела куклы («Где у куклы голова?», «Покажи, где у Кати глазки?» и т.д.). Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно начинать учить его выполнять простые игровые действия: укладывать куклу спать, кормить ее.
Малышам с тяжелым нарушением зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов: пластмассы, дерева, резины, ткани. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания и т.д.
Игрушки следует подбирать с учетом возможности их использования. Например, наличие кузова в автомобиле позволяет возить в нем игрушки. По той же причине простая по конструкции лодочка окажется предпочтительной игрушечного теплохода. Ребенку нужно предоставить возможность попускать лодочку в тазу или в ванне, показать, что в ней, так же, как и в автомобиле, можно перевозить мелкие игрушки. Слепые дети гораздо реже сталкиваются в своей жизненной практике с водным транспортом, поэтому им значительно труднее дать о нем даже самое слабое представление. Взрослому не следует заниматься с ребенком все время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого надо дать ему игрушку и постараться заинтересовать его ею. Можно положить рядом с ним еще одну-две игрушки, но не больше. Время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо его вовлечь в игру с другой игрушкой.
Педагогический анализ существующего ассортимента игрушек показывает, что для слепых детей можно подобрать игрушки, в значительной степени отвечающие требованиям, предъявляемым к ним, учитывая при этом, какими свойствами должна непременно обладать та или иная игрушка, а присутствие каких свойств является лишь желательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.
Рекомендации родителям по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях...
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....
Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением
В учебно-методическом пособие говориться о принципах отбора игрушек для детей с нарушенным зрением. Рассказывается о том, какие игрушки считаются "умными" для ребёнка со зрительной депривацией, начина...
Если в семье растет ребенок с нарушением зрения
Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....
Публикация на тему: Работа с группой как направление деятельности по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.
Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ....
Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения
В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...