Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том числе:
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
МБДОУ детский сад №111 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 11 групп, из них: 1 – группа для детей с ОВЗ. Детский сад посещают 2 ребенка-инвалида,
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
На данный момент в учреждении разработано:
- одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР;
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка,
знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др.
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
- С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»
- Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!», который ежегодно реализуется в рамках Всемирного дня инвалида.
- Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.
- На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.
- Весь год работает Семейный клуб
- Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
- Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.
- Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.
На базе ДОУ работает Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.
В 2019-2020 году, в рамках Консультационного центра, были проведены индивидуальные консультации для 10 семей обратившихся, в том числе для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна:
- «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ» - 4 обращения.
- «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» - 6 обращения и др.
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
В ходе плодотворной совместной работы в 2019-2020 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды, родители и педагоги приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня:
Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.
Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.
Наш педагогический коллектив использует следующую модель интеграции:
- частичной интеграции (частичная интеграция ребенка в функционирующей группе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том
числе:
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
МБДОУ детский сад №111 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 11 групп, из них: 1 – группа для детей с ОВЗ. Детский сад посещают 2 ребенка-инвалида,
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработано:
- одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР;
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка,
знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др.
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
- С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»
- Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!», который ежегодно реализуется в рамках Всемирного дня инвалида.
- Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.
- На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.
- Весь год работает Семейный клуб
- Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
- Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.
- Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.
На базе ДОУ работает Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.
В 2019-2020 году, в рамках Консультационного центра, были проведены индивидуальные консультации для 10 семей обратившихся, в том числе для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна:
- «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ» - 4 обращения.
- «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» - 6 обращения и др. (представлено на слайдах).
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
В ходе плодотворной совместной работы в 2019-2020 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды, родители и педагоги приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня:
Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.
Инклюзия
Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.
Наш педагогический коллектив использует следующую модель интеграции:
- частичной интеграции (частичная интеграция ребенка в функционирующей группе сверстников);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.
В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...
Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации...
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"
Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ДЦП"...
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия
Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления...
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях...
- Мне нравится (3)