Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_ovz.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации
Катанаева Елена Владимировна
Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №17 «Улыбка»
г.Гурьевска Кемеровской области
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы создания специальных условий для детей с задержкой психического развития………………………………………...5
1.1. Описание нарушений у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………..5
1.2. Требования к организации образовательного процесса для детей с ЗПР в школе………………………………………………………………………………..10
ӀӀ. Методические рекомендации по организации обучения ребенка с ЗПР в школе………………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………20
Введение
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в здоровье является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы инклюзивного образования в любой стране мира, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. В Законе РФ от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан особый правовой статус обучающегося с ОВЗ, как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обозначено понятие инклюзивного образования — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Исследования,проводимыеспециалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко) выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, целью работы является: разработкаметодических рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательном учреждении.
Задачи:
- Рассмотреть факторы формирования нарушений у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте.
- Рассмотреть условия для обучения детей с ЗПР в образовательной организации.
- Создать методические рекомендации по обучению детей в образовательном учреждении.
Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы создания специальных условий для детей с задержкой психического развития
- Описание нарушений у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте
Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской, разработанная с учетом этиологии. Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного (конституционального) происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Такой диагноз может поставить только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) лечебного заведения.
Задержка психического развития конституционного (конституционального) происхождения – так называемый гармонический инфантилизм.Инфантилизм – (от лат.Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Физический инфантилизм бывает вызван инфекционными заболеваниями, интоксикацией, неполноценным питанием и т.п. Инфантилизм данного генеза (происхождения) проявляется в задержке роста, веса, которая впоследствии, как правило, компенсируется.
Психический инфантилизм представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.
При таком развитии эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь пороками сердца.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувства долга и ответственности, форм поведения, связанных с активным торможением аффекта.Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой– изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Специфика эмоциональных проявлений при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.Я. Семаго и др.). У детей с ЗПРотмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.). Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам:
- ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития (т. е. ребенок не достигает «школьной зрелости»);
- не сформирована мотивационная готовность (даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться);
- отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности (ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям);
- не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца. Он с трудом принимает программу, предложенную взрослым в виде образца и, особенно, в виде словесной инструкции, не удерживает ее на протяжении работы, т. е. эта программа не становится его собственной. Действует недостаточно осознанно, не может вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, не может дать словесный отчет, рассказать, как он выполнял работу. Затрудняется в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на низком уровне. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.
Незрелость эмоционально-волевой сферы тормозит формирование, как возрастной иерархии мотивов, так и целенаправленную мыслительную деятельность.
- Требования к организации образовательного процесса для детей с ЗПР в школе
Дети с ЗПР не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, поэтому успешность интеграции их в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.
В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (законным представителям) пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей (законных представителей) заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.
Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.
Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами:
1. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).
2. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: русский язык, окружающий мир, природоведение. Сост. С.Г. Шевченко. М., 1998 (2003, 2007).
Данные программы имеют гриф «Рекомендовано для использования Министерством общего и профессионального образования РФ» и соответствуют требованиям, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида. В помощь педагогам прилагаются также методические письма и тематическое планирование уроков.
Для обучения детей с ЗПР рекомендуется использовать учебники для массовых общеобразовательных школ из серии «Школа России».
Общий срок обучения большинства детей с ЗПР по коррекционной программе составляет не более 4-6 лет. За это время педагоги, специалисты психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения должны рассмотреть вопрос о переводе детей с коррекционной программы на общеобразовательную программу. И только в случае выраженных форм задержки психического развития принимается решение о продолжении обучения ребенка с учетом его познавательных особенностей до 9-го класса. В этих случаях важна точная диагностика умственной отсталости, которая проводится врачом-психиатром.
Учитель школы при оценивании обучающихся среднего звена руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Истинная задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту полностью, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовать деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. Вместе с тем, ребенок удовлетворительно усваивает общеобразовательную программу.
При организации интегрированного обучения оптимально включение одного – трех детей с ЗПР в общеобразовательный класс массовой школы при условии, что вышеназванные учащиеся обязательно будут получать необходимую коррекционную помощь по месту обучения. А именно, в учебных планах классов интегрированного обучения обязательно должны быть предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые выносятся за пределы максимальной нагрузки обучающихся. Данные часы входят в нагрузку учителя, на каждого ребенка с ЗПР в неделю приходится от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или с небольшими группами учащихся. Индивидуальные, групповые коррекционные занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, для которых предусмотрено в 1-4 классах – по 3 часа в неделю, в 5-9 классах – по 4 часа в неделю за счет школьного компонента. В учебном плане общеобразовательной школы время на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий должно быть выделено за счет часов обязательных занятий по выбору, факультативных групповых и индивидуальных занятий на основании БУПа 1998г. или за счет часов компонента образовательного учреждения на основании БУПа 2004г. Индивидуальные, групповые коррекционные занятия должны быть предусмотрены в расписании уроков. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Цель индивидуальных и групповых коррекционных занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. Работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Названную деятельность должны осуществлять следующие специалисты: учитель-дефектолог, учителя класса интегрированного обучения общеобразовательного учреждения. Кроме этого, детям с нарушениями речи должна быть, по необходимости, оказана помощь на логопедическом пункте школы; детям с нарушениями эмоционально-волевой, познавательной сфер - педагогом-психологом школы либо в профильных центрах психолого-медико-социального сопровождения. Помимо вышеназванного, необходимо в динамике отслеживать развитие учащихся с ЗПР специалистами ПМПК, консилиумов.
Каждый урок должен состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения и т.п.
В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. Рекомендуется составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая). С точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, необходимо помнить, что в результате все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы».
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – основная задача для общеобразовательного учреждения в современном обществе.
ӀӀ. Методические рекомендации по организации обучения ребенка с ЗПР в школе
- Оптимальная система мер по оказанию помощи ребенку с ЗПР.
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
- Предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
- В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- Предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
- Уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
- Проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
- Меры предупреждения неуспеваемости ученика.
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
- Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников.
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
- Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
- Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
- Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
- Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
- Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
- Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
- Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
- Требования к специалистам.
Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. Школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу. Поэтому, важно, чтобы администрация образовательных учреждений обратила внимание на подбор кадров (логопедов, психологов, дефектологов), повышение их квалификации, обучение педагогического персонала массовой школы на специальных семинарах по работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии. Администрации также необходимо рассмотреть вариант поиска «партнеров», а именно тех специалистов, которые окажут педагогам помощь в осуществлении интегрированного обучения детей с ЗПР.
Необходимо сосредоточить внимание педагогов на строгом соблюдении в общеобразовательной школе гигиенических нормативов, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей (организация режима дня, соблюдение оптимального объема и содержания учебно-воспитательной работы, объема дневной, недельной, годовой учебной нагрузки).
Заключение
Инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченные способности. Напротив, часто ребенок, имеющий психические недостатки, находясь в среде, адаптированной к его возможностям и потребностям, достигает высокого уровня социализации и самореализации. Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Эффективной интеграции детей c задержкой психического развития способствуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести: близость уровня психофизического и речевого развития ребенка, возрастной норме; возможность овладения интегрированным учащимся общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность учащегося к инклюзивному обучению.
К внешним показателям относится: раннее выявление нарушений в развитии ребенка; желание родителей обучать ребенка и готовность помогать ему в процессе обучения; оказание ребенку эффективной квалифицированной коррекционной помощи; создание коррекционно-развивающей среды в условиях массовой школы.
Инклюзивная школа - это, прежде всего, демократическая школа, в которой прививают уважение ко всем людям, невзирая на психические и физические недостатки у некоторых из них, к стилю их жизни.
Список литературы
- Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / С. В. Алехина, В. К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010.
- Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции [Текст] / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. - №1.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР [Текст] / Н.Л. Белопольская // Вопросы психологии. – 1997. - № 1.
- Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации [Текст] /А.Л. Битов. - М., 2000.
- Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития [Текст] / Т.А. Власова // Дефектология - 1975. - №6.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст] / Т.В.Егорова.- М., 1973.
- Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения[Текст] /Н. Н.Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития[Текст] / В.Б.Никишина. - М., 2004.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 августа 2008 г. N 379н г. Москва» Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» //http://www.rg.ru/printable/2008/09/10/invalidy-dok.html
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Под ред. Л.М.Шипициной. – М.,: ВЛАДОС, 2003.
- Семаго Н.Я.. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст] / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго – М.: Аркти, 2005.
- Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование[Текст] / Н.Я. Семаго //Выпуск 2– М.: Школьная книга, 2010.
- Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А.Стребелева- М., Академия, 2002.
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (задержка психи...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития...
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзив с детьми задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Вместе мы можем многое!»
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.Пауло КоэльоИндивидуальная...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития.1.2. Цель, задачи реализации ПрограммыЦель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для р...
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзив с детьми задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Вместе мы можем многое!»
АктуальностьЕсли ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.Пауло КоэльоИн...
Условия, обеспечивающие развитие ребёнка по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования с задержкой психического развития
В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержко...