Арт-проект "Волшебная радуга творчества"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Описание проблемы
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка, формирование норм и правил поведения, овладение навыками культуры общения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
В настоящее время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения. Дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого в дальнейшем возникают трудности его адаптации в школе. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, формируются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развивается эмпатия; раскрывается нравственный потенциал ребенка.
Актуальность проекта
Для решения данной проблемы наиболее перспективным направлением организации педагогического процесса являются художественные, или арт-проекты.
Арт – проект (от английского art – искусство, мастерство, художество, художественный) – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребёнка – дошкольника, его возрастных психологических особенностей.
Как известно, ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Единая художественная природа всех искусств соответствует полихудожественной природе самого ребёнка (Б.П.Юсов).
Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи помогает ребёнку преодолеть барьер специфической художественно-образной выразительности языка каждого отдельного вида искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению. [1]
Образовательный Арт проект - это инновационная, творческая, рассчитанная на определенный промежуток времени, совместная детско – взрослая деятельность, направленная на создание новых условий в образовательном пространстве для эффективного развития воспитанников средствами творческих технологий.
Данный вид проекта будет способствовать развитию художественных способностей детей, воображения, познавательной активности, образной выразительности речи, различных видов детского творчества, наполняя их восприятие новыми красками.
Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширит его социальный опыт, научит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности.
Цель проекта:
Создание условий для гармоничного, всестороннего развития воспитанников через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности.
Задачи:
1.Разработать цикл интегрированных занятий, посвящённых восприятию содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном творчестве, художественной литературе, театре.
2.Развивать художественные и коммуникативные способности детей, в различных видах детского творчества средствами творческих технологий.
3.Активизировать творческие способности всех участников проекта в процессе подготовки и проведения новогоднего праздника по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского.
4.Воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых.
Участники проекта:
Дети 5-6 лет (старшая группа «Незнайка»), воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Основные этапы реализации проекта. Описание деятельности в ходе проекта.
1этап:
- знакомство со сказкой «Щелкунчик» и её автором Э.Т.А. Гофманом (особенности содержания, образы главных и второстепенных героев);
- знакомство с ключевыми фрагментами балета Чайковского «Щелкунчик» в сюжетной последовательности (понятия: композитор, балет; беседы о характере музыки; музицирование на синтезаторе с эффектом загорающихся клавиш – «Марш» из балета «Щелкунчик»);
- рассматривание репродукций или слайдов с изображением персонажей и образов сказки (обратить внимание на цветовую гамму, сопоставить изображение и настроение музыки или изображение и описание в тексте); использование технологии развития театральных способностей «Живые картины», которая построена на эмпатии – вчувствовании ребёнка в состояние других людей. При вживании ребёнка в образ изображаемого им персонажа он осуществляет эмоционально-образное исследование произведения, познаёт характер действующего лица, оценивает его действия, изучает позу, жесты, их выразительность, пластику, учится видеть своего героя в связи с другими персонажами, во взаимодействии с ними. При постановке «живых картин» используются костюмы и реквизит;
- активное переживание содержания проекта в творческой деятельности, отражение накопленных впечатлений в музыкально-двигательном творчестве, воплощение образов и героев сказки в различных видах продуктивной деятельности.
Интегрированные занятия с детьми, направленные на восприятие содержания проекта в различных видах искусства проводятся два раза в неделю (один раз с воспитателем и один раз с музыкальным руководителем), во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность занятия не превышает 25 минут.
2этап:
- знакомство с музыкальным театром (балет), культурой поведения в театре. Театральный словарь: театр, билет, афиша, антракт, занавес.
- выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины»
- сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» с просмотром балетного спектакля «Щелкунчик» Чайковского (дети уже подготовлены к восприятию целостного образа балетного спектакля)
3этап:
- отражение образов сказки в театральном творчестве – постановка спектакля по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского
- Распределение главных и второстепенных ролей,
- Работа над ролью (текст, средства выразительности),
- Постановка и разучивание танцевальных номеров,
- Подбор музыкального сопровождения,
- Подготовка костюмов и реквизита,
- Совместные репетиции в костюмах, с музыкальным сопровождением, реквизитом и декорациями.
4этап:
Итоговое мероприятие проекта - новогодний праздник по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта будет:
- Разработан цикл интегрированных занятий на основе погружения в мир различных видов искусства и художественной деятельности,
- Организована выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины»,
- Поставлен спектакль по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского,
- Обновлены детские театральные костюмы, реквизит,
- Отработана структура АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества» для дальнейшего использования с другим содержанием.
- Дети расширят свой социальный опыт, научатся адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, в процессе создания художественного произведения.
Дальнейшее развитие проекта:
- Использование структуры АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества» с другим содержанием во второй половине учебного года,
- Реализация АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества». Новогодняя сказка «Щелкунчик» с вновь пришедшими детьми.
Календарный план реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки реализации проекта по месяцам | ||
октябрь | ноябрь | декабрь | |
Цикл интегрированных занятий, посвящённых восприятию содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном творчестве, художественной литературе, театре. | 8 |
|
|
Знакомство с музыкальным театром (балет), культурой поведения в театре. Театральный словарь: театр, билет, афиша, антракт, занавес. Выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины». Сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» с просмотром балетного спектакля «Щелкунчик» Чайковского |
| 2 |
|
Постановка спектакля по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского: - распределение главных и второстепенных ролей, - работа над ролью (текст, средства выразительности), - постановка и разучивание танцевальных номеров, - подбор музыкального сопровождения, - подготовка костюмов и реквизита. |
| 6 | 2 |
Совместные репетиции с музыкальным сопровождением, с костюмами, реквизитом и декорациями. |
|
| 4 |
Итоговое мероприятие проекта - новогодний праздник по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского. |
|
| 1 |
Список использованной литературы
- Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король. - М.:«РОСМЭН», 2008г.
- Рубан Т.Г., Таранцева М.С., Сапрыкина Л.И., Булатова Е.А. «Арт-проекты как инновационное направление работы детского сада»//Музыкальный руководитель №8/2016, с.2. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г.
- www.youtube.com
- https://ipleer.fm
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-proekt_2.docx | 127.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»
Утверждён
Педагогическим советом МБДОУ
Детский сад №123
Протокол №______
От «___» _________ 2017 года
АРТ – ПРОЕКТ
Сказка Театр Музыка Рисование Аппликация Лепка ЧХЛ
Волшебная радуга творчества
Новогодняя сказка «Щелкунчик»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации - 3 месяца
Составители: Федькушова Надежда Вячеславовна
воспитатель,
Ананьина Светлана Владимировна
музыкальный руководитель
г. Архангельск
2017
Описание проблемы
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка, формирование норм и правил поведения, овладение навыками культуры общения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
В настоящее время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения. Дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого в дальнейшем возникают трудности его адаптации в школе. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, формируются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развивается эмпатия; раскрывается нравственный потенциал ребенка.
Актуальность проекта
Для решения данной проблемы наиболее перспективным направлением организации педагогического процесса являются художественные, или арт-проекты.
Арт – проект (от английского art – искусство, мастерство, художество, художественный) – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребёнка – дошкольника, его возрастных психологических особенностей.
Как известно, ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Единая художественная природа всех искусств соответствует полихудожественной природе самого ребёнка (Б.П.Юсов).
Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи помогает ребёнку преодолеть барьер специфической художественно-образной выразительности языка каждого отдельного вида искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению. [1]
Образовательный Арт проект - это инновационная, творческая, рассчитанная на определенный промежуток времени, совместная детско – взрослая деятельность, направленная на создание новых условий в образовательном пространстве для эффективного развития воспитанников средствами творческих технологий.
Данный вид проекта будет способствовать развитию художественных способностей детей, воображения, познавательной активности, образной выразительности речи, различных видов детского творчества, наполняя их восприятие новыми красками.
Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширит его социальный опыт, научит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности.
Цель проекта:
Создание условий для гармоничного, всестороннего развития воспитанников через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности.
Задачи:
1.Разработать цикл интегрированных занятий, посвящённых восприятию содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном творчестве, художественной литературе, театре.
2.Развивать художественные и коммуникативные способности детей, в различных видах детского творчества средствами творческих технологий.
3.Активизировать творческие способности всех участников проекта в процессе подготовки и проведения новогоднего праздника по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского.
4.Воспитывать уважительное отношение к сообществу детей и взрослых.
Участники проекта:
Дети 5-6 лет (старшая группа «Незнайка»), воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Основные этапы реализации проекта. Описание деятельности в ходе проекта.
1этап:
- знакомство со сказкой «Щелкунчик» и её автором Э.Т.А. Гофманом (особенности содержания, образы главных и второстепенных героев);
- знакомство с ключевыми фрагментами балета Чайковского «Щелкунчик» в сюжетной последовательности (понятия: композитор, балет; беседы о характере музыки; музицирование на синтезаторе с эффектом загорающихся клавиш – «Марш» из балета «Щелкунчик»);
- рассматривание репродукций или слайдов с изображением персонажей и образов сказки (обратить внимание на цветовую гамму, сопоставить изображение и настроение музыки или изображение и описание в тексте); использование технологии развития театральных способностей «Живые картины», которая построена на эмпатии – вчувствовании ребёнка в состояние других людей. При вживании ребёнка в образ изображаемого им персонажа он осуществляет эмоционально-образное исследование произведения, познаёт характер действующего лица, оценивает его действия, изучает позу, жесты, их выразительность, пластику, учится видеть своего героя в связи с другими персонажами, во взаимодействии с ними. При постановке «живых картин» используются костюмы и реквизит;
- активное переживание содержания проекта в творческой деятельности, отражение накопленных впечатлений в музыкально-двигательном творчестве, воплощение образов и героев сказки в различных видах продуктивной деятельности.
Интегрированные занятия с детьми, направленные на восприятие содержания проекта в различных видах искусства проводятся два раза в неделю (один раз с воспитателем и один раз с музыкальным руководителем), во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность занятия не превышает 25 минут.
2этап:
- знакомство с музыкальным театром (балет), культурой поведения в театре. Театральный словарь: театр, билет, афиша, антракт, занавес.
- выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины»
- сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» с просмотром балетного спектакля «Щелкунчик» Чайковского (дети уже подготовлены к восприятию целостного образа балетного спектакля)
3этап:
- отражение образов сказки в театральном творчестве – постановка спектакля по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского
- Распределение главных и второстепенных ролей,
- Работа над ролью (текст, средства выразительности),
- Постановка и разучивание танцевальных номеров,
- Подбор музыкального сопровождения,
- Подготовка костюмов и реквизита,
- Совместные репетиции в костюмах, с музыкальным сопровождением, реквизитом и декорациями.
4этап:
Итоговое мероприятие проекта - новогодний праздник по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта будет:
- Разработан цикл интегрированных занятий на основе погружения в мир различных видов искусства и художественной деятельности,
- Организована выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины»,
- Поставлен спектакль по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского,
- Обновлены детские театральные костюмы, реквизит,
- Отработана структура АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества» для дальнейшего использования с другим содержанием.
- Дети расширят свой социальный опыт, научатся адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, в процессе создания художественного произведения.
Дальнейшее развитие проекта:
- Использование структуры АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества» с другим содержанием во второй половине учебного года,
- Реализация АРТ-ПРОЕКТА «Волшебная радуга творчества». Новогодняя сказка «Щелкунчик» с вновь пришедшими детьми.
Календарный план реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки реализации проекта по месяцам | ||
октябрь | ноябрь | декабрь | |
Цикл интегрированных занятий, посвящённых восприятию содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном творчестве, художественной литературе, театре. | 8 | ||
Знакомство с музыкальным театром (балет), культурой поведения в театре. Театральный словарь: театр, билет, афиша, антракт, занавес. Выставка детских работ по содержанию проекта и фотовыставка постановок «Живые картины». Сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» с просмотром балетного спектакля «Щелкунчик» Чайковского | 2 | ||
Постановка спектакля по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского: - распределение главных и второстепенных ролей, - работа над ролью (текст, средства выразительности), - постановка и разучивание танцевальных номеров, - подбор музыкального сопровождения, - подготовка костюмов и реквизита. | 6 | 2 | |
Совместные репетиции с музыкальным сопровождением, с костюмами, реквизитом и декорациями. | 4 | ||
Итоговое мероприятие проекта - новогодний праздник по мотивам сказки «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, с использованием музыки П.И.Чайковского. | 1 |
Список использованной литературы
- Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король. - М.:«РОСМЭН», 2008г.
- Рубан Т.Г., Таранцева М.С., Сапрыкина Л.И., Булатова Е.А. «Арт-проекты как инновационное направление работы детского сада»//Музыкальный руководитель №8/2016, с.2. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г.
- www.youtube.com
- https://ipleer.fm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Радуга творчества"
Материал для воспитателей. Творческий отчёт о работе кружка "Самоделкин"...
"Радуга творчества" проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...
Перспективно-тематическое планирование на год кружковой работы "Радуга творчества" в подготовительной к школе группы.
Перспективно-тематический план на год для детей подготовительной группы по нетрадиционным техникам лепки, рисования, аппликации....
Кружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
старшая логопедическая группа «Радужки» в старшей группеКружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изодеятельности...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Радуга творчества»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Поэтому развити...
Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»
Занятия лепкой комплексно воздействуют на разв...