"Радуга творчества" проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
проект по рисованию (старшая группа) по теме
Проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_khudozhestvenno.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 438 Г.О. САМАРА
443023, г.Самара, Запорожская 4а. (846)269-35-86, mdou438.ryzhova@yandex.ru
_____________________________________________________________________________
Утверждаю: Заведующий
МБДОУ детский сад
№ 438 г.о. Самара
__________________
Л.Н. Рыжова
Методическая разработка
для воспитателей городского округа Самара
«Радуга творчества»
(проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников)
Подготовила:
Сырова Зоя Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 438 г.о. Самара, Советский район
Самара, 2013
Актуальность
В процессе становления современного и привлекательного для социума дошкольного учреждения одно из главных мест занимает художественно-эстетическое развитие, его программное обеспечение, новые формы работы. Сегодня ориентация массового образования на формирование творческости детей средствами искусства очень важна как с точки зрения развития адаптационных возможностей, так и для выработки условий для возрождения культуры, для гармоничного построения будущего социокультурного пространства.
Исследования Б.М. Неменского, Д.Б. Кобалевского, А.А. Мелик-Пашаева, О.Т. Леонтьевой, Ш.А. Амонашвили, В.А. Жилина , Т.М. Потехина служат основанием для изучения технологических аспектов развития креативной личности средствами музыки, поэзии, танца, живописи.
Пытаясь найти взаимосвязанное единство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, мы обратимся к музыкально-педагогической концепции Карла Орфа «Шульверк». Опираясь на идею синтеза музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания К. Орф создает концепцию элементарного музыкального воспитания, связанную с внутренним миром ребенка, идеей гармоничности, внутреннего равновесия, счастья. Главной задачей стало создание творчески ориентированной среды, поиск новых путей общения педагога и ребенка. Синкретическое единство музыки, движения, слова, театрализованной игры на основе импровизационного подхода представляет собой основу концепции К.Орфа. Вот и мы решили стать сторонниками креативной педагогики, интегративной по своей природе. И объединили на занятиях по творчеству музыку, танец, произведения искусства и поэзию.
Новизна. Таким образом, предлагаемый нами проект, реализация которого способствует успешному развитию детской одаренности в условиях организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ.
Цель: Способствовать художественно-эстетическому развитию старших дошкольников.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Задачи:
- Создать условия для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства,
- Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру,
- Развивать творческие способности посредством синтеза музыки, искусства и поэзии,
- Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Тип проекта: практически-деятельностный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.
Гипотеза: Целенаправленно созданная на основе синтеза музыки, искусства и поэзии художественно-эстетическая среда будет способствовать максимальному раскрытию творческих способностей воспитанников.
Сроки реализации: октябрь 2013 года - июнь 2014 года.
По принципу нахождения аналогий в различных видах искусства разберем поэтапно каждый момент творческого взаимодействия:
- Воспринимаем на слух музыкальное произведение. Очарование красотой ночи, темным небом, мы следим за лучом лунного света, который освещает розу. Мы видим, как просыпается роза и устремляем свой взгляд к лунному свету. Процесс взаимодействия с миром происходит через восприятие музыкального произведения.
- Эмоционально реагируем всеми чувствами. Слышим музыку, видим все воображаемое, осязаем, как ласково коснулся луч лунного света нежной розы, обоняем ее аромат, ощущаем легкость и покой. Эмоциональная отзывчивость на звучащую музыку вызывает реакцию всех органов чувств.
- Визуализация восприятия в моделях. Выбираем художественные средства и материалы для визуализации услышанного. Пробуем передать движениями причудливый танец розы и лунного света с помощью газовых платков: так рождается модель танца. Далее рисуем красками на бумаге картину дивной ночной сказки. Пробуем передать слуховые, зрительные и эмоциональные впечатления цветом, тоном, формой и толщиной мазка. Подбираем соответствующие цвета для розы, лунного света, ветра, звезд, травы и т.д. В процессе совместного творчества рождается картина, новое «видение» музыкального произведения. Смысл отражается в пространстве. Происходит процесс трансформации образа в пространстве через интеграцию видов искусств. Так ребенок, сам того не подозревая, общается с художественными образами, вступает в отношения с окружающим миром вещей и людей, проявляя при этом творческую самостоятельность. Воспитанникам предоставляется возможность выбора. Чувство радости от совместного творчества привод к осознанию личной значимости и состоянию успеха. Совместный групповой проект приводит к рождению нового опыта интерпретации художественного образа, новой модели исполнения на основе синкретизма музыки, слова и движения. Синкретизм определяет характер творческого взаимодействия участников образовательного процесса.
Нами разработана схема приобретения детьми нового опыта в процессе вхождения в поле творческой среды, которая рассматривается как психологический инструмент, предоставляющий ребенку возможность для самовыражения и саморегуляции.
СХЕМА
Соответственно, одна из задач состоит в том, чтобы естественно выражать в рисунке, движении и музыке собственное эмоциональное и психологическое состояние. Подготовительным этапом решения данной задачи является накопление ребенком собственного индивидуального опыта в процессе восприятия музыки, который впоследствии через совместное творчество приведет к личному успеху.
Художественная деятельность развивает творческую одаренность детей при определенных условиях:
- Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей.
- Включение в образовательный процесс «серьезного искусства». Это отражается в создание художественно-эстетической среды, которая предполагает обращение к произведениям изобразительного и музыкального искусства, сложные по содержанию виды художественной деятельности, осваиваемые детьми.
- В непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству реализуется принцип сотрудничества, партнерства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности.
- В группе создаются условия для максимального возможного выражения детской субъектности. Вместе с тем художественная деятельность предстает перед детьми как сложная деятельность, овладеть которой без волевых усилий невозможно.
- Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое бережное отношение к ребенку, к результатам его деятельности является условием достижения высоких результатов.
- Педагогическая стратегия руководства художественной деятельностью вырабатывается на основе представлении о конкретном ребенке и критериях личностного развития ребенка и детского коллектива. Это позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечить его индивидуальную траекторию развития.
Ожидаемые результаты:
- Для воспитанников созданы все условия для развития ценностно-смыслового восприятия произведений искусства,
- У детей формируется эстетическое отношение к окружающему миру,
- Синтез музыки, искусства и поэзии способствует развитию творческих способностей,
- Созданы условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность представляет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие. Художественная деятельность понимается как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру и развитию творческих способностей. Таким образом, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру возможно и необходимо начинать на разных этапах онтогенеза – ступени раннего и дошкольного детства.
Список источников:
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития В.И. Андреев. – Казань, 1996.
- Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1996. - № 1. – с. 18-26.
- Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
- Русанова, В.С. Художественно-эстетическоре вопитание как основа творческого образа жизни / В.С. Русанова. – Челябинск, 2001. – 234 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Рос.акад.наук; Ин-т психологии. – М.: Наука, 2—3. – 377 с.
- Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. – М.: АСТ, 2000. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
НОД "Радуга" в области «Художественно – эстетическое развитие»
Программное содержание: Создать условия для формирования знаний у детей о природном явлении-радуге.- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира- совершенствовать изобра...
Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучени...
"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...