Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazheonnn.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю тему «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом». Формирование пространственных представлений является одной из важнейших задач коррекционной работы с неслышащими детьми. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. Практика воспитания детей с недостатками слуха показывает, что овладение пространственными представлениями и понятиями представляет определённые трудности для данной категории детей. Это связано, прежде всего, с первичным сенсорным дефектом, нарушением слуха. Нарушение слуха, в ряде случаев сопровождается и вестибулярными нарушениями. У маленького глухого ребёнка происходит нарушение ранних пространственных ориентировок, а также сужение “ближнего” пространства. Поскольку нарушение вестибулярного аппарата у глухих малышей даёт отставание в развитии моторики, то и освоение “дальнего” пространства у детей недостаточное. Таким образом, чтобы у ребёнка с недостатками слуха сформировались пространственные понятия в полном объёме и для того чтобы он успешно овладел сложными пространственными отношениями, необходима чётко спланированная поэтапная специальная коррекционная работа. И эта работа строится с учётом того, что ведущая деятельность дошкольников – игровая. Поэтому целью данной работы: эффективность применения дидактических игр при формировании пространственных представлений у дошкольников с нарушением слуха. С задачами вы можете ознакомится на слайде. Подробнее расскажу о дидактических играх, которые подбираются с учётом программных требований по каждому году обучения. Следует отметить, что любая дидактическая игра имеет этапы освоения. Вначале детей надо заинтересовать целью игры, затем приступить к освоению содержания, этот этап особенно важен для «слабых» детей. На третьем этапе Дети играют самостоятельно, взрослый опосредовано руководит. И заключительный этап – когда дети играют самостоятельно.
Большое место при развитии ориентировки в пространстве занимают игры, в которых дети прячут и находят игрушку, прячутся сами и ищут друг друга. Постепенно у детей формируется возможность осматривать пространство, учитывать расстояние и направление движения в пространстве. Во время игр, занятий, на прогулках детям приходится доставать какие-то предметы сверху, встать на носочки, тянуться вверх – “Дотянись до игрушки” (1 год обучения).
На первом году обучения задача педагога и воспитателя учить детей ориентироваться в дальнем и ближнем пространстве и с помощью зрения, и с помощью сохранного слуха.
Ориентирование детей в пространстве с помощью остатков слуха нужно начинать с использованием барабана, так как он является не только слуховым, но и вибрационным раздражителем. Важное условие – наличие у детей индивидуальных слуховых аппаратов.
Расстояние от барабана до месторасположения детей и сила ударов по барабану во время занятий зависит от слуховых возможностей детей. (с большой потерей слуха ближе, с меньшей потерей – дальше). На первом году обучения практиковались такие игры, целью, которых была знакомить малышей с обстановкой группы. Дети накапливали богатые мышечные ощущения, двигательный опыт, их реакции становились более быстрыми, точными. Пространство становится делимым: оно может быть слева, справа, спереди, сзади, высоко-низко, далеко-близко. Представления о перечисленных параметрах формируется через движения тела, через визуальные признаки, которые дополняют пространственные представления у детей, затем соединяются с понятием (словом) тут-там, туда-сюда, наверху-внизу.
Игра “Кто скорее возьмёт мишку”.
Цель: знакомить детей с обстановкой группы. Ориентировка в окружающем и обучение речи.
Оборудование: скамейка, стул, барабан, игрушка, таблички.
Ход игры: сначала играет один ребёнок и воспитатель. Они стоят на одном конце комнаты, в другом на стуле сидит мишка. Между ребёнком и мишкой – препятствие (скамейка, стул).
Правила игры: бежать по сигналу; перелезать через препятствие нельзя. После сигнала взрослый и ребёнок бегут к игрушке. Если ребёнок выберет кратчайший путь, то он берёт игрушку первым. Если ребёнок перелезает (подлезает) через скамейку– игрушку берёт взрослый. После того, как дети поймут правила игры , в игре участвуют двое детей. Место, где стоит препятствие и где лежит игрушка нужно менять.
Словарь: скамейка(т), стул(т), барабан(с-з), мишка(т).
Игра “Внизу – наверху”.
Цель: учить восприятию пространственных отношений; раскладывать кружки и овалы внизу и вверху от черты (по образцу).
Закрепить: пространственные отношения между предметами наверху
и внизу (весь материал даётся слухо-зрительно).
Ход игры: детям раздаются карточки с чертой. На столе приготовлены кружки и овалы (красного, синего, жёлтого и зелёного цвета). Дети должны разложить эти фигурки по образцу, учитывая цвет. Деятельность детей сопровождается словами (говорят так, как могут): тут, там, туда, сюда.
Словарь: тут, там, туда, сюда.
Оборудование: карточки с чертой, кружочки и овалы разного цвета (красного, жёлтого, синего и зелёного).
На втором году обучения формирование пространственных отношений неслышащих дошкольников продолжается, и решаются более сложные задачи. От ориентировки в пространстве помещения дети переходят на ориентировку на листе бумаги. Необходимо научить детей воспринимать пространственные отношения между двумя предметами по вертикали: внизу-наверху. Мне как воспитателю важно показать относительность пространственных отношений по вертикали: предмет, который по отношению к одному объекту находится наверху, по отношению к другому находится внизу и наоборот. Далее дети учатся составлять из разрезного текста фразу, определяющую положение предмета, данного на плоскости (солнышко наверху, собака внизу).
Смоделировать вертикальное положение в пространстве с его изображением на плоскости (например, игра “Вертушка”). Соединить воспринятые пространственные отношения со словом “внизу”, “наверху”, “рядом” и в ситуации конструирования “за-перед”.
Игра “Что наверху? Что внизу?”
Цель: самостоятельно воспроизводить на плоскости отношения предметов в пространстве.
Оборудование: игровое поле, карточки-картинки, таблички.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями. Дети должны разложить эти карточки наверху или внизу, в зависимости от того, где должен находиться данный предмет на игровом поле. Далее дети составляют из разрезного текста фразу, определяющую положение предмета, данного на плоскости (солнышко наверху, собака внизу).
Словарь: наверху (т), внизу(т), положи(т), верно(т), неверно(т), солнышко(т), цветы(с-з), шар(т), собака(с-з), утка(т), бабочка(т), мышь(с-з), зайка(т), авто(т), ёлка(т), мяч(т), самолёт(т), птица(т), кукла(т), коза(т), мишка(т), жук(т), дом(т).
Игра “Цветной кубик”.
Цель: соединять определения пространственных отношений с названиями предметов, закреплять значение предлогов “на”, “под”, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: разноцветный кубик, карточки-таблички, игрушка собака.
Словарь: кубик (т), собака(т).Фразы “Положи под (на) шкаф” (т), “ Положи под (на) ковёр” (т), “Положи под (на) стол” (т), “Положи под (на) стул” (т).
Ход игры: ребёнку даётся кубик, стороны которого разноцветные. Ребёнок бросает кубик и смотрит, стороной какого цвета он упал. На цветных карточках написаны задания. Ориентируясь на цвет стороны кубика, ребёнок находит карточку с заданием такого же цвета и выполняет его (кладёт игрушку-собаку в заданное место).
Игра “Вертушка”.
Цель: учить моделировать пространственные отношения на плоскости по плоскостному и объёмному образцам, и по словесной инструкции.
Оборудование: вертушка (на середину квадратного листа картона наклеен цветной круг; по углам квадрата приклеены маленькие квадраты так, чтобы между ними от круга шли дорожки-пазы, в пазы вставляются и свободно двигаются квадраты того же цвета, что и круг); плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединение квадрата и круга того же цвета, что и на вертушке; пластмассовые объёмные фигурки – кубик и шарик.
Ход игры: 1. (проводится индивидуально). Воспитатель кладёт перед перемещается по кругу картонный квадрат, предлагает ребёнку сделать то же по подражанию. Затем рассматривает с ним плоскостной образец, кладёт его рядом с вертушкой и просит сделать такую же фигуру на вертушке, продвигая квадрат в один из пазов. Положение образца меняется несколько раз. Когда дети поймут назначение “ вертушки” можно играть всем вместе.
2. Воспитатель строит образец из кубика и шарика, а дети воспроизводят его на “вертушке” (перенесение пространственных отношений с объёма на плоскость). Результаты
закрепляются в слове . (сначала это делает воспитатель, а потом и сам ребёнок).
3. Воспитатель предлагает детям выполнять различные варианты пространственных отношений по словесной инструкции (т.е. дети выполняют задания по табличкам)
Словарь: кубик (т), шарик(т), круг(т), квадрат(т), (не) верно(т), “шарик на кубике”(т), “кубик на шарике”(т), “шарик и кубик”(т), “кубик под шариком”(т), “шарик под кубиком”(т).
На третьем году обучения дети продолжают осознавать своё положение в пространстве:
– учатся обходить препятствия, определять положение товарищей среди окружающих предметов;
– у детей появляются представления о расположении частей тела: голова наверху, ноги внизу; есть правая и левая рука (называется только правая рука);
– обращать внимание детей на парность пространственных отношений, если один предмет наверху, то другой внизу; если один предмет на другом, то другой под ним; если предметы расположены рядом, то один из них справа, а другой слева.
Отличительной чертой на третьем году обучения является то, что проводится работа над понятиями предлогов “на”, “под”. Работа с предлогами является наиболее сложным этапом у детей с нарушением слуха при формировании пространственных представлений. Во-первых, предлог маленькая короткая звуковая частица, дети её не слышат, и им трудно её вычленить в письменной и устной речи. Когда ребёнок выполняет задание, я стараюсь интонационно выделять предлоги, произнося их замедленно, и добавляю характерные движения. В дальнейшем детей знакомлю с фразами типа: “мишка на столе”, “мишка под столом”, “мишка лежит на столе”, “мишка сидит под столом”. Соответственно и игры подбираются с учетом Расширения устной речи детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов.
Словарь: внизу, наверху, рядом, на, под, справа, слева.
На данном этапе предлагаю играть в следующие игры (игры можно упрощать, усложнять, добавлять словарь).
Игра “Найди игрушку”.
Цель: продолжать знакомить детей с расположением предметов и их частей по горизонтали (рядом, около). Обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под).
Оборудование: картинки, таблички с фразами.
Словарь:
фразы | фразы |
Ход игры: 1. Ребёнок читает и запоминает фразу, затем ищет среди картинок ту, что совпадает с описанием.
2. Ребёнку представляется картинка , рассматривается, затем ребёнок составляет нужную фразу.
На четвертом году обучения дидактические игры усложняются. Дети уже знают и закрепляют знания «наверху-внизу, справа-слева, на под, рядом, около» Для меня важно расширять устную речь детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов. Самая любимая игра детей : «сделай, как я скажу», «назови соседа». Вашему вниманию предоставляю несколько видео фрагментов.
Игра “Составь картину”.
Цель: знакомить детей с расположением предметов и их частей по вертикали (внизу, наверху); по горизонтали (рядом, около); обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под); уточнять представления о пространственном расположении предметов (справа, слева). Закреплять понимание детьми описательных фраз с предлогами на, под, около, рядом. Расширять устную речь детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов.
Оборудование: фланелеграф, фразы на карточках, мелкие плоскостные изображения игрушек.
Словарь: фразы на карточках (существительное + глагол в единственном числе), словосочетания с предлогами; предложения (развёрнутая фраза по подобной схеме: обстоятельство места + глагол + существительное).
Ход игры: Детям раздаются мелкие плоскостные изображения игрушек. Ведущий описывает расположение игрушек на закрытой картине (макет комнаты), используя разрезной текст: указывает объект и место его расположения на картине, используя словосочетания с предлогами “на”, “под”, “рядом”, “около” и название мебели. Дети прочитывают составленную фразу и располагают плоскостные изображения игрушек на стоящей перед ними картине, идентичной закрытой. Вставляют изображения в прорези. По окончании игры картина сравнивается (одинаково – неодинаково) и составляется рассказ-описание.
Итак, Значительное место в процессе обучение занимают дидактические игры. Они могут быть использованы при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Глухому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения свойств и отношений предметов требуется достаточно много повторений. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений. Таким образом, дидактическая игра способствует более успешному освоению пространственных понятий дошкольниками с нарушением слуха.
Литература, которую использовала.
- Развитие речи у детей с нарушенным слухом в детском саду. Методические рекомендации. Под ред. Э.И. Леонгард. Москва – 1988 г.
- Леонгард Э.И.,Самсонова Е. Г. Развитие речи у детей с нарушенным слухом в семье. М. : Просвещение, 1991 г.
- Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспертная программа. Под ред. Э. И. Леонгард.
- Леонгард Э. И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с паталогией слуха. Часть 2. М.: 2000 г.
- Дилактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под ред. Головчиц – М.: 2003 г.
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом
- Карх Елена Владимировна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Особая роль в процессе представления пространственных представлений у детей принадлежит словесной речи. Отражение этих представлений вступает в качественно новый период развития при освоении ребёнком слов и словосочетаний, обозначающих пространственные связи объектов. Знание такого рода слов-названий даёт детям большое преимущество: делает пространственные понятия более прочными, легко вызываемыми, вводит их в систему. Очевидно, что недостаточный уровень развития словесной речи у глухих детей, ограниченность речевой практики являются теми факторами, которые затрудняют формирование пространственных представлений и понятий.
Практика обучения детей с недостатками слуха показывает, что овладение пространственными представлениями и понятиями представляет определённые трудности для данной категории детей. Это связано прежде всего с первичным сенсорным дефектом, нарушением слуха, а восприятие пространства представляет собой межанализаторный системный механизм. Нарушение слуха, сопровождающееся в ряде случаев и вестибулярными нарушениями, приводит к сужению сенсорной базы, необходимой для становления пространственных представлений. У маленького глухого ребёнка происходит нарушение ранних пространственных ориентировок, а также сужение “ближнего” пространства. Поскольку нарушение вестибулярного аппарата у глухих малышей даёт отставание в развитии моторики, то и освоение “дальнего” пространства у детей недостаточное.
Таким образом, собственный чувственный опыт при ознакомлении с пространством ребёнок приобретает как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности, простейшие пространственные понятия у него могут быть сформированы и без специальных коррекционных занятий. Но, чтобы у ребёнка с недостатками слуха сформировались пространственные понятия в полном объёме и для того чтобы он успешно овладел сложными пространственными отношениями, необходима чётко спланированная поэтапная специальная коррекционная работа. И эта работа строится с учётом того, что ведущая деятельность дошкольников – игровая.
Теперь можно сказать о дидактических играх на развитие пространственных отношениях по каждому году обучения, которые подбираются с учётом программных требований.
Пространственные отношения формируются у детей с недостатками слуха только на базе телесных движений самих детей. Поэтому важно с первого года обучения сделать детей активными и научить их самостоятельно оценивать ситуацию. Прежде всего, дети учатся собственным телом осваивать пространство помещения – комнаты, группы детского сада. При ориентировке в дальнем пространстве дети учатся умению последовательно осматривать помещение, ориентироваться в нём. Так, во время игры с мячом, когда дети идут или бегут к цели, взрослый меняет направление: дети бегут то прямо, то вправо, то влево, подлезают под стол, перелезают через стул. Например, игры: “Бегите ко мне”, “Принеси мяч”, “Кто скорее возьмёт куклу” (1 год обучения).
Большое место при развитии ориентировки в пространстве занимают игры, в которых дети прячут и находят игрушку, прячутся сами и ищут друг друга. Постепенно у детей формируется возможность осматривать пространство, учитывать расстояние и направление движения в пространстве. Во время игр, занятий, на прогулках детям приходится доставать какие-то предметы сверху, встать на носочки, тянуться вверх – “Дотянись до игрушки” (1 год обучения).
На первом году обучения задача педагога и воспитателя учить детей ориентироваться в дальнем и ближнем пространстве и с помощью зрения, и с помощью сохранного слуха.
Ориентирование детей в пространстве с помощью остатков слуха нужно начинать с использованием барабана, так как он является не только слуховым, но и вибрационным раздражителем. Важное условие – наличие у детей индивидуальных слуховых аппаратов.
Со слабослышащими детьми данные упражнения можно проводить без индивидуальных слуховых аппаратов. Расстояние от барабана до месторасположения детей и сила ударов по барабану во время занятий зависит от слуховых возможностей воспитанников группы. Если дети имеют очень разные слуховые возможности, то они становятся на разном расстоянии от источника звучания (с большой потерей слуха ближе, с меньшей потерей – дальше).
Игра “Кто скорее возьмёт мишку”.
Цель: знакомить детей с обстановкой группы. Ориентировка в окружающем и обучение речи.
Оборудование: скамейка, стул, барабан, игрушка, таблички.
Ход игры: сначала играет один ребёнок и воспитатель. Они стоят на одном конце комнаты, в другом на стуле сидит мишка. Между ребёнком и мишкой – препятствие (скамейка, стул).
Правила игры: бежать по сигналу; перелезать через препятствие нельзя. После сигнала взрослый и ребёнок бегут к игрушке. Если ребёнок выберет кратчайший путь, то он берёт игрушку первым. Если ребёнок перелезает (подлезает) через скамейку– игрушку берёт взрослый. После того, как дети поймут правила игры , в игре участвуют двое детей. Место, где стоит препятствие и где лежит игрушка нужно менять.
Словарь: скамейка(т), стул(т), барабан(с-з), мишка(т).
В результате такой организации жизни дети накапливают богатые мышечные ощущения, двигательный опыт, их реакции становятся более быстрыми, точными. Пространство становится делимым: оно может быть слева, справа, спереди, сзади, высоко-низко, далеко-близко. Представления о перечисленных параметрах формируется через движения тела, через визуальные признаки, которые дополняют пространственные представления у детей, затем соединяются с понятием (словом) тут-там, туда-сюда, наверху-внизу.
Игра “Внизу – наверху”.
Цель: учить восприятию пространственных отношений; раскладывать кружки и овалы внизу и вверху от черты (по образцу).
Закрепить: пространственные отношения между предметами наверху
и внизу (весь материал даётся слухо-зрительно).
Ход игры: детям раздаются карточки с чертой. На столе приготовлены кружки и овалы (красного, синего, жёлтого и зелёного цвета). Дети должны разложить эти фигурки по образцу, учитывая цвет. Деятельность детей сопровождается словами (говорят так, как могут): тут, там, туда, сюда.
Словарь: тут, там, туда, сюда.
Оборудование: карточки с чертой, кружочки и овалы разного цвета (красного, жёлтого, синего и зелёного).
На втором году обучения формирование пространственных отношений
дошкольников с нарушением слуха продолжается, и решаются более сложные задачи.
От ориентировки в пространстве помещения дети переходят на ориентировку на листе бумаги. Необходимо научить детей воспринимать пространственные отношения между двумя предметами по вертикали: внизу-наверху. Показать относительность
пространственных отношений по вертикали: предмет, который по отношению к одному объекту находится наверху, по отношению к другому находится внизу и наоборот.
Смоделировать вертикальное положение в пространстве с его изображением на плоскости (например, игра “Вертушка”). Соединить воспринятые пространственные отношения со словом “внизу”, “наверху”, “рядом” и в ситуации конструирования “за-перед”.
Игра “Что наверху? Что внизу?”
Цель: самостоятельно воспроизводить на плоскости отношения предметов в пространстве.
Оборудование: игровое поле, карточки-картинки, таблички.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями. Дети должны разложить эти карточки наверху или внизу, в зависимости от того, где должен находиться данный предмет на игровом поле. Далее дети составляют из разрезного текста фразу, определяющую положение предмета, данного на плоскости (солнышко наверху, собака внизу).
Словарь: наверху (т), внизу(т), положи(т), верно(т), неверно(т), солнышко(т), цветы(с-з), шар(т), собака(с-з), утка(т), бабочка(т), мышь(с-з), зайка(т), авто(т), ёлка(т), мяч(т), самолёт(т), птица(т), кукла(т), коза(т), мишка(т), жук(т), дом(т).
Игра “Цветной кубик”.
Цель: соединять определения пространственных отношений с названиями предметов, закреплять значение предлогов “на”, “под”, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: разноцветный кубик, карточки-таблички, игрушка собака.
Словарь: кубик (т), собака(т).Фразы “Положи под (на) шкаф” (т), “ Положи под (на) ковёр” (т), “Положи под (на) стол” (т), “Положи под (на) стул” (т).
Ход игры: ребёнку даётся кубик, стороны которого разноцветные. Ребёнок бросает кубик и смотрит, стороной какого цвета он упал. На цветных карточках написаны задания. Ориентируясь на цвет стороны кубика, ребёнок находит карточку с заданием такого же цвета и выполняет его (кладёт игрушку-собаку в заданное место).
Игра “Вертушка”.
Цель: учить моделировать пространственные отношения на плоскости по плоскостному и объёмному образцам, и по словесной инструкции.
Оборудование: вертушка (на середину квадратного листа картона наклеен цветной круг; по углам квадрата приклеены маленькие квадраты так, чтобы между ними от круга шли дорожки-пазы, в пазы вставляются и свободно двигаются квадраты того же цвета, что и круг); плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединение квадрата и круга того же цвета, что и на вертушке; пластмассовые объёмные фигурки – кубик и шарик.
Ход игры: 1. (проводится индивидуально). Воспитатель кладёт перед перемещается по кругу картонный квадрат, предлагает ребёнку сделать то же по подражанию. Затем рассматривает с ним плоскостной образец, кладёт его рядом с вертушкой и просит сделать такую же фигуру на вертушке, продвигая квадрат в один из пазов. Положение образца меняется несколько раз. Когда дети поймут назначение “ вертушки” можно играть всем вместе.
2. Воспитатель строит образец из кубика и шарика, а дети воспроизводят его на “вертушке” (перенесение пространственных отношений с объёма на плоскость). Результаты
закрепляются в слове . (сначала это делает воспитатель, а потом и сам ребёнок).
3. Воспитатель предлагает детям выполнять различные варианты пространственных отношений по словесной инструкции (т.е. дети выполняют задания по табличкам)
Словарь: кубик (т), шарик(т), круг(т), квадрат(т), (не) верно(т), “шарик на кубике”(т), “кубик на шарике”(т), “шарик и кубик”(т), “кубик под шариком”(т), “шарик под кубиком”(т).
На третьем году обучения дети продолжают осознавать своё положение в пространстве:
– учатся обходить препятствия, находить кратчайший путь к определённой точке пространства;
– дети учатся определять положение товарищей среди окружающих предметов;
– у детей появляются представления о расположении частей тела: голова наверху, ноги внизу; есть правая и левая рука (называется только правая рука);
– обращать внимание детей на парность пространственных отношений, если один предмет наверху, то другой внизу; если один предмет на другом, то другой под ним; если предметы расположены рядом, то один из них справа, а другой слева.
Отличительной чертой на третьем году обучения является то, что проводится работа над понятиями предлогов “на”, “под”. Работа с предлогами является наиболее сложным этапом у детей с нарушением слуха при формировании пространственных представлений. Почему? Во-первых, предлог маленькая короткая звуковая частица, дети её не слышат, и им трудно её вычленить в письменной и устной речи. Поэтому работа над предлогами должна пройти через собственный чувственный опыт. И первые задания: “положи на стол”, “положи под стол”. Когда ребёнок выполняет задание, педагог или воспитатель интонационно выделяет предлоги, произнося их замедленно, и добавляет характерные движения. Так ребёнку легче вычленить из речи предлоги. В дальнейшем детей знакомят с фразами типа: “мишка на столе”, “мишка под столом”, “мишка лежит на столе”, “мишка сидит под столом”.
Словарь: внизу, наверху, рядом, на, под, справа, слева.
На данном этапе предлагаю играть в следующие игры (игры можно упрощать, усложнять, добавлять словарь).
Игра “Найди игрушку”.
Цель: продолжать знакомить детей с расположением предметов и их частей по горизонтали (рядом, около). Обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под).
Оборудование: картинки, таблички с фразами.
Словарь:
развернуть таблицу
фразы | фразы |
развернуть таблицу
Ход игры: 1. Ребёнок читает и запоминает фразу, затем ищет среди картинок ту, что совпадает с описанием.
2. Ребёнку представляется картинка , рассматривается, затем ребёнок составляет нужную фразу.
Игра “Составь картину”.
Цель: знакомить детей с расположением предметов и их частей по вертикали (внизу, наверху); по горизонтали (рядом, около); обращать внимание на парность пространственных отношений (на, под); уточнять представления о пространственном расположении предметов (справа, слева). Закреплять понимание детьми описательных фраз с предлогами на, под, около, рядом. Расширять устную речь детей за счёт введения в неё словосочетаний с предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов.
Оборудование: фланелеграф, фразы на карточках, мелкие плоскостные изображения игрушек.
Словарь: фразы на карточках (существительное + глагол в единственном числе), словосочетания с предлогами; предложения (развёрнутая фраза по подобной схеме: обстоятельство места + глагол + существительное).
Ход игры: Детям раздаются мелкие плоскостные изображения игрушек. Ведущий описывает расположение игрушек на закрытой картине (макет комнаты), используя разрезной текст: указывает объект и место его расположения на картине, используя словосочетания с предлогами “на”, “под”, “рядом”, “около” и название мебели. Дети прочитывают составленную фразу и располагают плоскостные изображения игрушек на стоящей перед ними картине, идентичной закрытой. Вставляют изображения в прорези. По окончании игры картина сравнивается (одинаково – неодинаково) и составляется рассказ-описание.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для развития ребенка. Игра – естественная потребность ребёнка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создаёт бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического психического развития. Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Значительное место в процессе обучение занимают дидактические игры. Они могут быть использованы при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. В процессе дидактических игр интенсивно развиваются восприятие, внимание, память. Глухому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения свойств и отношений предметов требуется достаточно много повторений. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений. Таким образом, дидактическая игра способствует более успешному освоению пространственных понятий дошкольниками с нарушением слуха.
Литература.
- Развитие речи у детей с нарушенным слухом в детском саду. Методические рекомендации. Под ред. Э.И. Леонгард. Москва – 1988 г.
- Леонгард Э.И.,Самсонова Е. Г. Развитие речи у детей с нарушенным слухом в семье. М. : Просвещение, 1991 г.
- Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспертная программа. Под ред. Э. И. Леонгард.
- Леонгард Э. И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с паталогией слуха. Часть 2. М.: 2000 г.
- Дилактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под ред. Головчиц – М.: 2003 г.
4.06.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народного творчества. Сообщение из опыта работы воспитателя второй младшей группы
Хочу поделиться с Вами опытом работы по теме духовно-нравственного воспитания средствами народного творчества. Прелагаемый материал будет интересен воспитателям второй младшей группы...
Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "
В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры. ...
Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»
Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...
Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"
В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....
Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»
предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...