Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"
статья на тему
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
ЗАДАЧИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР Основной задачей сюжетно - ролевых игр является развитие у детей инициативы, организаторских и творческих способностей. Так как игра - это одна из форм общения дошкольников, ее задачей является воспитания коллективизма, творчества, дружбы, взаимопомощи. Игра - это творческий процесс. Поэтому она ставит перед собой задачу развития творческого воображения, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Только сюжетно - ролевым играм присуща свободная, активная деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В данных играх совершенствуют диалогическую и монологическую форму речи. Закрепляют умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывают культуру речевого общения.Игра - это работа ребенка над самим собой. С помощью игры ребенок выражает свои чувства, привычки, эмоции, сострадание, сопереживание.
Работая над темой сюжетно - ролевых игр, руководствуясь трудами А.А. Смоленцевой, я отследила 3 этапа организации и роли воспитателя в игре.Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному.
На 1этапе - младшая группа.
В этой группе начинают зарождаться роли, ребенок учится зарождать «свое я» от определенного мира «я и не я». Дети на этом этапе играют в основном с игрушками, с предметами-заместителями. «Игра рядом». Начинается зарождение личности ребенка самосознанием «я хороший». Игровой сюжет очень прост: «Укладываем куклу спать», «Кормим Мишку». Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей, развивает умение применять эти знания в игре.
2 этап - средняя группа.
Роль уже сформирована, но еще не всегда роли обозначают. Например, в игре«Пароход»сюжет увеличивается до 12 минут. Возникают игровые предметы, игровые отношения, нужен партнер по игре, чтобы отвечать на вопросы. Происходит зарождение игровых конфликтов, усложняется тематика. Роль взрослого - педагог выступает как консультант «а так можно», «а так бывает», «бывает так», «или нельзя».
3 этап - старшая группа.
Этот этап характеризуется возникновением самодельных сюжетно - ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую- либо роль. Роль на этом этапе принята, названа, ребенок в этой роли живет. Формируются ролевые отношения в игре, очень богатой становится игровая речь, зарождение ролевых умений (например, отказался от чего- то желанного).
В подготовительной группе игра является мощным стабилизатором психического настроения ребенка. Сюжетно - ролевая игра становится мощным социальным сюжетом, дети сами фиксируют роли, они выбирают роли, выбирают абстрактные сюжеты. Например, «Космический корабль», бытовые представления становятся основой игры.
Сюжетно - ролевые игры являются средством самовоспитания.
Каждый играющий должен представить себе, как он будет действовать и говорить в конкретной ситуации, игра позволяет учить детей как необходимо управлять своими эмоциями.
Каждая сюжетно - ролевая игра организуется по определенной СХЕМЕ.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕСюжетно - ролевая игра требует долгой и особой подготовки. Поэтому необходимо дать достаточный запас знаний по теме игры: провести специальную беседу, познакомить детей со словами и словосочетаниями, наиболее часто употребляемые в той или иной ситуации. По теме игры проводятся экскурсии, читают художественную литературу, рассказывают тексты, заучивают стихи.
ОБОРУДОВАНИЕИгра должна быть предметно - наглядной и воздействовать на органы чувств ребенка. С этой целью используются различные части декораций для обозначения того или иного места действия (магазин, станция метро, кабинет врача). В игру вводятся части одежды (халат, фартук, шапочки и т.д.). В реквизит входят игрушки (куклы, мишки, зайцы), предметы из игры «Парикмахерская», «Айболит» и т.д. По заданию воспитателя дети к игре лепят овощи, фрукты, вырезают монеты, вышивают салфетки.
РОЛИВоспитатель так организовывает игру, что каждый ребенок является ее участником. При распределении ролей учитываются пожелания детей. В воспитательных целях можно назначить на главную роль (бригадира, врача, учителя, командира корабля) застенчивого ребенка, чтобы он в игре приобрел уверенность в своих силах. А лучше подвести детей к тому, чтобы они сами выбрали робкого, несмелого своего товарища на ведущую роль. Часто игра повторяется несколько раз на занятии, вне занятия, на прогулке, но каждый раз дети выступают в новой для себя роли. Например, продавец становится покупателем, доктор - пациентом, портной - заказчиком и т.д. В некоторых играх я прошу для себя роль, например, помощник повара, медсестра, пациент, кондитер, посетитель кофе или магазина и т.д. Это позволяет тактично руководить игровой деятельностью, подсказывать детям новые обороты речи, новые действия. А главное - постоянно поддерживать естественную речь у всех участников.
СЮЖЕТ ИГРЫКаждая сюжетно - ролевая игра начинается с краткого описания ситуации, в которой детям предстоит действовать. Когда дети играют в данную игру впервые, только знакомятся с сюжетом, воспитатель может наводящими вопросами подсказывать их действия или примерные диалоги, На последующих занятиях, при повторении сюжета игры, речь детей становится более самостоятельной, хотя каждый играющий выступает в новой для себя роли. Часто дети фантазируют, придумывают новые ситуации, и воспитатель не ограничивает их инициативу. Лишь когда это необходимо, напоминает им о технике речи, не выводя детей из игры. Например, в игре «Метро», замечание может прозвучать так: «Машинист! Объявляйте громко и четко, чтобы все пассажиры вас поняли!». Или, например, в сюжетно - ролевой игре «Зоопарк», говорит экскурсоводу: «Расскажите нам четко и громко о белом медведе». Ход игры соответствует сюжету. В сюжете общая игровая ситуация, последовательность действий, примерно одинаковая нагрузка для каждого действующего лица. В описании хода игры предлагаются конкретные ситуации, возникающие диалоги. Особое внимание уделяется роли ведущего (воспитателя или кого-нибудь из детей).В конце игры оцениваю инициативность детей и их речь, награждаю значками, грамотами, картинками. Стараюсь похвалить ребенка даже в том случае, если он не очень удачно выступал или играл роль (за находчивость, за смелость).
В начале учебного года провожу игры, помогающие детям наладить контакт друг с другом, обрести уверенность. Ребенок учится свободному общению, учится пользоваться мимикой или определенными жестами. Упражнять своим голосом, дыханием, так как во время таких игр ему приходится мало говорить. Например, игры «В лесу», «Зоопарк», дети пользуются короткими фразами. Эти же игры организовываю и с использованием расширенного высказывания в период активизации речи. Сюжетно - ролевые игры развивают у детей интерес к труду взрослых, воспитывают свободу речевого поведения и закрепляют навыки активной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические и сюжетно - ролевые игры - основа ознакомления детей с трудом взрослых
Выступление на педагогическом совете...
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ...
Сообщение из опыта работы «Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы воспитателя по теме «Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей подготовительной к школе группы».
Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач....
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...
Сообщение из опыта работы на тему: "Создание условий для налаживания эмоционально – практического общения с взрослыми и сверстниками через организацию речевой деятельности»
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на...
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с трудом взрослых
в картотеку собраны различные игры для детей с целью ознакомления их с профессиями взрослых...