Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "
статья по конструированию, ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта на тему:
«Ручной труд как средство формирования экологической культуры дошкольников».
«В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
Светлана Николаева, автор программы «Юный эколог»
Актуальность и перспективность опыта.
Экологическое воспитание и образование дошкольников — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают.
К сожалению в нашем регионе и нашем городском округе проблема переработки мусора не решена. А меж тем жители каждый день выбрасывают десятки и сотни кубических метров мусора, который в последствие свозится на полигон вблизи лесного массива и там утилизируется. Но ведь от этого страдает не только наша природа, но и мы люди. Порой взрослые забывают, какой дурной пример подают детям.
А ведь использование бросового материала при изготовлении поделок помогает взрослому сориентировать ребенка на мысль о том, что он наделяет второй жизнью предметы, которые могли быть выброшены в мусорное ведро. В данном контексте особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде из бросового материала.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».
Ручной труд в детском саду способствует развитию не только творческих способностей, но и развивает самые разные умения и навыки, пробуждает в детях фантазию и воображение, развивает такие навыки как терпение, аккуратность, упорство, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом.
Создавая поделки, дети прилагают значительные физические и творческие усилия, поэтому они так ценят и берегут результаты своего труда.
В современных магазинах можно найти огромное количество разнообразных материалов для изготовления поделок. Но зачем идти в магазин, если нас окружает не менее интересный, материал который побуждает человеческую фантазию создавать новые креативные предметы. Это - "бросовый материал".
Бросовым материалом в моей работе послужили отслужившие картонные втулки от бумажных полотенец, фольги, пищевой пленки, туалетной бумаги.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».
Проектная деятельность – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить.
С целью выяснить отношение родителей к проблеме формирования экологической культуры детей посредством ручного труда, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 80 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе, бережному отношению к ней и творческому использованию бросового материала.
Поэтому основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего самостоятельно мастерить из бросового материала новые поделки.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- продолжать развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
-учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
-развивать конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские способности у старших дошкольников;
-совершенствовать трудовые умения в работе с инструментами;
-воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
-воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
-формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
-воспитывать желание делать поделки из бросового материала как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
-вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях детского сада, реализацию проектов.
Для реализации цели и задач я использовала проектный метод. Первым проектом в данной работе стал проект под названием «Новая жизнь картонной втулки».
Результативность проведенной работы.
Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возник интерес к изготовлению поделок из бросового материала, . Педагогический опыт показал, что знания и умения приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В результате полученных знаний о взаимосвязи объектов живой и неживой природы у детей формируется основа экологической культуры. Дошкольники научились использовать бросовый материал в ручном труде. Владея экологическими знаниями и трудовыми навыками, мои воспитанники успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им стали посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому бросовому материалу отдать предпочтение.
Несомненно, без помощи родителей, я не добилась бы успеха. Мною были проведены консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе», «Экологические проблемы современного общества», «Бросовый материал для ручного труда». Родители активно включились в наш проект и проявили неподдельный интерес к сбору картонных втулок и изготовлению поделок из бросового материала.
Я считаю, что есть все основания рассматривать ручной труд, как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/25/picture-43503-1593051201.jpg)
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Конспектмастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/14/picture-947219-1505397741.jpg)
Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе исследовательской деятельности»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Практико-ориентированные подходы в экологическом образовании дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-1255029-1591687318.jpg)
Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»
Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитив...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-1101972-1708410947.jpg)
Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавател...