Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Особенности использования информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_dlya_detey_ovz.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол для педагогов
«Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Что же такое информационные технологии?
Информационно-коммуникативные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Если сказать простыми словами ИКТ – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. Информация может быть текстовой (учебники и учебные пособия), визуальной (картины, фотографии, иллюстрации и т.п.), аудиоинформацией (музыка, звуки живой и неживой природы, песни), аудио-и видеоинформацией (обучающие фильмы, виртуальные экскурсии, компьютерные игры). Часто термин "информационная технология" выступает синонимом термина "компьютерные технологии". Но термин информационные технологии значительно шире и включает в себя компьютерные технологии лишь в качестве составляющей.
И.В.Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др.
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, Интернет ресурс).
Средства ИКТ (на примере логопедической работы с детьми с ОВЗ).
Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы, «Игры для Тигры» (артикуляционные уклады звуков), «Дельфа-142» (сила звука, правильное звукопроизношение и т.д.), «Играем и учимся».
Тренажеры: «игры для Тигры» (тренировка фонационного дыхания, плавности речи, закрепление словарного запаса), «Учимся говорить правильно» (развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки, составлять описательные рассказы по схемам), «ВОТ» (закрепление определенной лексики) и др. игры и тренажеры.
Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности.
Имитационные и моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)
Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски)
В логопедической практике созданы так же программно-аппаратные средства «Видимая речь III» и комплекс «БОС» - это комплексные коррекционные средства.
По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ компьютер обладает рядом преимуществ
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный детям;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред.
Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:
- нагрузка на зрение;
- стеснённая поза;
- нагрузка на психику;
- излучение.
Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)
Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям. Множество авторов дают разного рода рекомендации, но большинство из них сходятся в следующих положениях:
- Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора).
- Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их. (Н-р, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
- Игры должны соответствовать возрастным возможностям детей.
- Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
- Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
- По ходу деятельности необходимо проводить физминутки.
- Вся работа должна проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.
И напоследок, раз уж мы говорим о применении информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, нельзя не отметить такую форму обучения – как дистанционное обучение посредством сети Интернет. В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
книжное издательство, 1966.
2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников
дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры//
Дефектология.-1996.
5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы
олигофренопедагогики. Учебное пособие для студентов средних учебных
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Литература:
1. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей.- Волго-Вятское
книжное издательство, 1966.
2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников
дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры//
Дефектология.-1996.
5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы
олигофренопедагогики. Учебное пособие для студентов средних учебных
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"
"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Применение игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Игровая педагогическая технология...
Дистанционное применение информационных технологий в работе учителя-логопеда с родителями
Безусловно, неоспоримым помощником в современном мире является интернет. Грамотное применение информационных технологий позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для д...
«Опыт работы, применения МАК технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната».
МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных и...