«Опыт работы, применения МАК технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната».
методическая разработка (подготовительная группа)

Куропаткина Наталья Геннадьевна

 МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе педагога, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт работы, применения МАК технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната».

Куропаткина Наталья Геннадьевна, воспитатель

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья зачастую мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

МАК используется в работе со следующими категориями детей с ОВЗ:

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с задержкой психоречевого развития;

- с элементами расстройства аутистического спектра;

-СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – один из самых эффективных инструментов в работе педагога с детьми. МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе педагога, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.

МАК – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений. Использование метафорических карт – это, прежде всего проективная методика. Каждая карта не несет изначально заложенного в неё смысла, каждый в изображении находит собственное отражения и выражает собственные чувства, которые вызывает та или иная карта.

Методика МАК помогает решать такие задачи как:

• Игры с карточками эмоций и рассказывание сказок, способствуют охране и укреплению психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• Игры и упражнения с МАК направленные на самопознание и изучение отношений, творческое рассказывание и рисование способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• МАК способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности так как:

1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.

2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка.

3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.

4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу.

5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.

6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.

7. МАК развивают творческую составляющую.

Не каждый ребёнок, придя на занятие, может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы. В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт.

В своей работе я применяю следующие колоды карт «Монстрики», «Роботы», «Цвета и чувства», «Я и все-все-все».

Варианты использования МАК с подгруппой детей:

1. Дети садятся по кругу, из колоды достаётся карта и каждый ребёнок рассказывает по предъявляемой картинке свои ассоциации.

2. Каждый ребёнок достаёт карту и рассказывает свои ассоциации, связанные с данным образом.

Эта игровая деятельность с детьми без набирания очков, без победителей и побежденных.

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

1. Создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

2. Формирование умения детей коллективно планировать совместную деятельность.

3. Развитие интереса к своей личности: раскрывать свое «Я», повышать самооценку.

4. Формирование организаторских способностей детей.

5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Основным условием сплочения коллектива является создание доброжелательных отношений детей в группе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Приёмы и техники работы

1.Составление историй, рассказов.

- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.

- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или в слепую.

- Внесение изменения в привычный сюжет - «как измениться история, если вдруг…»

2. Создание картин социальной ситуации ребёнка

Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.

3.Дорисовка

Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.

4.Сопровождение изменений

Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям - задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.

- каким я был;

- какой я сейчас;

- каким я хочу стать.

На самом деле Мак карт огромное количество и все они направлены на решение разных психологических проблем как взрослого человека, так и ребенка. Данная техника - этот процесс, который требует системного подхода, и времени для проработки разных видов эмоций и состояний человека. Я же использую Маккарты как один из элементов арт-терапии, на ряду с другими арт-терапевтическими техниками, как рисуночная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др. Работа с МАК, при помощи наводящих вопросов по сюжету картинки, дает возможность ребенку «заглянуть» в себя, в свой внутренний мир, посмотреть, а что там, кто там, что он при этом чувствует, ассоциируя себя с героем или персонажем на карте и т.д. Для некоторых детей это становится даже открытием то, кем он себя увидел или почувствовал. Могу привести пример работы. Группе детей (7-8 чел.) я предложила колоду МАК «Мой внутренний ребенок». Картинки в данной колоде крупные, яркие, с четкими изображениями, что несомненно вызвало интерес у многих детей. При орг.моменте и знакомстве с картами детям было сказано, что это не просто нарисованные картинки, а это волшебные карты, которые умеют разговаривать и могут про каждого из вас рассказать, что-то интересное, и показать, что внутри вас спрятано! Сначала детям было предложено в закрытом виде достать по одной карте рассмотреть и рассказать, что изображено на своей картинке. Далее, детям нужно было найти себя на этой картинке и рассказать, кто он, что он делает, что при этом чувствует, о чем думает, какое у него настроение, что ему нравится, а что нет. Так как уровень восприятия и развития у всех ребят разный, то и ответы детей были разные, но отражали в любом случае его внутреннее состояние на данный момент времени. Каждая ситуация обговаривалась индивидуально, и при наличии негативных ассоциаций, совместно с ребенком находились выходы превращения ее в положительную сторону. Что повысило уровень его доверия в взрослому, который помог ему «в трудной ситуации», а также подобное доверительное общение способствовало повышению уровня собственной самооценки у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Обобщение опыта работы "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, ...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....