Формирование коммуникативных навыков дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дать представления об эффективных формах взаимодействия в группах. Развивать чувства эмпатии и доверия между детьми, развивать умения детей выхода из конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_navyki.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
коммуникативных навыков дошкольников
«Найди пару»
Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.
«Волшебный стул»
Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать и т.д.
«Праздник вежливости»
«Сегодня в нашей группе — говорит взрослый, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
Комплекс игровых упражнений №1
Цель: давать представления об эффективных формах взаимодействия в группах
«Встаньте те, кто...»
Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа
«Волшебные заросли»
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» — всеми остальными участниками. Заросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет, от чего это зависело?
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незавершенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.
«Ласково назовем»
Ребята сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить ребят как их ласково называют дома, а затем дает детям задание придумать ласковое имя соседу.
Комплекс игровых упражнений №2
Цель: развивать чувства эмпатии и доверия между детьми, развивать умения детей выхода из конфликтных ситуаций.
«Я хотел бы быть таким, как ты»
«В каждом человеке есть много прекрасных черт, — обращается воспитатель к детям. — Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».
«Ссора»
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Педагог (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
А что чувствуют те, кто ссорится?
А можно обойтись без ссор?
Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
«Старенькая бабушка»
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.
«Подарок другу»
Ведущий: «Все из вас любят, когда вам дарят подарки? А настроение от полученного подарка улучшается? (выслушивает ответы детей). Правильно, вот сейчас и мы будем дарить друг другу подарки. Представьте, что вы можете подарить своему другу все что угодно. Представили? А теперь на листе бумаги нарисуйте подарок своему соседу справа».
Комплекс игровых упражнений № 3
Цель: Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать настроение другого и определять способы повышения человеку настроения, развивать чувство взаимопомощи
«Улыбки»
Дети встаю в круг, и держаться за руки. Ведущий говорит: «Я улыбнусь моему соседу, который стоит справа от меня, а он улыбнется своему соседу справа и так по кругу, и я получу улыбку от соседа слева. А теперь я улыбнусь соседу слева, и получу в конце игры улыбку от соседа справа».
«Волшебное зеркальце»
Ребята делятся на пары. Один ребенок изображает зеркало, а другой человека, смотрящего в зеркало. Ребенок-зеркало должен в точности изображать мимику, жесты смотрящего.
«Обзывалки»
Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает придумать «обзывалки» своему соседу справа. Заранее обговариваются какие можно использовать «обзывалки» (например предметы мебели, овощи и т.д.). Начинает взрослый, при этом говоря своему соседу «А ты морковка», ребенок поворачивается к своему соседу – «А ты капуста» и т.д. Когда «обзывалка» дойдет до взрослого, он предлагает в обратном направлении называть ласковые слова соседу слева, например «А ты облачко» сопровождая поглаживанием по плечу. В конце упражнения можно обсудить игру:
- Понравилось ли вам, когда вас обзывали?
- Понравилось ли вам, когда вас ласково называли?
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
«Тихий разговор»
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу. Упражнение может повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
«Примирение»
Воспитатель: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать, (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.)
Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения. Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?
Список литературы:
- Арушанова А. Г., Дурова Н.В., Иванкова Р. А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Под ред. А. Г. Арушановой. —М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: А.П.О., 1996.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений.- М:Книголюб, 2006г.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис Пресс, 2005г., 112с
- Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 160с: ил.— (Дошкольное воспитание и развитие)
- Сухина Е.М Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников. Коррекционно-развивающая программа, Томск - 2002
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: АСТ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
Особенности формирования коммуникативных навыков дошкольников
«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...
«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»
П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"...
Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...
Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников с элементами детского туризма
Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укр...
Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...