Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников с элементами детского туризма
статья (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Татьяна Валентиновна

Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укрепления и сохранения здоровья, развития опыта познания окружающего мира, активации общения и мыслительной деятельности дошкольника. Интеграция образовательного процесса и разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной) формирует у детей умение нестандартно мыслить, самостоятельно делать выводы, помогает адаптироваться к конкретным социальным условиям, в различных жизненных ситуациях вести себя более спокойно и уверенно. Общение с людьми различных характеров способствует приобретению детьми коммуникативных навыков (осознание необходимости считаться с мнением и интересами собеседника). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков дошкольников

 с элементами детского туризма

Семинар-практикум для воспитателей

 «Загляни в начало, и ты многое поймешь»

Народная мудрость

2. Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, рядом с которым талантливый взрослый.

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в совместной с педагогом деятельности равноправным партнером. Партнерской должна быть не только позиция взрослого, но и сама форма организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Для того, чтобы партнерская деятельность состоялась, дошкольник должен владеть коммуникативной культурой, умением общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные навыки формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми предполагает:

  • образовательную деятельность в режимных моментах;
  • организованную образовательную деятельность (НОД).

3.Одной из эффективных форм совместной деятельности в ДОУ можно считать детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Элементы детского туризма – благоприятная основа для укрепления и сохранения здоровья, развития опыта познания окружающего мира, активации общения и мыслительной деятельности дошкольника. Интеграция образовательного процесса и разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной) формирует у детей умение нестандартно мыслить, самостоятельно делать выводы, помогает адаптироваться к конкретным социальным условиям, в различных жизненных ситуациях вести себя более спокойно и уверенно. Общение с людьми различных характеров способствует приобретению детьми коммуникативных навыков (осознание необходимости считаться с мнением и интересами собеседника).

4.Внедрение элементов детского туризма, интегрируя содержание работы в разные виды и формы совместной взросло-детской деятельности, способствует развитию и активации общения. Решение проблемных ситуаций, целевые экскурсии, виртуальные путешествия, опыты, ориентировка в пространстве по схеме, практические упражнения и творческие задания, рефлексия деятельности – это «сценарии активизирующего общения». При этом речевое и эмоциональное общение, физические контакты и невербальная коммуникация тесно переплетаются, создавая атмосферу доверия, уважительного дружеского отношения и условия для развития коммуникативной личности.

5. В данном направлении можно выделить различные формы организованной совместной деятельности:

  • деловая игра;
  • игра-тренинг;
  • дидактическая игра;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • подвижная игра;
  • хороводная игра;
  • игра-путешествие;
  • игра-исследование (эксперимент);
  • беседа-рассуждение;
  • беседа-доказательство

6. Подробнее рассмотрим тему «Собираемся в поход»

Перед детьми ставится проблемная ситуация: что мы должны знать и уметь, чтобы отправиться в поход?

7. Речовка (имитационные движения, сопровождаемые речью) –игра с предметом, существующим только в воображении.

В походе встретим мы друзей,

Собирайтесь в путь скорей!

Кто шагает с рюкзаком?

Мы, туристы!

Кто со скукой незнаком?

Мы, туристы!

Нас вперед ведут дороги!

Наш девиз: «Всегда вперед!

Эй, ребята, тверже шаг!

Что турист берет в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак!

Мы сегодня отдохнули,

Поясочки затянули,

Рюкзаки поправили

И домой отправились!

8. Дидактическая игра «Найди и опиши» (мнемозагадка)

Цель: умение описывать предмет, выделяя его характерные признаки.

Описание: ребенок выбирает один предмет из предложенных и описывает его, другие угадывают и называют этот предмет.

Например: он круглый, у него есть стекло, стрелка, которая показывает стороны горизонта. Нужен для того, чтобы узнать направление пути (компас).

 9. «Определение сторон горизонта по косвенным признакам» (мнемотаблица)

  • По солнцу: в полдень солнце находится над югом, если встать к нему спиной, то тень укажет на север, правая рука – на восток, левая – на запад.
  • По коре отдельно стоящих деревьев: с северной сторона кора темнее и грубее, покрыта мхом.
  • По хвойным деревьям: смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.
  • По ягодам и фруктам: они раньше краснеют с южной стороны.
  • По муравейникам: они располагаются с южной стороны пней и деревьев.
  • По снегу: он весной на склонах тает быстрее с южной стороны.

10. Экологический патруль «Лесные правила» (мнемотаблица)

  • Не кричать, не пугать животных и птиц;
  • не рвать лесные цветы, быстро вянут;
  • не оставлять в лесу мусор;
  • не ломать ветки и деревья;
  • не ловить бабочек, жуков и др. насекомых;
  • не разорять птичьи гнезда и муравейники.

11. Игра-ассоциация «Опасные ситуации в походе» (мнемосхемы)

Ранка на ноге – аптечка;

костер – ведро с водой;

девочка тонет – спасательный круг;

девочка заблудилась, плачет – компас.

12. Игра-практикум «Зажги костер» (мнемосхемы).

Описание: показать пиктограммы видов костров («звездочка», «колодец», «шалаш», «таежный») и предложить их выложить.

«Собери рюкзак»

Цель: формировать умение укладывать нужные вещи в рюкзак так, чтобы его удобно было нести на спине.

Описание: дети подходят к столу и выбирают из предложенных предметов нужные в походе вещи.

«Оденься в поход»

Цель: упражнять детей в выборе удобной и практичной одежды для похода.

Описание: дети из предложенных карточек с изображением одежды выбирают необходимые для похода летом.

Игра-эксперимент «Сила магнита»

Проблема: можно ли компас сделать самим?

Описание: взять иголку, положить на «+»магнит острым концом намагничиваться. Налить в блюдце воды, аккуратно опустить бумажный квадратик, а сверху положить намагниченную иголку. Проследить за поведением иголки (меняет свое положение в разных комнатах). Острый конец иголки показывает на север.

13. Составление подвижной игры (мнемосхема)

Месторасположение игроков

Место проведения игры

Словесное сопровождение

Части тела, с помощью которых проводится игра

Атрибуты игры

Наличие в игре персонажа

14. Беседа-рассуждение

Например: «Если я отправлюсь путешествовать по лесу, какую пользу мне принесет это путешествие?»

15. Беседа-доказательство

Например: «Снаряжение туриста должно быть удобным и легким, потому что…»

16. Завершается рефлексией деятельности

Как вы думаете, сможете ли вы сами собраться в поход без помощи взрослого (какие вещи и в чем брать, как одеться, как вести себя при опасностях, какие правила соблюдать)?

17. В зависимости от конкретных условий и особенностей детей педагог сам решает, в каком отрезке дня и в какой форме образовательной деятельности будет использован разнообразный материал по детскому туризму для формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Дети – самый пытливый и любопытный народ, им пока еще интересно быть рядом со взрослыми. Важно не упустить этот период, позволяющий заложить основы коммуникативной культуры, опыта общения со взрослыми и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация партнерской деятельности по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с элементами детского туризма Семинар-практикум подготовила воспитатель: Тимофеева Т.В.

Слайд 2

«Загляни в начало, и ты многое поймешь» Народная мудрость Детство – счастье Ребенок Талантливый педагог (партнерская позиция, п артнерская форма организации режимных моментов и НОД)

Слайд 3

Детский туризм - эффективная форма совместной партнерской деятельности в ДОУ Функции детского туризма: ф изкультурно-оздоровительная работа; п ознавательно-исследовательская деятельность; м ыслительная и коммуникативная деятельность; к раеведческая деятельность; э кологическая культура.

Слайд 4

Сценарии активизирующего общения Решение проблемных ситуаций; целевые экскурсии; виртуальные путешествия; эксперименты и опыты; ориентировка в пространстве по схеме; практические упражнения и творческие задания ; рефлексия деятельности.

Слайд 5

Формы организованной совместной деятельности : • деловая игра; • игра-тренинг; • дидактическая игра; • сюжетно-ролевая игра; • подвижная игра; • хороводная игра; • игра-путешествие; • игра-исследование (эксперимент); • беседа-рассуждение; • беседа-доказательство

Слайд 6

Тема «Собираемся в поход» Проблемная ситуация: Ч то мы должны знать и уметь , чтобы отправиться в поход?

Слайд 7

Речовка (имитационные движения, сопровождаемые речью ) В походе встретим мы друзей, Собирайтесь в путь скорей! Кто шагает с рюкзаком? Мы , туристы! Кто со скукой незнаком? Мы , туристы! Нас вперед ведут дороги! Наш девиз: «Всегда вперед! Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Мы сегодня отдохнули, Поясочки затянули, Рюкзаки поправили И домой отправились!

Слайд 8

Цель: умение описывать предмет, выделяя его характерные признаки. Описание: ребенок выбирает один предмет из предложенных и описывает его , другие угадывают и называют этот предмет. Дидактическая игра «Найди и опиши» ( мнемозагадка ) С С Ю В З

Слайд 9

«Определение сторон горизонта по косвенным признакам» ( мнемотаблица ) Ю С Ю Ю С В З Ю

Слайд 10

Экологический патруль «Лесные правила» ( мнемотаблица )

Слайд 11

Игра-ассоциация « Опасные ситуации в походе » (мнемосхемы) С С С С С С С С

Слайд 12

Игра-практикум «Зажги костер» (мнемосхемы ) С «Звездочка» «Колодец» «Шалаш» «Таежный»

Слайд 13

Составление подвижной игры (мнемосхема) Место- расположение игроков Место проведения игры Словесное сопровождение Части тела, с помощью к оторых п роводится игра Атрибуты игры Наличие в игре персонажа

Слайд 14

Беседа-рассуждение Например: «Если я отправлюсь путешествовать по лесу , какую пользу мне принесет это путешествие?»

Слайд 15

Беседа-доказательство Например: «Снаряжение туриста должно быть удобным и легким, потому что…»

Слайд 16

Поход Рефлексия деятельности Как вы думаете, сможете ли вы сами собраться в поход без помощи взрослого (какие вещи и в чем брать, как одеться, как вести себя при опасностях, какие правила соблюдать)?

Слайд 17

Дошкольное детство – период, позволяющий заложить основы коммуникативной культуры, опыта общения со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР

Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста приобретает средства досл...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Деловая игра для воспитателей на тему:«Формы организации  конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»...

конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...