Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
статья (младшая группа) по теме
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику?
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Поставила следующие цели и задачи. Цель: Развитие мелкой моторики у детей как традиционными так и нетрадиционными методами Задачи:
Я использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения Методика рассчитана на младший возраст детей от 2 до 3.5 лет. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". В игротеку вошло:
II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.
III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.
1У. Артикуляционная гимнастика. У. Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют: 1. Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) - оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. 2. Упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение, сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок.
Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей. Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:
В специально организованную деятельность, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию бытовых, культурно-гигиенических навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка…) Работа с детьми исключает специально организованные деятельность. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, пальчиковые игры, пальчиковый театр, мозаика). Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства, или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения. Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом. При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время. Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. Необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы. Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия. Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми. В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми. В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям. Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования. Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и развитию речи. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры. |
Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.
ИГРА «ГДЕ ЖЕ, ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материал: платки, коробки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки – вот так ! (дети прячут руки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).
- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры.
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»
ИГРА «КОТЕНОК».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры.
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.
Игра повторяется несколько раз.
ИГРА «ВЕТЕРОК».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Ход игры.
Воспитатель показывает детям резиновую грушу, показывает, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе!»
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, воспитатель подносит грушу к рукам, щечкам малышей. Затем раздает детям резиновые груши и предлагает «сделать ветерок».
Затем детям предлагается струей воздуха, выпускаемой грушей, сдуть ватку с ладошки, перышко, бумажный комочек.
ИГРА С ПОСОБИЕМ «СУХОЙ БАССЕЙН».
Цель: массаж рук, развитие мелкой моторики.
Материал: емкость (таз, коробка, глубокая миска и др.) с фасолью (горохом, бобами, цветными крышками, шишками), на дне емкости «спрятаны» мелкие игрушки.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что в «бассейне» спрятались игрушки, предлагает детям найти игрушки и назвать каждую, при этом произносит стихотворение:
В горшок насыпали фасоль,
И спрятали игрушки.
Теперь мы ручкой достаем
Забавненьких зверушек.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
(вариант названия: «Отгадай, что в мешочке»)
Цель: развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки.
Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др.)
Ход игры.
В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме и фактуре. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать как можно больше предметов. После каждой попытки взрослый достает из мешочка предмет, сверяет с тем, что сказал ребенок.
Оля с куколкой играла,
Отгадать ей предлагала:
- Что в мешочке? Назови.
И тогда себе бери.
Аналогично проводится игра «Секретики» (мешочки с замочками), только в данном варианте, прежде чем опустить руку в мешочек, ребенку необходимо его расстегнуть, а после того, как игрушку достали, застегнуть мешочек.
Более сложный вариант: игра «Найди игрушку» (разные виды застежек). В данной игре ребенку предлагается несколько предметов с разными типами застежек (кошелек, портмоне, сумочка, кармашек, мешочек и др.), каждую застежку ребенку необходимо расстегнуть, на ощупь определить, какой предмет – «секретик» спрятался в мешочке.
«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
В мешочек собираются предметы различные по тактильным ощущениям: шероховатые, гладкие, рельефные с различной текстурой и другие. Например: грецкий орех, маленькая мягкая игрушка, гладкий камешек. Малышу предлагают вслепую засунуть ручку в мешок и попробовать определить какой это предмет, какова его текстура.
Упражнения на развитие мелкой моторики:
- «покормить цыплят» - ребенок повторяет жест, подзывающий цыплят;
- «посолить супчик» - вместе со взрослым кладут продукты в детскую кастрюльку, а затем малыша просят посолить суп;
- «напоить птичку» - ребенку предлагают сделать ладошку лодочкой и напоить игрушечную или воображаемую (понарошечную) птичку.
Игрушки-шнуровки и наборы из крупных бусин, предназначенных для нанизывания на веревочку, прекрасно подходят для развития мелкой моторики детей от полутора до трех лет.
В магазинах часто можно увидеть наборы декоративных камней для украшения ванной комнаты. Эти камни, как нельзя лучше, подходят для различных творческих игр малышей двух - трех лет. Из них можно выкладывать различные орнаменты, раскладывать по цветам в различные стаканчики и придумывать свои оригинальные игры.
Лепка увлекательное занятие, и развивает массу способностей в ребенке. Но заниматься лепкой дети до трех лет должны исключительно под присмотром взрослого. И дело не в том, что пластилином может быть перепачкано все вокруг, но существует вероятность, что во время игры малыш может затолкать пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными последствиями.
Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может сильно увлечь кроху.
Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.
Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат чуть раньше или чуть позже. Развивая мелкую моторику маленьких исследователей жизни, родители делают серьезные вложения в его будущий интеллект.
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Подготовить руку ребенка к письму.
Для решения задач использую следующие средства:
- Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
- Пальчиковая гимнастика;
Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
Сминание пальцами комочков из бумаги;
Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.
- Шнуровка на различных предметах;
Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
Завязывание и развязывание бантов, узлов;
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.
Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
Изготовление бус из разноцветных скрепок. - Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.
Физические упражнения, основанные на хватательных движениях
Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
Лепка из соленого теста.
Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)
Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.
Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с данным ребенком по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы: учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использую игры с воображаемыми предметами.
На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажер "Каштан".
После выполнения самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.
Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
Далее провожу упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и тд.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.
Особое внимание уделяю упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)
Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.
Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.
На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики
"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...
Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей....
Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...
Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Связь между развитием речи и мелкой моторикой рук....
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Связь между развитием речи и мелкой моторики рук....