Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пантелеева Анна Анатольевна

Опыт работы.

Тема: «Формирование

коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»

Актуальность:

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

Тема: «Формирование

коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»

Актуальность:

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако всё чаще у детей наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.          В дошкольном образовании существует проблема –  недостаточное использование адекватных возрасту средств, которые обеспечивают эффективное  формирование   коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе формирования коммуникативных навыков рекомендуется применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей  дошкольного возраста является сказкотерапия.  Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства).

 Жанр сказки позволяет детям ориентироваться на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Благодаря этому ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из любой проблемной ситуации. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

Целью обобщённого мною опыта является  развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи решаемые в опыте: воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

-  создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

-   развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-   обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

Решение задач осуществляла посредством различных педагогических средств.

В совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:

  • беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
  • развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
  • релаксационные упражнения;
  • рисование;
  • проигрывание психогимнастических упражнений;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • подвижные игры;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • игровые обучающие ситуации;
  • психоэтюды;
  • чтение художественных произведений;
  • сочинение историй;
  • слушание музыки;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

• Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Работа по сказкотерапии ведётся как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Использую следующие формы работы сосказками:

  • 1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.
  • 2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  • 3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  • 4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
  • 5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного возраста интересно будет инсценирование сказок.
  • 6) Рисование сказки. Сказку желательно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Свою работу с детьми выстраиваю на основе следующих положений:

  • Опора на возрастные возможности детей.
  • Поэтапность педагогической работы.

Этапы формирования коммуникативных умений.

На первом подготовительном этапе:

Изучила и проанализировала состояние данной проблемы в практике формирования коммуникативных навыков дошкольников в условиях ДОУ.

Определила уровень формирования коммуникативных навыков; выявила имеющийся опыт общения у детей, мотивировала их на овладение коммуникативными умениями с целью развития у дошкольников интереса и потребности в общении.

Разработала  ситуации для сказкотерапии.

Составила методические рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативных навыков.

На втором основном этапе была проведена специально организованная деятельность по формированию коммуникативных навыков:

 Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями.

Проведение творческих занятий и работ художественно-образного характера; совместное создание детьми  сказок, задач сказочного содержания.

Сказки выстраивала так, чтобы они побуждали детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Игровые задания подбирались по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагались релаксационные упражнения, позволяющие детям расслабиться.

Применение личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, помогает осуществлять дифференцированный подход к детям, который определяет содержание занятий, каждое из которых подготовлено и сориентировано по-своему и имеет следующую структуру:

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку. Оно осуществлялось с помощью волшебных слов: «Время сказки подошло - началось волшебство»; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись»; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую, умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов: ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила», по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки. По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки, обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу, решенную с помощью сказки.

6. Рисование по прочитанной сказке. Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой.

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать: «Я тебя люблю».

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

1 – принцип осознанности (моя задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (моя задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны , это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (моя задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда.  В соответствии с требованиями  ФГОС ДО, предъявляемыми к организации предметно-пространственной развивающей среды, оформила группу по принципу гибкого зонирования,  с учётом детских интересов, индивидуальных потребностей, гендерного подхода:  имеются материалы соответствующие интересам мальчиков и девочек. Всё это способствовало всестороннему развитию ребёнка, позволило обеспечить их эмоциональное благополучие и психологический комфорт.  

 В группе имеются разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, обогащают активный словарь детей. Изготовлены различные маски, шапочки. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Создана мини-библиотека «Сказочка», организован уголок  творчества.

 Расширила ассортимент дидактических игр: “Кубики настроений”; подобраны игры с диалогами из сказок, наборы сюжетных картинок из сказок

Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями с целью повышения их  педагогической грамотности в вопросах развития,  воспитания и обучения дошкольников использую  разнообразные формы работы: анкетирование; групповые собрания «Сказка в жизни ребёнка»; консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказкотерапия в семье»; фотовыставки совместных работ «Книжки-самоделки», «Сказочные герои» и др.; мастер-классы по изготовлению настольных театров; участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений «Осень в гости к нам пришла», «Новогодний фейерверк» и др.,  в викторинах и  групповых проектах «По дорогам сказок», «Там, на невиданных дорожках».

.Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.

Благодаря целенаправленной работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Таким образом очевидна правильность и эффективность работы в данном направлении. Использование сказкотерапии   дало определённые результаты: у детей развиты коммуникативные способности:

- они умеют слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

 - строят общение с учётом ситуации; 
- легко входять в контакт; 
- ясно и последовательно выражают свои мысли; 
- пользуватся формами речевого этикета; 
- регулируют своё поведение в соответствии с нормами и правилами. 

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии,

 Капская А.Ю.Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,

 Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников,

О.Ф.Васькова, А.А.Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» (учебная программа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...

Педагогический опыт работы«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством театрального кружка «Звездочки»

Московская областьОдинцовский городской округМуниципальное дошкольное образовательное учреждение Барвихинская СОШ, дошкольное отделение, детский сад № 31      Окружное ме...

«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе» Презентация опыта работы

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе...

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...