Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сделать его плодотворным и оптимально восстребованным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorov_tehnologii_v_rabote_logopeda.doc | 39.5 КБ |
zdorov_tehnologii_v_rabote_logopeda.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Н.А.Кокина г.о.Тольятти
Материал использовался на XIII Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века» в г.Самаре.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач общей дошкольной и коррекционной педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу включаются передовые технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации рук, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Рекомендованные технологии могут использоваться не только в образовательной деятельности дошкольного учреждения, но и в семье.
дыхательные упражнения в игровой форме
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.
развитие возможностей мелкой моторики рук
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаются целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия. Подробнее остановимся на двух последних.
су-джок терапия в коррекционно-речевой практике
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В работе успешно апробируется метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.
Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:
- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
- Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
- Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному восстановлении и коррекции речи.
ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации и речи
Нарушение внимания и памяти, недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет речевое сопровождение.Специальную работу можно проводить с помощью нетрадиционных методик. Рисование с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, решаются следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь, используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки - это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно-эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в педагогической работе, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические и речевые процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Н.А.Кокина г.о.Тольятти
Материал использовался на XIII Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века» в г.Самаре.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач общей дошкольной и коррекционной педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу включаются передовые технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации рук, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Рекомендованные технологии могут использоваться не только в образовательной деятельности дошкольного учреждения, но и в семье.
дыхательные упражнения в игровой форме
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.
развитие возможностей мелкой моторики рук
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаются целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия. Подробнее остановимся на двух последних.
су-джок терапия в коррекционно-речевой практике
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В работе успешно апробируется метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.
Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:
- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
- Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
- Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному восстановлении и коррекции речи.
ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации и речи
Нарушение внимания и памяти, недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет речевое сопровождение.Специальную работу можно проводить с помощью нетрадиционных методик. Рисование с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, решаются следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь, используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки - это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно-эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в педагогической работе, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические и речевые процессы и формирует личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .
В материале описаны технологии по сбережению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"....
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...