Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями развития. Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкиваются с тем, что традиционная система привычного обучения в рамках общеобразовательного ДОУ не подходит дошкольникам в силу недостаточно сформированных у них эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Как же строить тогда воспитателю образовательную деятельность в общеобразовательной группе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vospitatelya_v_gruppe_detey_s_narusheniyami_rechi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи.
Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями развития. Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкиваются с тем, что традиционная система привычного обучения в рамках общеобразовательного ДОУ не подходит дошкольникам в силу недостаточно сформированных у них эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Как же строить тогда воспитателю образовательную деятельность в такой группе?
В связи с тем, что наиболее ярким признаком ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость программирования, регуляции и контроля, инертность, то данные недостатки в совокупности проявляются у учеников в различных видах нарушения звукопроизношения.
Но овладение программой дошкольного образования в ФГОС второго поколения требует от воспитателя создания таких образовательных условий, чтоб каждый воспитанник был успешен.
У наших воспитанников отмечаются нарушения звукопроизношения, недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость.
Работая в такой группе, могу отметить, что обучать таких детей мне помогает дополнительное дефектологическое образование, позволяющее владеть коррекционными методами работы с детьми, имеющими трудности обучения, с учетом их психофизиологических особенностей.
Каждый логопед знает, что, если в анамнезе ребенка есть ЗРР, то скорее всего в раннем детстве у него стоял диагноз: ОНР I или II уровня, следовательно, у ребенка страдали все компоненты речи, и в старшую группу он пришел или с невыраженным ОНР, или с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Важно помнить, что в силу трудностей понимания речевых конструкций, ученики с ЗРР не вычленяют в речевом потоке слова, а в словах – звуки. Поэтому выделение последовательности звуков, определение их количества в слове и места должно выполняться только с помощью зрительной опоры и тактильного анализатора (карандаша, птички). А так как дети в соответствии с программой овладения грамотой сначала учатся читать, а лишь потом писать, то развитие процессов фонематического анализа и синтеза в рамках неспециально организованных уроков обучения грамоте у детей с ЗРР не происходит. У ребенка на письме при печатанье возникает множество ошибок: акустических и оптических замен, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Осложняется процесс обучения также существующими трудностями в удержании последовательности слогового ряда. Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом.
В связи с вышесказанным, профилактику нарушений письменной речи важно начать с первых дней пребывания ребенка в старшей группе. В рамках каждого занятия НОД необходимо подбирать такие методы воздействия на речевую деятельность дошкольника, чтобы к периоду окончания изучения Азбуки, ребенок мог допускать минимальное количество ошибок при письме и чтении, обусловленных слабостью фонематических процессов.
По-моему мнению, на занятиях по обучению грамоте нужно уделять должное внимание письму с проговариванием.Именно оно способствует дальнейшему осмысленному письму и чтению. Записывая каждую букву, ребенок произносит обозначаемый ею звук в данной позиции, запоминаетего графический облик и двигательный ориентир: что говорю, то и пишу. Этим требованиям полностью отвечает методика Лукашенко М.Л.-Свободиной Н.Г. (2004), согласно которой дети обучаются навыкам утрированного чтения и письма с проговариванием.
Такой способ письма, по мнению авторов, способствует формированию самоконтроля на письме, дальнейшему осмысленному чтению, улучшению техники чтения, развитию фонематического слуха. Проводить работу по данной методике авторы рекомендуют в определенной последовательности:
- запись с проговариванием гласных букв и тянущихся согласных,
- запись с проговариванием взрывных согласных и йотированных гласных,
- запись с проговариванием закрытых и открытых слогов,
- запись с проговариванием закрытых слогов с мягким согласным на конце,
- запись с проговариванием слогов со стечениями, оканчивающимися гласными звуками и согласными.
Данная методика предполагает проведение множества игр со словами : «Найди слово в данной таблице из 3-4 букв», «От какого слова кусочек(обратный слог)», «От какого слова данный прямой слог», «Найди в таблице 2-сложное слово» и так далее.
Несмотря на то, что данная методика рассчитана всего на 10 занятий, её можно использовать длительное время, уделяя отработке навыка письма с проговариванием по10 минут в день.
Как только у ребенка сформируется навык письма с проговариванием, отмечается улучшение техники и способа чтения, появляется его смысловая сторона. Ребенок читает выразительнее, быстрее ориентируясь в тексте. Нормализуется навык фонематического анализа и синтеза: как простой - на уровне наличия звука в ряде звуков, так и сложный – на уровне слов и предложений.
Каждый воспитатель должен понимать, как он может помочь дошкольнику овладеть знаниями и стать успешным в изучаемых дисциплинах. Хорошо, когда обучение осуществляется на высоком уровне трудности, но при этом с соблюдением меры трудности (Л.В. Занков, 1957). Важно помнить про зону ближайшего развития, которая завтра перерастет в зону актуального.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.
Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...
Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми с нарушениями речи
Содержание Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности....
Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"
В методической разработке представлен план индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе с сентября - май. Представлены упражнения дыхательной, артикуляцион...
Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"
Методическая разработка может использоваться в работе с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи.В план включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры и упра...
Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи"
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в речи, при нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ остается стабильно высок...
Консультация : «Особенности Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах» по рекомендации учителя – логопеда
Материал рекомендуется использовать воспитателям для руководства в работе с детьми с ОВЗ....
"Артикуляционные сказки по лексическим темам в работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи"
Консультация для педагогов...