Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Методическая разработка может использоваться в работе с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи.В план включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры и упражнения по ЗКР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сентябрь
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! | До свидания, лето, здравствуй, детский сад! | Осень | Осень | Осень |
-Д.и «Кто что делает?» Задачи. Учить подбирать действия к существительным: повар - варит, учитель - …, продавец - … и т.д.) | -Д.и «Назови ласково» Задачи. Учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов . (мяч – мячик) | -Д.у «Угадай, кто позвал» Задачи. Развитие фонематического слуха. | - Д.у «Простые согласные» Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф, в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений. -Д.у «Похлопай, как я» Задачи. Развитие фонематического слуха, ритма. | - Д.у «Будь внимательным» Задачи Развитие фонематического восприятия. |
- Д.и «В детском саду много…» Задачи. Упражнять в изменении существительных множественного числа родительного падежа. ( в етском саду много детей, игрушек) -Д.и «Угадай, на чем играю» Задачи. Развитие фонематического слуха. | -Д.у «Тихо громко» Задачи. Развитие фонематического слуха. - Д.у «Простые согласные» Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф, в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений. | -Д.у «Похлопай, как я» Задачи. Развитие фонематического слуха, ритма. -Д.и «В магазине продается много…» Задачи. Упражнять в изменении существительных множественного числа родительного падежа (продается много огурцов, яблок, винограда) | -Д.у «Ах – ох – ух» Задачи. Формирование навыка фонетико- фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц (рефлективных восклицаний); развитие речедвигатель – ного образа звука х и адекватного эмоционального реагирования. | Д.и «Шумящие коробочки» Задачи. Развитие фонематического слуха. |
Октябрь
Я и моя семья | Я и моя семья | Мой дом, мой город | Мой дом, мой город | Мой дом, мой город |
-Д.и «Назови ласково по имени» Задачи. Упражнение в изменении слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (Саша- Сашенька, Сашок, Сашуля; Таня, Танечка, Танюша… и т.д.) | - Д.и «Один – много» Задачи. Упражнять в изменении существительных единственного числа именительного падежа на существительные множественного числа именительного падежа (дом – дома…) - Д.у «Лошадка» Задачи. Развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком и | - Д.и «Для чего нужен?» Задачи. Пополнение глагольного словаря (стул – сидеть, кровать - … и т.д.) | - Д.и «Мой, моя, мое» Задачи. Изменение местоимений по родам (Мой дом, моя кровать, мое полотенце) | |
-Беседа о семье Задачи. Уточнение и закрепление имен членов семьи, фамилии ребенка. | -Д.и «Сколько у тебя?» Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа. (Один нос, два глаза, два уха и т.д.) | - Д. и «Скажи ласково» Задачи. Упражнение в изменеии слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дом- домик, дерево - … и т.д.) | -Д.у «Тук- тук» Задачи. Формирование навыка фонетико – фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов- звукоподражаний со звуком т | -Д.и «Три медведя» Задачи. Развитие фонематического восприятия. |
Ноябрь
Мой дом, мой город | Мой дом, мой город | Поздняя осень | Поздняя осень |
- Д. и «Шумящие коробочки» Задачи. Развитие фонематического слуха - И.у «Подуй на листочек» Задачи. Упражнение на формирование длительного выдоха. | - Рассматрива- ние с детьми картинок с изображение предметов мебели Задачи. Упражнение в назывании предметов мебели, отдельных ее частей. - Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру» Задачи. Формирование дыхательного аппарата. | -Д.у «Ми-ма- му» Задачи. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи» | - Д. и «Кто сначала, кто птом?» Задачи. Развитие фонематического слуха. |
- Рассматривание фотографий о городе. Задачи. Закрепление названия города. Беседа о городе. | - Д.и «Сколько чего?» Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа (один стол – много столов, один стул - … и т. д.) | - Д.и «Силуэт кого?» Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа (силуэт ласточки и т.д.) | - Рассматривание иллюстраций перелетных птиц. Задачи. Закрепление названий птиц, беседа о том, зачем птицы улетают осенью. - Д.у «Будь внимательным» Задачи Развитие фонематического восприятия |
Декабрь
Новогодний праздник | Новогодний праздник | Новогодний праздник | Новогодний праздник | Новогодний праздник |
-Д.у «Угадай, кто позвал» Задачи. Развитие фонематического слуха. -Д.у «Закончи предложение словом «снеговик» в нужной форме. «Мы решили слепить… снеговика. Мы играли со … снеговиком.) | - Д. и «Какие шарики?» Задачи. Рассматривание елочных шариков. Отработка произношения прилагательных «легкий», «хрупкий», «яркий», «стеклянный». - Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. | -Д. и «Один- много» Задачи. Упражнение в изменении имен существительных единственного числа именительного падежа на существительные множественного числа родительного падежа (одна игрушка- много игрушек, один зайчик – много…) | - Пальчиковая игра «Новогодние игрушки» Задачи. Развитие мелкой моторики рук. - Д.у «Чего не стало?» Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа . | -Д.у «Тихо громко» Задачи. Развитие фонематического слуха. - Д. у «Простые согласные» Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф, в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений. |
- Д. и «Кто сначала, кто потом?» Задачи. Развитие фонематического слуха. - Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку» Задачи. Развитие дыхательного аппарата. Упражнение на формирование длительного выдоха. | - Беседа о новогоднем празднике. Задачи. Развитие диалогической формы речи. -Пальчиковая игра «Новый год». Задачи. Развитие мелкой моторики. | - Беседа «Кто на праздник к нам придет?» Задачи. Развитие диалогической формы речи. - Артикуляционная гимнастика « Мы песни поем» Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Учить щироко открывать рот. | - Д. и «Закончи предложение словом «новогодний шарик». (Мы повесили… новогодний шарик. Какой красивый… новогодний шарик.) Задачи. Активизация словаря | - Д. и «Силуэт кого?» Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа (силуэт елочки и т.д.) |
Январь
Зима | Зима | Зима |
- Беседа о зиме Задачи. Развитие диалогической формы речи. - Дыхательная гимнастика «Морозный воздух» Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и длительном выдохе. | - Д.у «Гласные» Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов гласных звуков а, у, о, и, э на основе зрительно- кинестетических ощущений. | - Д.и «Кому, что дадим?» Задачи. Упражнение в употреблении дательного падежа существительных (мясо – волку, морковку – зайцу и т.д.) - Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение в расслаблении мышц языка. |
-Д.и «Кому что нужно?» Задачи. Упражнение в образовании слов винительного падежа существительных. (Лыжнику нужны лыжи. Хоккеисту нужны…) | - Д.и «Рассматривание иллюстраций, уточнение названий диких животных. Беседа «Жизнь диких животных зимой в лесу). Задачи. Формирование диалогической формы речи. Развитие инициативной речи во взаимодействии воспитанника со взрослым. - Д. у «Та-да, то-до, ту- ду» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков т , д. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | - Д.у «Повтори за мной» Задачи. Формирование ЗКР. Упражнение в изолированном произношении звуков т, д и в словах. |
Февраль
День Защитника Отечества | День Защитника Отечества | День Защитника Отечества | 8 Марта |
-Д.и «Подбери признаки « Задачи. Обогащать словарь прилагательными. (Защитник Отечества какой? – Храбрый, смелый, отважный… и т.д. Служебная собака какая?- Верная, преданная, смелая, умная… и т.д.) - Пальчиковая игра «Мы умеем» Задачи. Развитие мелкой моторики рук. | -Д. и «Подскажи словечко» Задачи. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. -Дыхательная гимнастика «Надуем шары» Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и удерживании его и плавном длительном выдохе. | - Д.у «Топни, когда услышишь» Задачи. Развитие фонематического слуха. Выделение звука у из ряда звуков, слогов, слов. | - Беседа «Весна идет» Задачи. Развитие диалогической формы речи. Обогащение и активизация словаря. - Артикуляционная гимнастика «Дудочка» Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц губ. |
-Д.у «На парад мы идем». Задачи. Развитие фонематического слуха. - Д.и «Я хочу быть…» Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в формировании предложений, начинающихся со слов «Я хочу быть…» (Я хочу быть… смелым. Я хочу быть …похожим на папу.) | - Д.и «Скажи наоборот» Задачи. Упражнение в подборе антонимов. Обогащение и активизация словаря. (Сильный- слабый, храбрый – трусливый и т.д. ) | - Рассматривание иллюстраций о военных, военной технике. Задачи. Развитие диалогической формы речи. Развитие инициативной речи во взаимодействии со сверстниками и педагогом. | -Д.и «Дудочка» Задачи. Развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со звуком д - Пальчиковая гимнастика «Мы на дудочке играем». Задачи Развитие мелкой моторики рук. Упражнение в согласовании слов с движениями пальцев. |
Март
8 Марта | Знакомство с народной культурой и традициями | Знакомство с народной культурой и традициями | Знакомство с народной культурой и традициями | Весна |
- Д.и «Как мы помогаем бабушке?» Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе глаголов в настоящем времени. (Мы моем пол, стираем платочки и т.д.) | - Чтение закличек, потешек, русских народных песенок Задачи. Воспитание интереса к русскому народному фольклору. Упражнение в развитие ритма и выразительности речи. Побуждение в проговаривании фраз. | - Д.у «Забьем гвоздь молотком» Задачи. Развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы(звукообраз- ные) слова со звуком д | - Д.и «Хлопни в ладоши», «Запомни слова» Задачи. Формирова- ние действий звукового анализа с опорой на внешние вспомога- тельные средства. | - Д.и «Какой? Какая? Какое?» Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе признака к предмету. (Солнце - какое? Снег –какой?) |
- Д. у «Са- за,со- зо, су,зу» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков с , з. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | -Д.и «Подбери признак» Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе признаков к словам. (Какая кошечка? Мягкая, пушистая, ласковая и т.д.) | - Д. у «Ка- га, ко- го, ку,гу» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков к , г. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | -Д.и «Один и два» Задачи. Упражнение в согласовании существительных с числительны ми. |
Апрель
Весна | Весна | Весна | Весна | Весна |
-Рассматрива ние иллюстраций. Беседа по теме «Цветущая весна». Задачи. Развитие диалогической формы речи. - Дыхательная гимнастика «Весенний воздух» Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и задержке его и плавном длительном выдохе. | - Артикуляционная гимнастика «Улыбка». Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц губ и щек. - Чтение потешек, закличек о весне. Задачи. Воспитание интереса к русскому народному фольклору. Развитие ритма и выразительности речи. Упражнение в повторении фраз из малых форм устной народной речи. | - Наблюдение за изменениями погоды на участке детского сада. Беседа «Что изменилось весной?» Задачи. Развитие инициативной речи во взаимодействиями с воспитанниками и педагогом. Активизация словаря. | - Дыхательная гимнастика «Аромат цветка». Задачи.Развитие глубоко вдоха и плавного выдоха. - Д. у «Ва-фа, ву-фу, во -фо» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков в, ф. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | |
- «Весной на улице как?» Задачи . Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе наречий о весне: тепло, холодно, сыро и т.д. | - Д. у «Ба- па, бо- по, бу,пу» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков б, п. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | - Беседа по иллюстрациям «Одежда весной». Задачи. Активизация словаря. Развитие диалогической формы речи. - Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц языка. | -Д.и «Назови части цветка» Задачи. Активизация словаря. Упражнение в назывании частей растения. - Пальчиковая гимнастика «Цветы» Задачи. Развитие мелкой моторики рук. Упражнение в согласовании движений пальцев рук с текстом. | - Д.и «Цветок- какой?» Задачи. Активизация словаря. Упражнение в подборе признаков к словам. |
Май
Лето | Лето | Лето | Лето |
-Д. и «Один и два». Задачи. Упражнение в согласовании существительных с числительными (Одна груша- две груша). | - Беседа о пользе витаминов. Задачи. Развитие диалогической формы речи. - Пальчиковая гимнастика «Фрукты». Задачи. Развитие мелкой моторики рук. Развитие правильного ритма речи. | - Д. у «Жа- ша, жо- шо, жу,шу» Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков ж, ш. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи. | -Д.у «Тихо громко» Задачи. Развитие фонематического слуха. - Д. у «Простые согласные» Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, л, н, р на основе зрительно – кинестетических ощущений. |
- Д. у «Капелька дождя на оконном стекле». Задачи. Формирование навыка фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсо- моторных компонентов чувства ритма. | - Д.и «Хлопни в ладоши», «Запомни слова» Задачи. Формирова- ние действий звукового анализа с опорой на внешние вспомога- тельные средства. - Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц языка. | - Д.и «Какой? Какая? Какое?» Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе признака к предмету.(Цветок – какой?Весна – какая?) | - Д.у «Хлопни, когда услышишь» Задачи. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 "Колокольчик" города Алатыря Чувашской Республики
План индивидуальной работы с воспитанником с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе «Лучики» (сентябрь – май)
Выполнила: воспитатель С.В. Бибикова
г. Алатырь
август, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности
В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...
Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Методическая разработка на тему: «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»...
Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...
Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"
В методической разработке представлен план индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе с сентября - май. Представлены упражнения дыхательной, артикуляцион...
Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"
Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...
Методическая разработка по проекту экспериментальной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Тайны вулкана»
Актуальность:Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающ...