Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая группа) по теме
Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив сложившуюсяпотребность данной работы, так как в нашем ДОУ имеется ребенок с ЗПРР, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы разработали «коррекционно-развивающую психолого-логопедическую индивидуальную программу для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4до 6 лет с ЗПРР.
Автор: учитель-логопед 1 кв. категории
МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей
Коновалова Юлия Викторовна
Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив сложившуюсяпотребность данной работы, так как в нашем ДОУ имеется ребенок с ЗПРР, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы разработали «коррекционно-развивающую психолого-логопедическую индивидуальную программу для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.»
Цель программы
Оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста с ЗПРР.
Задачи
1. Развивать высшие психические функции у ребенка – восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
2. Обеспечивать достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Способствовать коррекции звуковой, смысловой сторон речи, развивать связную речь.
4. Развивать коммуникативные навыки и умения.
5. Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений.
Концептуальная основа
При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при реализации программы позволяет вызывать положительные эмоции у ребенка, имеющего речевые нарушения. Положительные эмоции, возникающие в ходе совместной деятельности со взрослым, являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, внутренних резервов, способствуют коррекции развития личности дошкольника. Содержание программы построено с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.
Принципы программы
- Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
- Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
- Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
- Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
- Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
- Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
- Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
- Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
- Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.
- Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы.
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Структура и содержание программы
Программа разработана для осуществления коррекционно-развивающей индивидуальной работы с ребенком от 4 до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении и состоит из двух частей:
1 часть – первый год коррекционно-развивающей работы - курс интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 4 – 5 лет;
2 часть – второй год коррекционно-развивающей работы - курс интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 5 – 6 лет.
Каждая часть программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:
- диагностический
- коррекционно - развивающий
- аналитический.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы.
Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция который лег в основу составления и корректировки индивидуальной программы. Данный этап включает следующие задачи:
- Знакомство с ребенком
- Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов
- Знакомство с медицинским обследованием,
- Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- Изучение социума ребенка;
- Обследование всех сторон речи;
Диагностический этап длится 3 недели и включает в себя следующие направления:
- Диагностика речевого развития
- Выявление актуальных проблем ребенка.
- Разработка путей поддержки и коррекции.
Коррекционно-развивающая работа в первой часть построена на развитии восприятия, так как у детей в возрасте 4 – 5 лет ведущей психической функцией является восприятие, на основе которого развиваются память, внимание, мышление и речь. Роль восприятия в формировании «картины мира» велика. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. Ребенок с нарушениями речи требуют особого внимания со стороны педагогов, т.к. внимание у него непроизвольное, неустойчивое. Этотребенок моторно неловок, у него очень плохо развита координация движений, наблюдается неполное понимание речи взрослых, речевой негативизм. В такой ситуации взрослым необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема понимания речи. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, педагогам следует начинать с развития подражательности вообще. В работе с ребенком 4 лет большое значение имеет использование игрушек и реальных предметов, так как восприятие рисунков у него еще затруднено. Особым терапевтическим эффектом обладают отрезы прозрачного шифона, которые используются при организации движений под музыку. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие на ребенка, одновременно происходит знакомство с цветом через визуальные ощущения. К тому же шифон имеет ценное качество – прозрачность. Этот термин расширяет художественный фонд ребенка.
В образовательную деятельность 1 курса включены артикуляционные разминки, которые связаны с определенным игровым образом и подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития моторики ребенка. Они основаны на перевоплощениях, которые вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания, развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.
Основные задачи 1 курса:
создание положительного эмоционального настроя;
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
воспитание межличностного доверия, доброжелательного отношения к взрослым;
преодоление речевого негативизма;
развитие наблюдательности и внимания;
развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;
развитие слухового и зрительного восприятия;
расширение пассивного и активного словарного запаса.
Восприятие мира в цвете и умение описывать различные цвета – один из компонентов наглядно-образного мышления, которое начинает формироваться у детей на основе наглядно-действенного к четырём годам. Восприятие ребёнка становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Исходя из этого, особое место в речевом развитии воспитанников этого возраста принадлежит работе по предметной картинке, которую ребёнок собирает и даёт ей название в начале образовательной деятельности. Она является основой для сюжета деятельности.
Немаловажную роль оказывают упражнения, акцентирующие внимание ребенка на звуке (на данном этапе это гласные звуки), правильной артикуляции и соотношении звука с символом (по Т.А.Ткаченко). А самостоятельное изготовление символов вызывает положительное отношение к звуковым упражнениям, и дает возможность усвоить предлагаемое содержание без скуки и монотонности. Первоначальные навыки анализа и синтеза, которые ребёнок получает в процессе занятий, являются основой для развития его речемыслительной деятельности.
Звуки и чувства взаимосвязаны, поэтому в процессе игр и упражнений происходит не только речевое, но и социально-эмоциональное развитие дошкольника. Положительные эмоции, радостные переживания, которые сопровождают коррекционную деятельность, превосходно мотивируют и стимулируют познавательный интерес у ребенка.
На аналитическом этапе оценивается результативность занятий, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год. Итоги коррекционно- развивающей работы отражаются в годовом отчёте .Аналитический этап длится 2 недели и включает в себя изучение динамики речевого развития ребёнка по всем направлениям работы.
2 курс способствует решению следующих задач:
создание положительного эмоционального настроя в группе;
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
развитие зрительного восприятия;
развитие первоначальных навыков звукового анализа и синтеза;
развитие моторики;
развитие связной речи;
развитие сотрудничества.
Основой второй части программы является воображение, так как с возраста пяти лет именно воображение – ведущая психическая функция дошкольника. В ходе решения поставленных задач мы предлагаем педагогам активизировать воображение.
В образовательной деятельности при реализации этого курса особую роль играют фотографии. В основе фотографии лежит создание художественных образов. При рассматривании фотографических изображений уребенок развивается такое свойство личности как наблюдательность, обогащает словарный запас, создает условия для практического усвоения трудных названий и понятий, расширяет кругозор.
В процессе организации взаимодействия специалиста с ребенком значимую роль играют устойчивые ритуалы. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно, приветствие и прощание проводится по одному и тому же сценарию.Упражнения и игры, включенные во2 курс, подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У ребенка имеются выраженные недостатки фонематического слуха и восприятия, поэтому предложенные игры в большинстве своём направлены на устранение этих недостатков, но данная работа предполагает предварительную традиционную работу логопеда индивидуально ребенком.
Таким образом, программа интегрированной коррекционно-развивающей деятельности способствует решению следующихзадач:
создание психологического комфорта;
развитие воображения;
развитие внимания, памяти;
формирование навыков позитивной коммуникации;
развитие познавательной активности;
обогащение словарного запаса;
коррекция слухового восприятия через сравнение неречевых звуков;
формирование правильного речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи;
развитие фонематического восприятия;
формирование умений воспроизводить ритм слова;
развитие самоконтроля и самостоятельности.
Принципы проведения коррекционно-развивающей деятельности:
системность подачи материала;
доступность;
наглядность обучения;
коррекционно-развивающий характер материала.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности:
1. Приветствие.
Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Предложено несколько вариантов начала коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
2. Основная часть образовательной деятельности, которая выполняет всю смысловую нагрузку.
Предложенные в этой части игры и упражнения позволяют сконцентрировать внимание ребёнка, дают возможность раскрыться его внутреннему потенциалу, испытать удовольствие и пережить наслаждение от себя хорошего, умного, доброго, подарить ему радость познания.
3. Прощание.
Ритуалы окончания образовательной деятельности. Мониторинг эмоционального состояния детей.
Переходы от одной части к другой на каждом занятии должны быть быстрыми, органичными.
Методические приёмы, используемые в процессе деятельности:
словесные и подвижные игры и упражнения;
рисование;
собирание и рассматривание предметных картинок;
рассказывание;
беседы;
проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;
обсуждение проблемных ситуаций;
артикуляционные разминки;
пальчиковые игры;
самомассаж;
массаж;
дыхательные упражнения;
интерактивные игры;
компьютерные презентации;
релаксация.
В программе используются элементы игротерапии, цветотерапии, песочной терапии.
Формы работы
Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность.
Продолжительность каждого занимательного дела зависит от возраста. В возрасте4 лет – 20 минут. Образовательную деятельность желательно проводить в первой половине дня один раз в неделю с октября, так как в сентябре ребенок адаптируется к условиям группы. С5 лет длительность занятия не превышает 25 минут, образовательную деятельность проводить с октября один раз в неделю.
Для детей 6 лет – 25 – 30 минут с октября один раз в неделю. Всего – 64 часа отводится непосредственно на коррекционно-развивающую работу и 5 часов на диагностическую и аналитическую работу.
Материалы и оборудование
Для занятий по данной программе используется интерактивное оборудование: ноутбук, планшетный компьютер, музыкальный центр.
тактильное панно «Ёжик»;
фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы;
массажные мячики;
шумовые кирпичики;
песочница;
индивидуальное зеркало;
подкладочные и шифоновые ткани разных цветов;
фотографии цветов;
разноцветные следы;
карандаши;
гуашь;
пиктограммы;
игрушки;
предметные картинки;
дидактический материал для развития дыхания «Послушный ветерок»
мячи;
бумага;
сюжетные тематические картинки;
диски с игровыми и демонстрационными материалами.
И др.
Психолого-логопедическая деятельность по программе требует от педагогов тщательной координации действий друг с другом, тщательного определения оптимальной нагрузки на ребенка, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.
Литература
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
- Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
- Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
- Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
- Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
- Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. – М.: П.,1983. 9. Русские народные сказки – М.: Дрофа – Плюс, 2003.
- Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки – М.:ООО»Издательство АСТ», 2000г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.:Детство – Пресс, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.
Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Актуальной проблемой де...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»
Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Использование образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей
В настоящее время основной задачей педагогов дошкольного учреждения является внедрение в работу инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развит...