Тема: «Звук и буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Знакомство со звуком и буквой Л в подготовительной компенсирующей группе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_l.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: «Звук и буква Л»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания об акустико-артикуляционной характеристике звука Л;
- Закрепить умение выкладывать фишками слоги, слова, графически изображать предложение;
- Закрепить умение определять место звука Л в слогах,словах,а;
коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- работать над развитием фонематического слуха и восприятия;
- работать над развитием дыхания и голоса;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе;
Оборудование:
предметные картинки, разрезная азбука, тетради, карандаши, разноцветные фишки, фишки - пуговки, мнемотехника (скороговорки).
Ход занятия:
- Орг. Момент.
-Дети становятся в круг.
-Мимические упражнения.
Как хорошо, когда ты улыбаешься, как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как женам невесело, когда ты сердишься и огорчаешься.(выполнение действий по тексту).
-Положительный настрой : ребята здороваются друг с другом по очереди, передают друг другу хорошее настроение.
2.Развитие общей моторики.
-Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.
3.Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»- «Лопаточка».
4.Дыхательная гимнастика.
-«Пароход» (изменение силы голоса: низким голосом, обычным, высоким). (Показ картинки- изображения пароходов различной величины.
-«Самолет гудит» ( Л).( картинка- изображение самолета)
II Закрепление пройденного материала.
1. «Выложи из фишек буквы и соедини их в слоги» (фишки - пуговки одного цвета)
-Послушайте меня внимательно, я сейчас согласный звук произнесу вслух, а гласный беззвучно, а вам ,ребята, нужно будет выложить слог ,а затем прочитать его: са, зи.
-Какой слог звучит мягко: 1-ый или 2-ой? Почему?
Ответ: Гласный звук И говорит о том,что впереди стоящий согласный звук произноситься мягко.
- Верно, не забудьте это правило.
2.Чтение слоговой таблицы.
Дети читают слоги в таблице.(прямые и обратные).
са | да | та | па | ап |
со | до | то | по | оп |
си | ди | ти | пи | ип |
III Объявление темы занятий.
1.Чтение скороговорок. ( схема-мнемотехника)
-Ребята, сегодня мы будем учиться находить звук в слогах, словах и находить его в предложениях, составлять с данным звуком слова , а ,чтобы определить о каком звуке идет речь прочитайте скороговорки и определите какая согласная буква встречается в каждом слове.
-Полкан толкал лапой палку.
-Алла искала булавку, булавка упала под лавку.
-Ответ: Буква эль,а звук – л-.
-Вспомним правило: буквы – пишем ,читаем, а звуки слышим и проговариваем.
- Проговаривание скороговорок.(Языки работают отлично).
2.Акустико-артикуляционный образ звука .
- Ребята ,дайте характеристику звуку Л.
Л - звонкий согласный звук. Пары у него нет.
Может звучать твердо и мягко.
3.Игра «Догони букву»
Чтение слогов со звуком л:
Ла,ло,лу,лы и обратные слоги.
4.Пальчиковая гимнастика. (кинезеологическое упражнение «Пианино»)
Поднимаем пальчик каждой руки по очереди, а затем одновременно- две руки произнося слоги:Ла,ло,лу,лы,лэ.
5.Игра «Живые Буквы»
-Поиграем в игру, выходят вначале 3 ребенка им раздаются буквы: у,к,л.Ребята советуются и встают таким образом ,чтобы получилось слово.
(лук,луна,лапа).
- Подскажите, как определить количество слогов в слове?
Ответ: Слово можно отхлопать, можно «прошагать», можно посчитать количество гласных, они соответствуют количеству слогов.
-Не забудьте это правило.
-Ребята ,которые составили слово «лук»-определите количество слогов в слове по количеству гласных;
«луна»-отхлопайте;
«лапа»- прошагайте.
6.Игра «Превращалки».
6.1.
- Мы сейчас с вами превратим слог и букву в слово.
Дети соединяют слоги со звуком - л - и читают получившееся слово. Ба_____________ л
(Бал,Вол,Ныл,Зол,Лак,Лом,Луна,Лук,Лом)
- Звуковой анализ слова.
6.2
- Из тех слов ,которые мы прочитали выберите то слово, которому принадлежат такие слова-признаки: круглая ,желтая, тусклая бывает,а бывает яркая. Луна.
-Выложите фишками это слово, а один ребенок на доске.
-«Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
Лук (выполняется аналогично).
- А сейчас загадаю вам более сложное слово. Как называется главная часть поезда, за которую цепляют все вагоны?
-Локомотив.
-Соотнесите эти слова со слоговыми схемами. (схемы на доске:-____,_____,
______) .
7.Физ. мин. («Любопытная Варвара…»)
Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
8.Игра на внимание. «Хлопни - топни».
-Я показываю картинки, если в слове, изображённом на кртинке есть звук л хлопните и определите место звука - л- в слове,а ,если этого звука нет- топните.(стол,обезьяна,сова,лось,еж,столколбаса,шоколад,такси).
9. Игра «Слова поссорились».
Работа над деформированной фразой.
-Ребята я вам произнесу слова, но они поссорились и стоят, как им вздумается, а вы постарайтесь их подружить, а помогут вам в этом схемы предложений, (выставляются схемы по порядку произнесения каждого предложения)
1.Мыла, мама, мылом, Милу.
2.Суку, на, сидит, дятел.
З. Гол, дядя, забил, Михаил.
10.Графический диктант.
- Ребята, какой праздник ждет прекрасную половину нашей страны через несколько дней?
Ответ: Международный женский день.
.
-Верно, давайте нашим мамам и бабушкам сделаем подарок.
Изобразим по клеточкам предмет, а какой получится подарок вы увидите ,если будите меня внимательно слушать и не отвлекаться:
Взяли карандаш: от начальной точки 1клетка вверх,4- вправо, 1клетка вниз ,2- вправо, 4 клетки вверх, 2- влево… и тд.В конце 1 клетка - влево соединяем с начальной точкой.
-Что получилось? Тюльпан.
-А я подарю каждому солнышко, вы старались, хорошо занимались, пусть солнышко ярко светит и дарит тепло вам и вашим мамам и бабушкам. (дети приклеивают на картинку с тюльпаном вверху солнце).
-Скажите, какой мягкий согласный звук слышите в слове (ЛЬ),
а с ним мы познакомимся на следующих занятиях.
11.Итог занятия. Что запомнили? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....
«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»
Игра "Волшебный мешочек с волшебными буквами"...