«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Игра "Волшебный мешочек с волшебными буквами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»» | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Почемучки»
«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»
Программное содержание.
Образовательные цели:
- Закреплять понятия звук, буква, слово, предложение.
- Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение определять место ударения в слове.
- Закреплять навык чтения слогов и слов.
- Закреплять умения составлять предложения по сюжетным картинкам с выделением предлога.
Развивающие цели:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
Воспитательные цели:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
- Формировать навык совместной работы.
- Формировать мотивационную готовность к школе.
Методические приемы:
- Метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, загадки).
- Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).
- Технология управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
Оборудование: магнитофон; цветные фишки; модели слов; предметные картинки; мяч; игра «Найди и прочитай»; кубики Зайцева.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети встают в круг, и произносят слова:
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!
Дети здороваются с гостями.
- Мы подарили друг другу и гостям улыбку; подарим всем еще и хорошее настроение.
Игра «Волшебный мешочек с волшебными буквами».
- На каждую волшебную букву надо придумать волшебное слово, которое несет добро и хорошее настроение. (добро, забота, мир, улыбка, удача, спасибо, вера, небо, красота, счастье …)
- Ваши волшебные слова будут помогать нам выполнять задания на нашем занятии.
II. Сообщение, темы занятия.
- Порадуем всех нашими знаниями по изучению грамоты.
Расскажем и покажем, что мы знаем о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
III. Основная часть.
Закрепление изученного материала по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение.
- Чтобы мы отвечали понятно, четко, красиво, - разбудим язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик».
Зубы сомкнуты. Губы при этом растянуты в улыбке. Должны быть видны и верхние и нижние зубы. Удерживать в течение 10 сек. Выполнять 5 раз.
«Трубочка».
Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10 раз. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук (у), и губы примут положение «трубочки».
«Чистим зубки». (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить зубки», делая движения из стороны в сторону.
При этом необходимо следить, чтобы кончик языка двигался у верхних и нижних десен.
«Часики».
Рот открыт, губы в улыбке. Острый язычок касается то правого, то левого уголка губ. Язык двигается по воздуху, а не по верхней и нижней губе. Нижняя челюсть неподвижна (следим, чтобы не качалась). Выполняем 10 раз. 3 подхода.
- Ну вот, наш язычок готов, можно приступать к выполнению заданий.
Задание 1.
Выдели первый звук в слове, сделай его анализ.
На столе перед каждым ребенком модель слова, - поделенная на начало, середину, конец;
фишки звуков: гласных, твердых и мягких согласных.
– Перед выполнением заданий отгадайте загадки:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
Блиц-опрос.
- Как мы определяем звук? /слышим и произносим/
- На какие две большие группы делим звуки? /гласные и согласные/
- Как произносим гласные звуки? /тянем, поем, свободно, без преград/
- На какой звук всегда падает ударение? /на гласный/
- Какие преграды может встретить звук? /губы, зубы, язык/
- Как произносим согласные звуки? /отрывисто, встречают преграды/
- Какими бывают согласные звуки? / твердые и мягкие; звонкие-работает голос и глухие/
Цвет: гласные – красный, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый.
Слова: улыбка, спасибо, пожалуйста, дружба, искренность.
/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно. Затем проверяют у доски/.
Задание 2.
Определение положения звука (у) в слове.
Слова: мужество, удача, дружу.
/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно.
Затем проверяют у доски /.
Задание 3.
Выложи слово из звуков.
Слова: дом, мир, небо, вера, сам.
/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно.
Затем проверяют у доски /.
Физминутка.
Музыкальная физминутка: «Высоко-глубоко».
Задание 4.
Прочитай слог, назови обратный.
/работа с кубиками Зайцева/.
- Отгадаем еще загадки.
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква)
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Блиц опрос.
- Что такое буква? /знак звука/
- Как определяем букву? /видим и читаем/
- Что такое слог? /часть слова/
- Как мы произносим слог? /на выдох/
- Сколько в слове слогов? /сколько гласных/
Задание 5.
- Если ко всему, что нас окружает относиться с добром, то и весь окружающий мир нам ответит тем же. А все что нас окружает мы можем назвать словами.
Назови слово, подели на слоги, поставь ударение, сделай соответствующие схемы.
Работа с предметными картинками.
Схемы выполняются на доске.
Например: ___________
____ ____
Задание 6.
Составь предложение по сюжетной картинке, выдели предлог. Составь схему. Скажи с разной интонацией.
Загадка.
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
Повторение знаний о предложении.
Слова в предложении дружат и стоят по порядку.
Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.
В конце предложения ставят точку, восклицательный знак, вопросительный знак.
Задание 7.
Д/игра « Найди и прочитай»
Дети читают слова, а затем подбирают к нему картинку.
IV. Итог занятия.
Дети встают в круг,
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания! И в этом нам помогли «волшебные слова».
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
- Каждое занятие в детском саду помогает вам готовиться к школе. А время, когда вы пойдете в школу, приближается.
- Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
- И знайте, что каждый из вас может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если и дела ваши будут всегда веселыми, добрыми, солнечными.
Игра с мячом: «Пожелания всем людям планеты»:
- Пусть всегда светит солнце!
- Не обижайте людей!
- ……
- Пусть всегда будет мир!
Дети произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...
Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)
· Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.· Упражнять в определении наличия и места звука [Л...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...
Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...
Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях
Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...
Консультация для родителей: «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...
Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)
Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях. · Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах. · ...