Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"
презентация по коррекционной педагогике
Игры и рекомендации для развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1111_tehnologiya_rzvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 658.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаете ли вы, что означает фразеологизм "Буриданов осел"?
Это - философский парадокс, названный по имени французского философа Жана Буридана. История связанна с одним нерешительным осликом, который не мог выбрать между двумя одинаковыми охапками сена и так и умер от голода.
Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он сам должен принимать важные решения: с кем связывать свою судьбу, куда вкладывать деньги, какое направление карьеры выбрать. Да и в детской жизни умение мыслить критически и независимо может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву.
Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире.
Все приемы данной технологии универсальны, их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать во все образовательные области. В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Но некоторые приемы, особенно при соединении с экспериментированием , вполне возможно использовать с дошкольниками. Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов.
С детьми 5-7 лет используют такие приемы как: - «ЗХУ»; - «Ролевая игра»; - «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»; - «Верные и неверные утверждения»; - «Кластер»; - «Перемешанные события»; - «Логические цепочки»; - «Толстые и тонкие вопросы»; - «Шесть шляп мышления»; - « Синквейн »; - Мнемотехника и др. Выбор приемов достаточно разнообразен.
Помочь ребёнку развить критическое мышление можно и в процессе вполне повседневных дел, если подойти к вопросу творчески. Вот четыре полезные привычки любого взрослого, который хочет научить ребёнка оценивать получаемую информацию, а не слепо верить услышанному, научить самостоятельно думать и принимать решения. 4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка
Давайте по-другому, например: «Да, а почему тебя это заинтересовало?». Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа в лоб, который мы можем дать. А когда мы доберёмся до фактического ответа — увидите, насколько более внимательно он будет выслушан, насколько больше уточняющих вопросов он вызовет. 1. Не спешите сразу давать ответы на вопросы ребёнка
Например , играя в лягушек с малышом, скажите «гав» вместо « ква ». Или Ребёнок спрашивает «Почему небо голубое?», иной раз можно ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!». В процессе такой игры ребёнку от возмущений нужно будет перейти к поиску аргументов, доказательств и отстаиванию своей точки зрения, что, опять же, важнейший компонент процесса развития критического мышления. 2 . Ошибки — это весело!
3 . Спрашивайте и поддерживайте разговор Если быть внимательным, то можно ежедневно находить десятки тем для рассуждений с ребёнком. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?». 4. Играйте в подходящие игры
Это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки. 7 устных игр, развивающих критическое мышление
Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать: «Чем этот предмет может стать в будущем?» В этой игре ребёнок: Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму. Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного. 1. Игра « Прошлое и будущее»
Например : стул — Чем этот предмет был в прошлом? — Деревом (ростком дерева, семечкой от дерева) - в зависимости от того, насколько глубоко копнуть. — Чем он может стать в будущем? — Дровами (дубинкой из ножки, качелями, если подвесить куда-то и т. д.)
Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.) 2. Игра «Из чего состоит?»
Смотреть в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов. Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно. Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:
Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения. 3. Игра «Включи вариативность»
Например : пластиковый стаканчик. 1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол; 2) сделать шапочку Алладина на резинке; 3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки; 4) выращивать растения; 5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного. Понимание надсистемы. Надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта. Что развивает:
Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного. Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними. 4 . Игра «Полезно/вредно»
Например : — Дождь полезный, потому что растут растения. — Дождь вредный, потому что может затопить что-то. — Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух. — Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.
Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать, что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». 5 . Игра «Да/нет»
Например : дом — Это живое? — Это сделано человеком? — Это больше тебя? И т.п.
Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Классифицировать . Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее. Запоминать . Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы. Что развивает:
Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем. 6 . Игра «Предсказатель»
Например : знакомство — Как люди знакомились в древности? — Как знакомятся теперь ? — Как будут знакомиться в будущем?
Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу. Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Что развивает:
Условия игры: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. 7 . Игра «Видное - неочевидное»
Например : ботинок и летающий корабль . 1) оба могут пахнуть; 2) оба могут взлететь; 3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже; 4) оба могут быть твёрдыми; 5) могут быть одного цвета...
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление. Что развивает:
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Литература: 1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии : Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д.,2008 2.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов/Д., Феникс, 2011 3.Ахметов М.А., Мусенева Э.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся.-Педагогические технологии.-209.-№ 2. 4.Баннов А. Учимся думать вместе : Материалы для тренинга для учителей.М.,2007. 5.Гин А. Приемы педагогической техники.-м.:Вита-Пресс,2003. 6. Интернетресурсы .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
Критическое мышление у дошкольников
Можно ли работать над развитием критического мышления у дошкольников?Да....
Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"
Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...
Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников
Алгоритм составления и способы использования...
Презентация "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Технология развития критического мышления...