Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabtsevat.e._krossens.pptx | 2.43 МБ |
krossens_tekst.docx | 292.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников
мышление самостоятельное и ответственное мышление аргументированное мышление индивидуальное мышление социальное Критическое мышление
Цель: Развитие предпосылок критического мышления у детей старшего дошкольного возраста Изучить литературу по теме Создать условия для внедрения технологии в ОД (составить картотеку кроссенсов , подготовить предметно-развивающую среду и т.д ) Учить анализировать процесс собственных рассуждений (рефлексия) развивать коммуникативные навыки: желание вступать в контакт, умение сотрудничать, умение находить общие решения Привлекать родителей к использованию кроссенсов в реализации проектов ДРК « Любознайка »
1 Шаг: Определить тему 2 Шаг: Выделяем 9 элиментов , которые имеют отношение к данной теме 3 Шаг: Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме 8 Шаг: Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы. 4 Шаг: Найти связи между элементами 7 Шаг: Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими 6 Шаг: Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр) 5 Шаг: Определить последовательность
Предварительный просмотр:
Кроссенс –
технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников
КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Когда у детей в группе я заметила затруднения в совместной работе над заданием, в аргументации ответов на вопросы, выводов - начала искать причины и обратилась к своему психолого-педагогическому опыту. Провела 2 методики( Штерн картины облаков и Нелепицы) на определение уровня сформированности критического мышления. На основе результатов начала искать методы коррекции.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Актуальность темы развития критического мышления в том, что оно позволяет педагогу создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения определенной проблемы. Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные процессы детей будут еще не совершенны при обучении, но малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Следует работать над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому, пусть даже маленькому гражданину нашего общества, распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать задания и аргументации, увидеть явный обман и определить надежность того или иного источника информации, обдумать её правильным образом, каждую задачу и принимаемое решение. Люди, мыслящие критически – уверены в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Дети любопытны по своей природе и хотят узнать «Что это такое?». Они видят некую достопримечательность – и им уже хочется проникнуть внутрь. Они замечают что-то новое, и тут же хотят узнать, что же это такое. Воспитатели просто обязаны «пользоваться этой любопытностью», стимулировать критическое мышление. Ведь мозг пусть пока маленького человека – есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий опыт, но есть так-же орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прежнего опыта и новые положения и новое поведение.
Цель:
Развитие предпосылок критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Задачи
1 Изучить литературу по теме
2 Создать условия для внедрения технологии в ОД (составить картотеку кроссенсов, подготовить предметно-развивающую среду и т.д)
3 Учить анализировать процесс собственных рассуждений (рефлексия)
4 Развивать коммуникативные навыки: желание вступать в контакт, умение сотрудничать, умение находить общие решения
5 Привлекать родителей к использованию кроссенсов в реализации проектов ДРК «Любознайка»
С кроссенсом я познакомилась в бытность мою капитаном студенческой команды «Что?Где?Когда?» Именно их я использовала для подготовки команды к играм. Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков - ноликов
Понимая, что работа по технологии КЕРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – как подготовить детей к разгадыванию кроссенса?
Технологию КРОССЕНС в работе со своими детьми начала применять с адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы:
- Ассоциативный куст
- Логические цепочки
- Не полный кроссенс (4,6 картинов)
- Кроссенс с открытой темой
- Непосредственно сам кроссенс
- Различные способы разгадывания
Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определяем тему
2. Выделяем 9 элементов (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Кроссенс позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления.
"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления - означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Работа по технологии кроссенс привела к позитивным результатам, что говорит о том, что мы на правильном пути. Работа будет продолжаться, мы только в начале интересного и захватывающего пути познания своих возможностей, но и эти результаты уже огромная победа!
Считается, что термин "критическое мышление" впервые был применён в комплексной работе о "важности учебного плана по математике и роли точности мышления" Кларка и Рива (1928). До этого он не использовался в научной сфере и тождественным понятием было рефлексивное мышление.
Одним из первых был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе.
Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаемусилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".
Для Поппера рационалист – это человек, готовый учиться у других благодаря тому, что он позволяет им критиковать свои идеи и сам подвергает критике чужие идеи.
А. Волошин.
Он утверждал, что умственное развитие ребенка не сводится лишь к нагромождению знаний, а достигнет своего высшего уровня тогда, когда процесс учебы будет способствовать развитию познавательной деятельности учеников, пробуждать творческие силы. Развитие школьников во многом зависит от содержания и методов учебы, "грешит против педагогики тот учитель, который сам говорит, а учеников думать и говорить не заставляет. Задание учителя - давать основу для осмысления, суждения, обобщения"
Татьяна Ивановна Хачумян - как особенный вид мыслительной деятельности, характерными признаками которого являются выработка стратегий избрания правильного решения любых заданий на основе получения, анализа, проработки информации; осуществления рефлексивных действий (аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных), которые выполняются относительно объекта или явления, в том числе и собственного процесса мышления; взвешенный анализ разных мыслей и взглядов, проявления собственной позиции, объективное оценивание процесса и результатов как собственной, так и посторонней деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников
Алгоритм составления и способы использования...
игры для развития предпосылок критического мышления
Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Игры на развитие критического мышл...
«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
laquo;Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»...
Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях
В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления, выделены элементы критического мышления старш...
гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий
статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...
Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....