Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shakhova_n.p.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Шахова Н.П., воспитатель
МБДОУ № 87, г.Мурманск
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, возникновение самооценки, усложнения и осознания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Сложность различных речевых нарушений детей с ТНР заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения: особенности личностного и моторного развития, особенности развития познавательной сферы ребёнка. В своей работе с детьми мы выбираем наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи детям с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Многолетний опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи показал, что они испытывают затруднения в активном познании окружающего мира, им присуще незавершенность деятельности в результате снижения познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой активности, а также функций самоконтроля. Для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации традиционно используем метод моделирования во всех видах совместной деятельности с детьми.
Использование методов моделирования в работе с детьми по развитию связной речи. Дети с ТНР испытывают трудности при воспроизведении ранее полученных представлений, удержании в памяти последовательности изложения материала. На первом этапе используем предметную модель, которая воспроизводит структуру и особенности реальных объектов и явлений. На втором этапе - предметно-схематическую модель, которая включает меньшее количество изображений. Предметная, предметно-схематическая модель помогают детям определить последовательность изложения. На третьем этапе – графическую модель, которая передает условно-обобщенные признаки объектов и явлений. Данный метод мы используем при пересказе литературных текстов, автоматизации звуков, при заучивании стихов.
В различных видах экологически ориентированной деятельности с помощью моделирования мы помогаем детям усвоить причинно – следственные связи в природе. Наблюдения в природе и ведение календарей: «Погода», «Времена года», «Световой день», «Птичья столовая» помогают детям понаблюдать, услышать и запомнить, сравнить, спросить о не понятном, высказать предположение. Умение наблюдать, сравнивать, подбирать нужное слово - это необходимая работа по обогащению словаря детей. Работа с календарями помогает детям постигать временные представления, что позволяет им лучше ориентироваться в окружающем. При ознакомлении с комнатными растениями организуем проектную исследовательскую деятельность «Растем вместе». Данная форма работы показывает комплексное решение многих задач, как результат умение детей с опорой на модели ухаживать за своим растением, составлять о нём рассказ. Это позволяет нам на более раннем этапе приступить к формированию сравнительно-описательного рассказа, с опорой на модели. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Приобщение дошкольников к труду как социальной ценности отличается от процесса передачи готовых знаний: чтобы ценность стала личностно значимой, к ней нужно приобщиться, её нужно пережить. Для формирования обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами можно использовать модель трудового процесса. Педагогическая технология использования моделирования, разработана под руководством В.И.Логиновой её аспирантами С.Ф. Сударчиковой и Н.М.Крыловой. В модели, образно названной «Лесенка », представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату. Для ознакомления с трудовыми процессами, ведение собственной трудовой деятельности необходимо от ребёнка понимания: «Что я буду делать, как я буду делать, зачем я это буду делать, что получилось?» Обязательно необходима вербализация всех этапов деятельности. В этом помогают нам разнообразные виды «Лесенки М.В.Крулехт», которая показывает детям успешный путь для реализации запланированной деятельности, что является в свою очередь одной из предпосылок для становления учебной деятельности будущих первоклассников. У детей происходит накопление словаря, формируется коммуникативная функция речи посредством развития диалогической и монологической форм связной речи на основе постепенного перехода от её ситуативной формы к контекстной, дети приобретают умение строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.
В развивающих играх Б.П.Никитина, материалах для развития логико-конструктивного мышления А.В. Белошистой, занимательных упражнениях З.А. Михайловой и других создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. Широко применяем в совместной деятельности абстрактные заменяющие символы, знаки, условные обозначения, наглядные схемы, модели. Детей захватывает процесс решения, поиска ответов. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Для нас важно помочь детям осознать связь между действием и достигнутым результатом, накопить опыт практического анализа и синтеза явлений окружающего мира, осуществления мыслительных операций сравнения, установления внутренних связей и взаимоотношений, сходства и различия, обобщения на конкретном материале. В строительно-конструктивных играх - умение «читать» схемы, анализировать, выбирать частное из целого и наоборот. Формирование игровых взаимоотношений проходит через моделирование сюжетосложения каждой из сюжетно-ролевых игр. Умения и навыки, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Литература:
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М.Педагогика.1969.
- Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.М.,1989г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт.Т.4. Детская психология.- М.,1984.с.258-259
- Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития детского творчества.//Дошкольное воспитание.1991г.№10.
- Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. - М., 2004.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М: Педагогика, 1977.с.227
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. - Ярославль, 2002.
- Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания»