Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shakhova_n.p.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   МЕТОДА  МОДЕЛИРОВАНИЯ   В   РАБОТЕ  

С   ДЕТЬМИ   С   ТЯЖЕЛЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ   РЕЧИ

Шахова Н.П., воспитатель  

МБДОУ № 87, г.Мурманск

Дошкольное  детство – период  первоначального  становления  личности, возникновение  самооценки, усложнения  и  осознания  переживаний, обогащение  новыми  чувствами  и  мотивами. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Сложность  различных  речевых  нарушений  детей  с ТНР  заключается    в  том, что  они  ведут  за  собой  и  другие  нарушения: особенности  личностного  и   моторного   развития, особенности  развития  познавательной  сферы  ребёнка. В  своей  работе  с  детьми  мы  выбираем         наиболее   оптимальные   пути    в    осуществлении   индивидуально    ориентированной   психолого – педагогической   помощи  детям  с   учётом   особенностей   их  психофизического    развития   и  индивидуальных    возможностей.  Многолетний    опыт   работы      с    детьми  с  общим  недоразвитием  речи    показал, что они  испытывают    затруднения    в   активном    познании    окружающего  мира, им  присуще  незавершенность  деятельности   в  результате  снижения  познавательной, мотивационной  и  эмоционально – волевой  активности, а  также  функций  самоконтроля. Для    облегчения     запоминания, сохранения  и  воспроизведения  информации традиционно  используем метод  моделирования   во  всех  видах совместной  деятельности  с  детьми.

Использование  методов  моделирования  в  работе  с  детьми  по  развитию    связной  речи.  Дети  с ТНР  испытывают  трудности  при  воспроизведении  ранее  полученных  представлений, удержании  в  памяти  последовательности  изложения  материала. На первом этапе  используем предметную  модель, которая  воспроизводит  структуру   и  особенности  реальных   объектов  и  явлений. На  втором    этапе - предметно-схематическую  модель, которая  включает  меньшее  количество  изображений. Предметная, предметно-схематическая  модель помогают  детям  определить  последовательность  изложения. На  третьем  этапе – графическую  модель, которая передает   условно-обобщенные   признаки  объектов  и  явлений. Данный  метод  мы  используем при пересказе  литературных  текстов, автоматизации  звуков,   при  заучивании  стихов.

В  различных  видах  экологически  ориентированной  деятельности  с  помощью  моделирования  мы  помогаем    детям   усвоить  причинно – следственные  связи  в  природе. Наблюдения   в  природе  и  ведение  календарей: «Погода», «Времена  года», «Световой  день», «Птичья  столовая» помогают  детям   понаблюдать,  услышать и  запомнить, сравнить, спросить о не понятном, высказать предположение.  Умение  наблюдать, сравнивать, подбирать  нужное  слово -  это   необходимая   работа    по  обогащению  словаря  детей. Работа  с  календарями  помогает  детям  постигать  временные   представления, что  позволяет  им  лучше   ориентироваться   в  окружающем.   При  ознакомлении  с  комнатными  растениями  организуем проектную  исследовательскую деятельность  «Растем  вместе». Данная  форма  работы  показывает   комплексное  решение  многих  задач,  как  результат  умение  детей   с  опорой   на  модели  ухаживать   за   своим  растением, составлять  о  нём  рассказ. Это позволяет нам на более раннем этапе  приступить  к формированию   сравнительно-описательного рассказа, с  опорой  на  модели. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Приобщение   дошкольников   к  труду   как  социальной   ценности  отличается  от  процесса   передачи  готовых  знаний: чтобы   ценность  стала  личностно   значимой, к  ней   нужно   приобщиться,  её   нужно  пережить.  Для  формирования   обобщенного  представления   о  структуре  трудового  процесса, связях   и  зависимостях   между  его  компонентами   можно  использовать  модель  трудового  процесса. Педагогическая   технология   использования    моделирования, разработана    под  руководством  В.И.Логиновой   её  аспирантами  С.Ф. Сударчиковой  и   Н.М.Крыловой. В  модели, образно   названной  «Лесенка », представлено  общее  поступательное   движение  трудового  процесса  от  замысла   к   результату.  Для  ознакомления  с  трудовыми  процессами, ведение   собственной   трудовой  деятельности   необходимо  от  ребёнка  понимания: «Что  я  буду  делать,  как  я  буду  делать, зачем  я  это  буду  делать, что  получилось?» Обязательно   необходима  вербализация  всех  этапов  деятельности.  В  этом  помогают  нам   разнообразные   виды  «Лесенки   М.В.Крулехт», которая показывает   детям   успешный   путь   для    реализации    запланированной  деятельности, что  является    в   свою очередь  одной   из  предпосылок  для    становления   учебной   деятельности  будущих   первоклассников. У  детей   происходит   накопление  словаря, формируется  коммуникативная  функция  речи  посредством  развития  диалогической  и    монологической  форм  связной  речи  на  основе  постепенного  перехода  от  её  ситуативной  формы   к   контекстной, дети  приобретают   умение   строить   наглядно – схематическую, а  затем   и   мысленную   модель   трудового   процесса.

В развивающих  играх   Б.П.Никитина, материалах  для  развития  логико-конструктивного   мышления  А.В. Белошистой, занимательных   упражнениях   З.А. Михайловой    и  других   создается    своеобразный   микроклимат  для  развития   творческих   сторон  интеллекта. Широко  применяем     в  совместной  деятельности  абстрактные  заменяющие  символы, знаки, условные  обозначения, наглядные  схемы, модели. Детей  захватывает  процесс  решения, поиска  ответов. Выполнение   подобных   упражнений  вызывает    у  детей  живой  интерес, способствует     развитию   самостоятельности   мышления, а  главное - освоению   способов  познания.  Для  нас     важно  помочь  детям  осознать   связь  между  действием  и  достигнутым  результатом, накопить  опыт  практического   анализа  и  синтеза  явлений  окружающего  мира, осуществления  мыслительных  операций   сравнения, установления   внутренних  связей  и  взаимоотношений, сходства  и  различия, обобщения   на  конкретном   материале. В  строительно-конструктивных  играх  -  умение  «читать»  схемы, анализировать, выбирать   частное   из  целого  и   наоборот. Формирование  игровых  взаимоотношений  проходит  через  моделирование  сюжетосложения   каждой  из  сюжетно-ролевых  игр. Умения и навыки, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Литература:

  1. Венгер  Л.А. Восприятие  и  обучение. – М.Педагогика.1969.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей у детей  дошкольного  возраста.М.,1989г.
  3. Выготский  Л.С. Собрание  сочинений: в 6 тт.Т.4. Детская    психология.- М.,1984.с.258-259
  4. Кондратьева Н., Сомкова О. Как  использовать  модель  для  развития  детского  творчества.//Дошкольное  воспитание.1991г.№10.
  5. Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии  по  формированию  у  дошкольников  целостной  картины  мира. - М., 2004.
  6. Поддьяков  Н.Н. Мышление  дошкольника. - М: Педагогика, 1977.с.227
  7. Савенков  А.И. Маленький  исследователь. Как  научить  дошкольников  приобретать  знания. - Ярославль, 2002.
  8. Ушинский К.Д. «Человек  как  предмет  воспитания»