Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ в помощью элементов технологии «ЛогоЛадошки"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «РОМАШКА»
Сообщение в рамках РМО Формы и виды взаимодействия учителя логопеда со специалистами ДОУ
на тему: «Возможность применения элементов технологии
развития языковой способности на основе динамического моделирования звуко-буквенной и слоговой структуры слова
«ЛогоЛадошки» у специалистов ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед
М.И. Марук
г. Видное
2019г
План-конспект мастер-класса по технологии «Логоладошки»
В рамках кружка я применяю технологию «Логоладошки» - это эффективное коррекционного средства при работе с детьми с нарушениями речи.
Основы технологии: это сочетание наглядности, движения и речи.
В логопедической работе известно, что эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности повышается путём применения различных символов и схем.
Технология «ЛогоЛадошки» представляет собой эффективную систему работы по формированию предпосылок и совершенствованию фонематических процессов как базы для овладения письменной речью.
Научно обоснованный способ подачи материала, с одной стороны, и высоко мотивированный игровой метод овладения грамотой и основами письма, с другой стороны, приводят к освоению и точному применению орфографических правил с разными типами алгоритмов, к возможности самостоятельного выведения правил ребёнком и предупреждению дисграфических ошибок. Поступательная аналитическая работа формирует навыки активной деятельности обучающихся.
Процесс обучения детей происходит в динамической зоне – это вертикальная схема из четырёх цветных «ладошек» - символов. Цвет «ладошек» соответствует классической схеме разбора слова по звуковому составу.
После подробного анализа звуков (гласные, согласные (твердые, мягкие)), ребёнок составляет звуковую схему и переносит зрительно- схематический образ слога в последовательную цепочку движений (показ слога на ладошках – символах).
Пример : Саша
Новизна методики в том, что четвёртая «ладошка» розовая. Она является прообразом гласных букв, используемых для обозначения мягкости согласного ( Я,Е,Ё,Ю,И). Закрепляются «ладошки» на вертикальной поверхности попарно: верхняя пара - левая синяя и правая красная, нижняя пара – левая зелёная и правая розовая.
Лимон
Есть определённая особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог обозначаем последовательной серией движений: касание красной «ладошки», затем касание синей «ладошки». Для показа прямого слога (слога-слияния) используется одновременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идёт формирование слога – слияния как основы для обучения грамоте.
Основная часть
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вас познакомить с некоторыми элементами технологии, которые надеюсь, вас заинтересуют и вы сможете их применять в своей практике.
- Давайте вместе посмотрим, как можно работать с Ладошками. Совсем с маленькими детками знакомство начнем с цвета. (важно понять, что ребенок хорошо ориентируется в цвете)
- покажи зеленую, красную ладошку и т.д.
- повтори ритм : хлопок – касание по красной ладошки, далее сложнее: два хлопка – красная – синяя и т д
Таким образом, мы развиваем внимание и фонематический слух, чувство ритма.
- С детьми старшего возраста задачи усложняются: ребенок должен хорошо понимать право – лево, вверху – внизу., также предлоги над и под…
Задание: Найди ладошку на верху справа, внизу слева, и т.д.
Формируем пространственное восприятие
- Изучая звуки, мы даем им характеристику. Уточняем, какие органы участвуют в образовании звука.
Можно составить целый рассказ о звуке или сочинить сказку, или загадку.
Пример: Сказка — о звуке А
Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
- А_А_ А_А_ А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
- ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
И таким образом мы можем пропеть все гласные, а согласные про жужжать, свистеть, рычать и т.д.
- Для занятий по физкультуре ладошки можно преобразовать в следы и отработать , например автоматизацию какого звука
Пример: звук Р
Бежим или прыгаем по следам ра, ро, ри, ру, рэ и любые вариации….
-далее сосчитай сколько звуков произнесли в одном слоге
Или дифференциация звука пример Т и Ть, или гласный согласный (слуховой восприятие)
Ладошка синего и зелено цвета….Инструктор произносит слова с твердым и мягким звуком дети в это время …бегут, ползут, отбивают мяч(что угодно) как только финиш – хлопают по той ладошки, какой звук первый произнесен в слове. (Таня, Тимур)
5. Следующий элемент системы это карточки обозначающие позу, которую нужно принять ребенку, когда музыка останавливается. Их может быть разное количество. Тренируем внимание , координацию.
- Сейчас прошу вас внимательно посмотреть на карточки и запомнить, что изображено на них и когда я их уберу, нужно назвать предметы которые изображены их цвет и их место нахождение.
Заключительная часть
Могу сделать вывод, что применение данного метода оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Играя в эти игры у детей повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Формируется база для освоения грамоты.
Вопросы участников мастер-класса к педагогу.
Используемая литература:
- «ЛогоЛадошки» в обучении грамоте, профилактике и коррекции нарушений письменной речи: динамическая модель слова. Н.Б. Атаманова, В.В. Строганова. Москва 2016. – 81 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).
3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...
Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами.
Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами в рамках КТП для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ
В работе представлен практический материал по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ....
План взаимодействий учителя - логопеда с другими специалистами
В документе представлено перспективное планирование работы учителя - логопеда с другими специалистами....
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, психолога, специалистов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
laquo;Нейроупражнения в совместной работе психолога, учителя-логопеда, воспитателей и родителей как средство стимулирования речевой активности»...