Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ в помощью элементов технологии «ЛогоЛадошки"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Марук Мария Ивановна

сообщение на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_ladoshki_dlya_fizo_i_muzo_20.03.19.docx42.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «РОМАШКА»

Сообщение в рамках РМО  Формы и виды взаимодействия учителя логопеда со специалистами ДОУ

 на тему: «Возможность применения элементов технологии

 развития языковой  способности на основе динамического моделирования звуко-буквенной и слоговой структуры слова

 «ЛогоЛадошки» у специалистов ДОУ»

Подготовила:

учитель-логопед  

М.И. Марук

 г. Видное

2019г

План-конспект мастер-класса по технологии «Логоладошки»

 В рамках кружка я применяю технологию «Логоладошки» - это эффективное коррекционного средства при работе с детьми с нарушениями речи.

Основы технологии: это сочетание наглядности, движения и речи.

В логопедической работе известно, что эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности повышается путём применения различных символов и схем.

Технология «ЛогоЛадошки» представляет собой эффективную систему работы по формированию предпосылок и совершенствованию фонематических процессов как базы для овладения письменной речью.

Научно обоснованный способ подачи материала, с одной стороны, и высоко мотивированный игровой метод овладения грамотой и основами письма, с другой стороны, приводят к освоению и точному применению орфографических правил с разными типами алгоритмов, к возможности самостоятельного выведения правил ребёнком и предупреждению дисграфических ошибок. Поступательная аналитическая работа формирует навыки активной деятельности обучающихся.

Процесс обучения детей происходит в динамической зоне  – это вертикальная схема из четырёх цветных «ладошек» - символов. Цвет «ладошек» соответствует классической схеме разбора слова по звуковому составу.

После подробного анализа звуков (гласные, согласные (твердые, мягкие)), ребёнок составляет  звуковую схему и  переносит зрительно- схематический образ слога в последовательную цепочку движений (показ слога на ладошках – символах).

Пример : Саша  

Новизна методики в том, что четвёртая «ладошка» розовая. Она является прообразом гласных букв, используемых для обозначения мягкости согласного ( Я,Е,Ё,Ю,И). Закрепляются «ладошки» на вертикальной поверхности попарно: верхняя пара - левая синяя и правая красная, нижняя пара – левая зелёная и правая розовая.          

            Лимон

 

 Есть определённая особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог обозначаем последовательной серией движений: касание красной «ладошки», затем касание синей «ладошки». Для показа прямого слога (слога-слияния) используется одновременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идёт формирование слога – слияния как основы для обучения грамоте.

Основная часть

 Уважаемые коллеги! Сегодня  я хотела бы вас познакомить  с некоторыми элементами технологии, которые надеюсь, вас заинтересуют и вы сможете их применять   в своей практике.

  1. Давайте вместе посмотрим, как можно работать с Ладошками. Совсем с маленькими детками знакомство начнем с цвета. (важно понять, что ребенок хорошо ориентируется в цвете)

- покажи зеленую, красную ладошку и т.д.

 - повтори ритм : хлопок – касание по красной ладошки, далее сложнее: два хлопка – красная – синяя и т д  

Таким образом, мы развиваем  внимание и фонематический слух, чувство ритма.

  1. С детьми старшего возраста  задачи усложняются: ребенок должен хорошо понимать   право – лево, вверху – внизу., также предлоги над и под…

Задание: Найди ладошку на верху справа, внизу слева, и т.д.

Формируем пространственное восприятие

  1. Изучая звуки, мы даем им характеристику. Уточняем, какие органы участвуют в образовании звука.

Можно составить целый рассказ о звуке или сочинить сказку, или загадку.

Пример:  Сказка — о звуке А

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

image006.jpg

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

image008.jpg

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

И таким образом мы можем пропеть все гласные, а согласные про жужжать, свистеть, рычать и т.д.

  1. Для занятий по физкультуре ладошки можно преобразовать в следы и отработать , например автоматизацию какого звука

Пример: звук   Р

Бежим или прыгаем по следам ра, ро, ри, ру, рэ и любые вариации….

-далее сосчитай сколько звуков произнесли в одном слоге

Или дифференциация звука пример   Т и Ть, или гласный согласный (слуховой восприятие)

Ладошка синего и зелено цвета….Инструктор произносит слова с твердым и мягким звуком дети в это время …бегут, ползут, отбивают мяч(что угодно) как только финиш – хлопают по той ладошки, какой звук первый произнесен в слове. (Таня, Тимур)

5. https://lh4.googleusercontent.com/Z_M7h-9gLc8ccGYesZlsPCBVbekY8KCHpBJ82khfbhbs-YOhP6wUyG0y6zoVIzvw3UtJH34ztGZUWAG1bPCFhD91HWFZUlH8XjLaYuYolV01gbevE2PoWZNiTS5_jT9wr94XWY7gdu4qNzIb7AСледующий элемент системы это карточки обозначающие позу, которую нужно принять ребенку,  когда музыка останавливается. Их может быть разное количество. Тренируем внимание , координацию.

https://e-libra.ru/files/books/2011/07/10/214846/i_020.jpg

  1. Сейчас прошу вас внимательно посмотреть на карточки  и запомнить,  что изображено на них и когда я их уберу, нужно назвать предметы которые изображены их цвет и их место нахождение.

Заключительная часть

Могу сделать вывод, что применение данного метода оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Играя в эти игры у детей повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Формируется  база для освоения грамоты.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу.

                         Используемая литература:

  1. «ЛогоЛадошки» в обучении грамоте, профилактике и коррекции нарушений письменной речи: динамическая модель слова. Н.Б. Атаманова, В.В. Строганова. Москва 2016. – 81 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами.

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами в рамках КТП для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ

В работе представлен практический материал по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ....

План взаимодействий учителя - логопеда с другими специалистами

В документе представлено перспективное планирование работы учителя - логопеда с другими специалистами....

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, психолога, специалистов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

laquo;Нейроупражнения в совместной работе психолога, учителя-логопеда, воспитателей и родителей как средство стимулирования речевой активности»...