Конспект фронтального занятия "Звуки Ф - Фь. Буква Ф"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Здор Татьяна Алексеевна

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_f.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы

Тема:"Звуки Ф, Фь. Буква Ф"

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей характеризовать и различать звуки Ф - Фь;
  • формировать номинативный словарь;

коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  •  развивать внимание, память, мышление;
  •  развивать фонематический слух и восприятие;

коррекиионно-воспитательная:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.

Оборудование: карточки с пиктограммами, предметные картинки со звуками Ф, Фь в названии, слоговые схемы, наборы для составления схем, листы бумаги и планшеты для письма, фломастеры, картина с изображением человека крупным планом, картинки с изображением цветов, наборное полотно для пиктограмм, наборное полотно для картинок, индивидуальные зеркала, массажный мяч.

Ход занятия 

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

- Давайте поприветствуем наших гостей. Детям демонстрируются пиктограммы Тихо, Громко, Высоко, Низко. Дети здороваются: "Доброе утро!"

- Ребята, а вы знаете для чего к нам пришли гости?

Гости отвечают : "Говорят, что  дети в подготовительной группе все знают о звуках и буквах  не хуже, чем школьники. Так ли это?... Докажите."

- Что будем делать?

-Как мы это сделаем?

- Что нам может помочь в этом?

- Куда же я дела эти карточки? Не могу найти. Может вы мне поможете. (Дети ищут карточки)

Хоровое и индивидуальное произношение.

Выслушивает  предположения детей.

Если дети затрудняются:

-Может спросим у них?

-Вы сможете доказать нашим гостям, что очень много знаете о звуках и буквах?

- Может покажем, как мы справляемся с разными заданиями?

- Помните у нас были карточки с  пиктограммами, как вы думаете, они нам сегодня понадобятся?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

 - Карточки мы собрали, только в какой последовательности мы все будем выполнять? (Дети распределяют карточки, тем самым составляют план занятия)

3 этап: способствуем реализации детского замысла

  1. Развитие  артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания. (Пиктограмма №1 "Гимнастика")

1. Развитие мелкой моторики. «Смешные человечки».

Бежали мимо речки смешные человечки,

Прыгали, скакали, солнышко встречали,

Забили там гвоздок, построили мосток.

Шалили, кувыркались, а потом бултых в речку.

Где же человечки?

Есть у Егора чудесные вещи:

Руки ладонями вверх.

Рубанок, пила, молоток

и клещи.

Загибают по четыре пальчика на каждой руке.

Есть у него топор с долотом...

Загибают пятый пальчик.

Может Егорка построить дом.

Изображают «домик».

2. Массаж лица.

Поглаживающие, точечные, пощипывающие движения по массажным линиям.

3.Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем восхищаться.

4.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— для челюсти: движения нижней челюстью вправо—влево;

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам!

  • почесать зубами верхнюю губу, затем нижнюю.

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Пиктограмма №2 "Исследование" (Акустико-артикуляционный образ звуков.)

-Чтобы понять какой мы звук будем исследовать, нужно выполнить задание на внимание. Вы согласны?

Игра «Что прибавилось?» (фиалка, флокс). Выделение начальных звуков в этих словах.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков. Характеристика звуков.

Звук Ф — согласный, твердый, глухой, губно-зубной.

Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, губно- зубной.

2. Пиктограмма №3 "Фонематический слух",  "Внимательно слушаем" (Развитие фонематического слуха.)

Давайте договаримся, что мы будем делать на звук Ф ? .....( хлопаем).

На звук Фь?  —....      (топаем).

Ф,фь, фа, фо, фи, фе, фу, фантик, фикус, фабрика, форма, фиалка, фиксики, фары, фонарь, фонтан.

3.Пиктограмма № 4 "На что похожа буква?" (Связь звуков и буквы.)

Всем известно без подсказки:

Буква Ф — как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. (В. Степанов)

Дети изображают букву Ф — встают, руки на поясе.

III. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

  1. Пиктограмма №5 "Скажи  наоборот" 

Игра «Наоборот». Фа — фя, фы — фи, фо — фё, фэ — феи т.д.

Пиктограмма №6 "Деление слов на слоги"

Игра «Собери слово». Выделение начальных звуков в словах.

Составление слов.

Фокус, ива, лоб, иволга, носки. — Филин.

 Крокодил, облако, фонтан, торт, астра. — Кофта

Школа, аист, радуга, фрукт -Шарф

Фокус, иголка, каштан, слива, индеец, каска, игра - Фиксики.

Деление слов на слоги: разложить картинки под схемы слов.

2. Пиктограмма№7 "Звуковой анализ слова"

  • Звуковой анализ получившихся слов. Выкладывание графической схемы

3. Пиктограмма№8 "Составь предложение"

  • Составление предложений со словами, которые выберут дети. Запись графической схемы.

Выслушивает ответы детей

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

- Что вы сегодня делали?

       - С какими звуками мы сегодня познакомились?

       - Дайте характеристику этим звукам.

- Для чего мы это делали?

-Как вы думаете, мы доказали нашим гостям, что разбираемся  в звуках и буквах не хуже учеников?

- Вы довольны собой?

Выслушивает ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

конспект фронтального занятия "Звук и буква Б"

конспект фронтального занятия для подготовительной группы...

Конспект фронтального занятия по грамоте. Буква У.

Цель: закрепление знаний о транспорте, закрепление знаний звука [У] и знакомство с буквой У....

Конспект фронтального занятия "Звук и буква У" в логопедической группе.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа....

Конспект фронтального занятия "Звук и буква М"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы...

Конспект фронтального занятия "Звук и буква У"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...