Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ (из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы)
статья по коррекционной педагогике

Резвых Ульяна Владимировна

Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_dou.docx67.68 КБ

Предварительный просмотр:

Резвых У. В.,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 35 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конференция ДОУ

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ  

(из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы)

Современная нормативно – правовая база гарантирует получение качественного дошкольного образования всем детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одной из целей ФГОС ДО является «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования».

К задачам ФГОС ДО относятся:

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья),

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашей образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников.

Применяется целый комплекс мер:

-обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребенку с учетом индивидуальных особенностей развития;

-создание коррекционной развивающей среды;

-наличие технических средств обучения и оборудования;

-наличие методического обеспечения, включающего специальные пособия;

-стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.

Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Для этого создаётся необходимая среда в группе ДОУ. Она является доступной и развивающей. В ДОУ имеется хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:

-знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии;

- имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,

-владеют принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;

- умеют результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

Педагоги получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях, на семинарах и конференциях.

Воспитанниками нашей группы являются дети дошкольного возраста с ЗПР.

ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей.

Её относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур.  Эти дети отличаются гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

Значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).

Проявление:

  • в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации;
  • в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире;
  • в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.

Недостаточно сформированы  пространственные представления.

  • Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий;
  • часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности.

Характерные особенности внимания детей с ЗПР:

  • Неустойчивость;
  • Рассеянность;
  • низкая концентрация;
  • трудности переключения.

   Выраженные отклонения в развитии памяти.

  • Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
  • большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
  • заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
  • низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу;
  • недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении;
  • слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания;
  • недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания;
  • преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

 Среди нарушений кратковременной памяти.

  • Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга);
  • быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности:

  • мышления — наглядно-действенного
  • наглядно-образного.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Снижение познавательной активности.

Две группы детей с ЗПР:

  1. Практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Медлительные, пассивные, с замедленной речью.
  2. Задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.

Нарушен  необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью.

  • Несоответствие  своей работы предложенному образцу,
  • не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
  • редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Наличие повышенной тревожности по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются:

  • снижение потребности в общении со сверстниками;
  • низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Слабая эмоциональная устойчивость.

  • Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
  • агрессивность поведения и его провоцирующий характер;
  • трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;
  • суетливость;
  • частая смена настроения;
  • неуверенность;
  • чувство страха;
  • манерничанье;
  • фамильярность по отношению к взрослому;
  • реакции, направленные против воли родителей;
  • частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения;
  • недостаточная дифференциация лиц и вещей;
  • ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Несформированность игровой деятельности.

Несформированы все компоненты сюжетно-ролевой игры:

  • сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики;
  • содержание игр;
  • способы общения и действия и сами игровые роли бедны;

Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию и недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

     Характерные особенности речи детей с ЗПР:

  • ограниченность словаря;
  • неполноценность понятий;
  • низкий уровень практических обобщений;
  • недостаточность словесной регуляции действий;
  • отставание в развитии контекстной речи;
  • запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

Бедный, недифференцированный словарный запас.

При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Коррекционно-развивающая работа в группе строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса;
  • сотрудничество организации с семьями;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

  Цель – осуществлять коррекционно-развивающую психолого-педагогическую работу, максимально обеспечивающую создание условий для развития ребенка с ОВЗ (ЗПР), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

  • развивать физические качества, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста,  
  • формировать нормы и ценности, принятые в обществе, основы безопасного поведения в социуме и быту,
  • формировать общую культуру, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества,
  • обеспечивать равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,
  • планировать коррекционно-развивающую работу с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника,
  • осуществлять координацию и преемственность в работе сотрудников; привлекать родителей к образовательному процессу.

Разработана  программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей дошкольников старшей группы компенсирующей направленности и обеспечивает их социальную адаптацию.

Педагогический процесс в старшей компенсирующей группе обеспечивают следующие специалисты:

Педагогические работники

ФИО

Стаж работы

Категория

1

Воспитатель

Абдалиева Э. А.

 28лет

Высшая

2

Воспитатель

Резвых У. В.

 17 лет

Первая

3

Учитель-дефектолог

Шихова Н. В.

37 лет

Высшая

4

Учитель-логопед

Журавлёва Т. О.

27 лет

Высшая

5

Педагог-психолог

Овчинникова И. Л.

2 года

Первая

6

Музыкальный руководитель

Казаренко Н. Ю.

11 лет

Первая

7

Инструктор по физкультуре

Нестеренко О. Л.

2 года

Первая

Эффективность образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Например, при организации образовательной деятельности  в области речевого развития прослеживаются приоритеты в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей.

учитель-дефектолог

учитель-логопед

воспитатели

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, игр, а также в свободной деятельности. Расширение и активизация словарного запаса детей. Расширение учителем-дефектологом картины мира: социального, природного, бытового окружения ребенка, рассматривание  с детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Логопедическое сопровождение развития ребенка:

-  звукопроизношение;

-  фонематические процессы;

-  языковой анализ;

-  психологическая база речи;

- развитие просодики;

- развитие словообразования и словоизменения.

Проведение повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  

Развитие познавательных интересов детей в ходе игр, а также в свободной деятельности. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Различные игры для развития речи по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

музыкальный руководитель

руководитель по физической культуре/воспитатель

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти, пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Выполнение упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д. Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Основные формы взаимодействия специалистов группы:

  • - психолого-педагогические консилиумы (начало, середина, конец учебного года),
  • - согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей.
  • - семинары и консультации (по плану),
  • - оперативное обсуждение возникающих проблем,
  • - согласование характеристик воспитанников.

Направления коррекционной работы.

Комплексное обследование уровня  сформированности знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития ребенка  в условиях коррекционной работы; выстраивание психолого-педагогического прогноза.

Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

•        обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;

•        коррекция недостатков в двигательной сфере;

•        развитие общей и мелкой моторики;

•        формирование чувства ритма;

•        создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Целенаправленное формирование высших психических функций:

•        развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

•        формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);

•        развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

•        развитие творческих способностей.

Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

•        всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

•        целенаправленное формирование игровой деятельности;

•        формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

•        ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

•        формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

•        преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, отклонений в поведении.

Преодоление недостатков в речевом развитии:

•        целенаправленное формирование функций речи;

•        особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;

•        создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;

•        одной из важнейших задач является формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.

Формирование коммуникативной деятельности:

•        обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

•        формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, педагогами осуществляется работа в творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Обучение и развитие воспитанников осуществляется по пяти образовательным областям:

-социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-физическое развитие.

Расписание непосредственно образовательной деятельности.

Компенсирующая группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  

2018 – 2019 учебный год.

НОД

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

    1      

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим и

развитие речи.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Учитель- дефектолог

Речевое развитие.

Логопедическое занятие.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Учитель-логопед.

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим и

развитие речи.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Учитель- дефектолог

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Воспитатель.

Развитие игровой деятельности.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Учитель- дефектолог

    2

Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

10.15-10.40

Музыкальный руководитель.

Физическое развитие. Физкультура.

11.05-11.30

Руководитель физического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация.

9.00-9.20/

9.30-9.50

Воспитатель.

Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

9.35-10.00

Музыкальный руководитель.

Физическое развитие. Физкультура.

10.00-10.20

Руководитель физического воспитания.

3

 

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

16.00-16.20

Воспитатель.

Познавательное развитие. ФЭМП.

15.45-16.05/

16.15-16.35

Учитель- дефектолог.

Физическое развитие. Физкультура (на улице).

16.10-16-30

Руководитель физического воспитания.

Конструирование.

15.45-16.10/16.20-16.45

Учитель- дефектолог

Для детей создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками.  Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ЗПР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды.  Детей учат творчески использовать умения и проявлять коммуникативные качества в различных видах деятельности.

Занятия с детьми с ЗПР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.

В процессе работы с детьми с ЗПР для мотивированного усвоения материала используется большой объем наглядных пособий, интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена по принципам:

 Содержательная насыщенность.

  • Трансформируемость.
  • Полифункциональность.
  • Вариативность.
  • Доступность.
  • Безопасность.

     Предметно-развивающая среда группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Все пространство группы трансформируется в зависимости от образовательных ситуаций, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Мебель, игры и пособия в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности, например: атрибуты, необходимые для ролевых игр; развивающие 3-d коврики; тематические пано; модульная мебель.

        Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

     Созданы условия реализации образовательных областей:

  • физического развития;
  • социально-коммуникативного развития;
  • познавательного развития;
  • речевого развития;
  • художественно-эстетического развития.

  Что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО.                                                  

        В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены:

  • информационный блок с данными педагогов, помощника воспитателя и детей;
  • уголки для родителей, где помещается необходимая информация, консультации, советы;
  • уголки детского творчества;
  • стенд «С днем рождения!».

     Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров, уголков):

  • «Центр безопасности»
  • «Центр экспериментирования»
  • «Центр природы»
  • «Центр конструирования»
  • «Центр социально-коммуникативного развития»
  • «Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу».
  • «Уголок физического развития»
  • «Уголок дежурства»
  • «Центр сюжетно-ролевой игры»
  • «Центр театрализации и драматизации»
  • «Музыкальный уголок»
  • «Центр речевого развития»
  • «Центр изодеятельности»

        Материал, пособия размещены  мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу:

  • предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, транспорт);
  • иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (микроволновка, утюг и другие);
  • картинки с изображением частей суток и их последовательности;      
  • мелкая и крупная геометрическая мозаика;
  • наглядно-дидактические пособия (инструменты домашнего мастера, посуда);
  • наглядно-тематическое пособие (профессии);
  • пособия для составления целого из частей;
  • пазлы;
  • материалы для развития графических навыков;
  • картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов;
  • контурные и цветные изображения предметов;
  • календарь недели.

            В центре созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со

взрослыми.

 «Центр безопасности»

  Материалы и пособия размещены в нескольких местах:

  • игры, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;
  • иллюстрации с изображением улиц и зданий;
  • иллюстрации с изображением  опасных ситуаций на дорогах;
  • дорожные знаки;
  • иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации.

Созданы условия как для самостоятельной деятельности, так и для занятий со взрослыми.

         

«Центр экспериментирования»

Содержание (наличие пособий, материалов, оборудования):

  • земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни;
  • емкости для измерения, пересыпания,, исследования, хранения;
  • подносы;
  • игрушка «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей;
  • магниты;
  • защитная одежда для детей — фартуки.                                  

«Центр природы»

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

  • библиотека познавательной природоведческой литературы,
  • энциклопедии;
  • коллекции камней, ракушек, семян;
  • комнатные растения;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • календарь погоды;
  • календарь природы;
  • семена овощей и цветочных растений;
  • деревянные спилы дерева;
  • иллюстративный альбом «Береги природу» (правила поведения человека в природе;
  • Альбом с фотографиями растений и животных.

Пособия обеспечивают  максимальный развивающий эффект, побуждает детей к активной

поисковой деятельности.

«Центр конструирования»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

  • конструкторы разных размеров;
  • фигурки людей, диких и домашних животных для обыгрывания построек;
  • объемные формы(бруски, кирпичи, призмы, цилиндр
  • тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый);
  • транспортные игрушки.

Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

«Центр социально-коммуникативного развития»

  • иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у  детей;
  • картинки, отражающие сюжеты общения, совместные дела, нежность детей и взрослых;
  • «сундучок мастера» для мальчиков, «сумочка модницы» для девочек;
  • иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным

«Центр патриотического воспитания»

Наличие пособий, материалов:

  • Российский флаг, герб;
  • портрет Президента России,
  • набор иллюстраций «Геральдика и государственные праздники»;
  • набор иллюстраций о подвиге русского народов в Великой Отечественной войне;
  • иллюстрированные детские книги о России.

Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных изучаемых дат и от

тем, к которым  у дошкольников сохраняется интерес.

Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу»

Наличие материалов и пособий:

  • портрет основателя города Петра 1;
  • иллюстрации памятников истории города;
  • набор картинок архитектурного и скульптурного убранства города;
  • картинки с изображением символики города;
  • книги о родном городе.

«Уголок физического развития»

Наличие оборудования, пособий:

  • ребристые коврики;
  • «дорожка здоровья» (с разными наполнителями);
  • мячи надувные;
  • шарики пластмассовые;
  • обручи,
  • кольцеброс.

Центр физического развития располагается вдали от  «зоны» малой активности.

 «Уголок дежурства»

  • стенд с окошками для фотографий дежурных;
  • график дежурства;
  • фартуки, колпаки, нарукавники;
  • картинки правильной сервировки стола

«Центр сюжетно-ролевой игры»

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

  • игрушки транспортного вида;
  • игрушки, изображающие предмета труда и быта;
  • куклы со сгибающимися руками и ногами;
  • наборы посуды;
  • разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр:
  • «кукольный уголок» (куклы пластмассовые, кукла мягконабивная. кукла-младенец, люльки-качалки  с постельными  принадлежностями, одежда для кукол, стол, стулья, набор овощей и фруктов, набор для уборки помещения);
  • «прачечная» (гладильная доска, утюг),
  • «больница» (игрушечные фонендоскоп, градусник и др.);
  • «парикмахерская»;
  • игровые коврики.

Центр игры располагается вблизи  от центра конструирования, чтобы иметь возможность

использовать постройки в игре.

«Центр театрализации и драматизации»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

  • разные виды театра:
  • настольный
  • пальчиковый
  • би-ба-бо
  • шагающий;
  • декорации, театральные атрибуты);
  • набор иллюстраций к сказкам.

«Центр музыки»

Наличие поборудования:

  • игрушки — музыкальные инструменты (клавиатура пианино, погремушки, барабан, бубен, саксофон, треугольник);
  • магнитофон;
  • в аудиозаписи: детские песенки, колыбельные, записи звуков
  • картотека детских песенок, колыбельных, звуков природы (используются во время режимных моментов).

«Центр речевого развития»

  • детские книги (народные и литературные сказки, потешки и т.д.)
  • произведения русской и зарубежной классики;
  • иллюстрации к детским произведениям, игрушки,
  • изображающие сказочных персонажей;
  • сюжетные картинки;
  • книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
  • столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций.

«Центр изодеятельности»

Наличие пособий, материалов, оборудования:

  • альбом с рисунками произведений декоративно-прикладного искусства;
  • заготовки для рисования;
  • цветные карандаши, гуашь;
  • круглые кисточки, подставка для кисточек;
  • восковые мелки;
  • фломастеры;
  • емкости для промывания ворса  кистей от краски;
  • клей-карандаши;
  • альбомы для раскрашивания;
  • бумага;
  • пластилин, доски для лепки.

            Развивающая предметно-пространственная среда в группе дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его возможностей, интересов, уровня развития.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Взаимодействие с другими социальными институтами

Партнёры

Задачи

Мероприятия

Продукт

Социальный эффект

Поликлиника

-профилактика заболеваний

- вакцинация

-диспансеризация

Осмотры детей

Рекомендации по оздоровлению, режиму.

Раннее выявление острых и хронических заболеваний.

Пискаревский библиотечно-досуговый центр

-познавательное развитие

- эмоциональное развитие

Экскурсии, беседы.

Выставки детских работ.

Обогащение познавательной сферы детей.

АППО

Изучение, обобщение опыта и внедрение инновационных образовательных технологий

Совместные семинары,

Акции, прохождение КПК

Создание компьютерных презентаций

Повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Обмен информационными

материалами

ИМЦ

Изучение, обобщение опыта и внедрение инновационных образовательных технологий

Совместные семинары,

Акции, метод. объединения

Создание компьютерных презентаций, открытых мероприятий.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Обмен информационными

материалами

Литература.

  1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. – М.: Школьная пресса, 2002, 2008.
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  3. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс / Под ред. Л.Б.Баряевой. – Спб.: КАРО, 2006 – 207 с.
  4. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2002. – 187 с.
  5. С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие детей младшего возраста из опыта работы воспитателя.

Физическое воспитание это одно из направлений федеральных государственных требований. Оно предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физ...

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...

Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

1 категория 1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка

.1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка...

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/

 Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...