Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ (из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы)
статья по коррекционной педагогике
Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_dou.docx | 67.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Резвых У. В., | воспитатель |
ГБДОУ детский сад № 35 Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Конференция ДОУ
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ
(из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы)
Современная нормативно – правовая база гарантирует получение качественного дошкольного образования всем детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из целей ФГОС ДО является «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования».
К задачам ФГОС ДО относятся:
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья),
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В нашей образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников.
Применяется целый комплекс мер:
-обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребенку с учетом индивидуальных особенностей развития;
-создание коррекционной развивающей среды;
-наличие технических средств обучения и оборудования;
-наличие методического обеспечения, включающего специальные пособия;
-стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.
Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.
Для этого создаётся необходимая среда в группе ДОУ. Она является доступной и развивающей. В ДОУ имеется хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:
-знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии;
- имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,
-владеют принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
- умеют результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.
Педагоги получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях, на семинарах и конференциях.
Воспитанниками нашей группы являются дети дошкольного возраста с ЗПР.
ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей.
Её относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Эти дети отличаются гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.
Значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).
Проявление:
- в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации;
- в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире;
- в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.
Недостаточно сформированы пространственные представления.
- Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий;
- часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности.
Характерные особенности внимания детей с ЗПР:
- Неустойчивость;
- Рассеянность;
- низкая концентрация;
- трудности переключения.
Выраженные отклонения в развитии памяти.
- Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
- заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
- низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу;
- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении;
- слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания;
- недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания;
- преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
Среди нарушений кратковременной памяти.
- Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга);
- быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности:
- мышления — наглядно-действенного
- наглядно-образного.
Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Снижение познавательной активности.
Две группы детей с ЗПР:
- Практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Медлительные, пассивные, с замедленной речью.
- Задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
Нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью.
- Несоответствие своей работы предложенному образцу,
- не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
- редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Наличие повышенной тревожности по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются:
- снижение потребности в общении со сверстниками;
- низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Слабая эмоциональная устойчивость.
- Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
- агрессивность поведения и его провоцирующий характер;
- трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;
- суетливость;
- частая смена настроения;
- неуверенность;
- чувство страха;
- манерничанье;
- фамильярность по отношению к взрослому;
- реакции, направленные против воли родителей;
- частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения;
- недостаточная дифференциация лиц и вещей;
- ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.
Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Несформированность игровой деятельности.
Несформированы все компоненты сюжетно-ролевой игры:
- сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики;
- содержание игр;
- способы общения и действия и сами игровые роли бедны;
Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию и недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
Характерные особенности речи детей с ЗПР:
- ограниченность словаря;
- неполноценность понятий;
- низкий уровень практических обобщений;
- недостаточность словесной регуляции действий;
- отставание в развитии контекстной речи;
- запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.
Бедный, недифференцированный словарный запас.
При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.
Коррекционно-развивающая работа в группе строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса;
- сотрудничество организации с семьями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель – осуществлять коррекционно-развивающую психолого-педагогическую работу, максимально обеспечивающую создание условий для развития ребенка с ОВЗ (ЗПР), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
- развивать физические качества, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста,
- формировать нормы и ценности, принятые в обществе, основы безопасного поведения в социуме и быту,
- формировать общую культуру, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества,
- обеспечивать равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,
- планировать коррекционно-развивающую работу с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника,
- осуществлять координацию и преемственность в работе сотрудников; привлекать родителей к образовательному процессу.
Разработана программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей дошкольников старшей группы компенсирующей направленности и обеспечивает их социальную адаптацию.
Педагогический процесс в старшей компенсирующей группе обеспечивают следующие специалисты:
№ | Педагогические работники | ФИО | Стаж работы | Категория |
1 | Воспитатель | Абдалиева Э. А. | 28лет | Высшая |
2 | Воспитатель | Резвых У. В. | 17 лет | Первая |
3 | Учитель-дефектолог | Шихова Н. В. | 37 лет | Высшая |
4 | Учитель-логопед | Журавлёва Т. О. | 27 лет | Высшая |
5 | Педагог-психолог | Овчинникова И. Л. | 2 года | Первая |
6 | Музыкальный руководитель | Казаренко Н. Ю. | 11 лет | Первая |
7 | Инструктор по физкультуре | Нестеренко О. Л. | 2 года | Первая |
Эффективность образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Например, при организации образовательной деятельности в области речевого развития прослеживаются приоритеты в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей.
учитель-дефектолог | учитель-логопед | воспитатели | |
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, игр, а также в свободной деятельности. Расширение и активизация словарного запаса детей. Расширение учителем-дефектологом картины мира: социального, природного, бытового окружения ребенка, рассматривание с детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. | Логопедическое сопровождение развития ребенка: - звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; - психологическая база речи; - развитие просодики; - развитие словообразования и словоизменения. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия | Развитие познавательных интересов детей в ходе игр, а также в свободной деятельности. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Различные игры для развития речи по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия. | |
музыкальный руководитель | руководитель по физической культуре/воспитатель | ||
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти, пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации. | Выполнение упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д. Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. |
Основные формы взаимодействия специалистов группы:
- - психолого-педагогические консилиумы (начало, середина, конец учебного года),
- - согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей.
- - семинары и консультации (по плану),
- - оперативное обсуждение возникающих проблем,
- - согласование характеристик воспитанников.
Направления коррекционной работы.
Комплексное обследование уровня сформированности знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития ребенка в условиях коррекционной работы; выстраивание психолого-педагогического прогноза.
Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
• обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
• коррекция недостатков в двигательной сфере;
• развитие общей и мелкой моторики;
• формирование чувства ритма;
• создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
• развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
• формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
• развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
• развитие творческих способностей.
Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
• всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
• целенаправленное формирование игровой деятельности;
• формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
• ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии:
• целенаправленное формирование функций речи;
• особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;
• создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
• одной из важнейших задач является формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности:
• обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
• формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, педагогами осуществляется работа в творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Обучение и развитие воспитанников осуществляется по пяти образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Расписание непосредственно образовательной деятельности.
Компенсирующая группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
2018 – 2019 учебный год.
НОД | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
1 | Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим и развитие речи. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Учитель- дефектолог | Речевое развитие. Логопедическое занятие. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Учитель-логопед. | Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим и развитие речи. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Учитель- дефектолог | Художественно-эстетическое развитие. Рисование. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Воспитатель. | Развитие игровой деятельности. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Учитель- дефектолог | |
2 | Художественно-эстетическое развитие. Музыка. 10.15-10.40 Музыкальный руководитель. | Физическое развитие. Физкультура. 11.05-11.30 Руководитель физического воспитания. | Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация. 9.00-9.20/ 9.30-9.50 Воспитатель. | Художественно-эстетическое развитие. Музыка. 9.35-10.00 Музыкальный руководитель. | Физическое развитие. Физкультура. 10.00-10.20 Руководитель физического воспитания. | |
3
| Художественно-эстетическое развитие. Рисование. 16.00-16.20 Воспитатель. | Познавательное развитие. ФЭМП. 15.45-16.05/ 16.15-16.35 Учитель- дефектолог. | Физическое развитие. Физкультура (на улице). 16.10-16-30 Руководитель физического воспитания. | Конструирование. 15.45-16.10/16.20-16.45 Учитель- дефектолог |
Для детей создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ЗПР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды. Детей учат творчески использовать умения и проявлять коммуникативные качества в различных видах деятельности.
Занятия с детьми с ЗПР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.
В процессе работы с детьми с ЗПР для мотивированного усвоения материала используется большой объем наглядных пособий, интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена по принципам:
Содержательная насыщенность.
- Трансформируемость.
- Полифункциональность.
- Вариативность.
- Доступность.
- Безопасность.
Предметно-развивающая среда группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Все пространство группы трансформируется в зависимости от образовательных ситуаций, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Мебель, игры и пособия в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности, например: атрибуты, необходимые для ролевых игр; развивающие 3-d коврики; тематические пано; модульная мебель.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Созданы условия реализации образовательных областей:
- физического развития;
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- речевого развития;
- художественно-эстетического развития.
Что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены:
- информационный блок с данными педагогов, помощника воспитателя и детей;
- уголки для родителей, где помещается необходимая информация, консультации, советы;
- уголки детского творчества;
- стенд «С днем рождения!».
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров, уголков):
- «Центр безопасности»
- «Центр экспериментирования»
- «Центр природы»
- «Центр конструирования»
- «Центр социально-коммуникативного развития»
- «Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу».
- «Уголок физического развития»
- «Уголок дежурства»
- «Центр сюжетно-ролевой игры»
- «Центр театрализации и драматизации»
- «Музыкальный уголок»
- «Центр речевого развития»
- «Центр изодеятельности»
Материал, пособия размещены мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу:
- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, транспорт);
- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (микроволновка, утюг и другие);
- картинки с изображением частей суток и их последовательности;
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- наглядно-дидактические пособия (инструменты домашнего мастера, посуда);
- наглядно-тематическое пособие (профессии);
- пособия для составления целого из частей;
- пазлы;
- материалы для развития графических навыков;
- картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов;
- контурные и цветные изображения предметов;
- календарь недели.
В центре созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со
взрослыми.
«Центр безопасности»
Материалы и пособия размещены в нескольких местах:
- игры, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;
- иллюстрации с изображением улиц и зданий;
- иллюстрации с изображением опасных ситуаций на дорогах;
- дорожные знаки;
- иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации.
Созданы условия как для самостоятельной деятельности, так и для занятий со взрослыми.
«Центр экспериментирования»
Содержание (наличие пособий, материалов, оборудования):
- земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни;
- емкости для измерения, пересыпания,, исследования, хранения;
- подносы;
- игрушка «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей;
- магниты;
- защитная одежда для детей — фартуки.
«Центр природы»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
- библиотека познавательной природоведческой литературы,
- энциклопедии;
- коллекции камней, ракушек, семян;
- комнатные растения;
- муляжи овощей и фруктов;
- календарь погоды;
- календарь природы;
- семена овощей и цветочных растений;
- деревянные спилы дерева;
- иллюстративный альбом «Береги природу» (правила поведения человека в природе;
- Альбом с фотографиями растений и животных.
Пособия обеспечивают максимальный развивающий эффект, побуждает детей к активной
поисковой деятельности.
«Центр конструирования»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
- конструкторы разных размеров;
- фигурки людей, диких и домашних животных для обыгрывания построек;
- объемные формы(бруски, кирпичи, призмы, цилиндр
- тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый);
- транспортные игрушки.
Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.
«Центр социально-коммуникативного развития»
- иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у детей;
- картинки, отражающие сюжеты общения, совместные дела, нежность детей и взрослых;
- «сундучок мастера» для мальчиков, «сумочка модницы» для девочек;
- иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным
«Центр патриотического воспитания»
Наличие пособий, материалов:
- Российский флаг, герб;
- портрет Президента России,
- набор иллюстраций «Геральдика и государственные праздники»;
- набор иллюстраций о подвиге русского народов в Великой Отечественной войне;
- иллюстрированные детские книги о России.
Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных изучаемых дат и от
тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес.
Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу»
Наличие материалов и пособий:
- портрет основателя города Петра 1;
- иллюстрации памятников истории города;
- набор картинок архитектурного и скульптурного убранства города;
- картинки с изображением символики города;
- книги о родном городе.
«Уголок физического развития»
Наличие оборудования, пособий:
- ребристые коврики;
- «дорожка здоровья» (с разными наполнителями);
- мячи надувные;
- шарики пластмассовые;
- обручи,
- кольцеброс.
Центр физического развития располагается вдали от «зоны» малой активности.
«Уголок дежурства»
- стенд с окошками для фотографий дежурных;
- график дежурства;
- фартуки, колпаки, нарукавники;
- картинки правильной сервировки стола
«Центр сюжетно-ролевой игры»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
- игрушки транспортного вида;
- игрушки, изображающие предмета труда и быта;
- куклы со сгибающимися руками и ногами;
- наборы посуды;
- разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр:
- «кукольный уголок» (куклы пластмассовые, кукла мягконабивная. кукла-младенец, люльки-качалки с постельными принадлежностями, одежда для кукол, стол, стулья, набор овощей и фруктов, набор для уборки помещения);
- «прачечная» (гладильная доска, утюг),
- «больница» (игрушечные фонендоскоп, градусник и др.);
- «парикмахерская»;
- игровые коврики.
Центр игры располагается вблизи от центра конструирования, чтобы иметь возможность
использовать постройки в игре.
«Центр театрализации и драматизации»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
- разные виды театра:
- настольный
- пальчиковый
- би-ба-бо
- шагающий;
- декорации, театральные атрибуты);
- набор иллюстраций к сказкам.
«Центр музыки»
Наличие поборудования:
- игрушки — музыкальные инструменты (клавиатура пианино, погремушки, барабан, бубен, саксофон, треугольник);
- магнитофон;
- в аудиозаписи: детские песенки, колыбельные, записи звуков
- картотека детских песенок, колыбельных, звуков природы (используются во время режимных моментов).
«Центр речевого развития»
- детские книги (народные и литературные сказки, потешки и т.д.)
- произведения русской и зарубежной классики;
- иллюстрации к детским произведениям, игрушки,
- изображающие сказочных персонажей;
- сюжетные картинки;
- книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
- столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций.
«Центр изодеятельности»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
- альбом с рисунками произведений декоративно-прикладного искусства;
- заготовки для рисования;
- цветные карандаши, гуашь;
- круглые кисточки, подставка для кисточек;
- восковые мелки;
- фломастеры;
- емкости для промывания ворса кистей от краски;
- клей-карандаши;
- альбомы для раскрашивания;
- бумага;
- пластилин, доски для лепки.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его возможностей, интересов, уровня развития.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Взаимодействие с другими социальными институтами
Партнёры | Задачи | Мероприятия | Продукт | Социальный эффект |
Поликлиника | -профилактика заболеваний - вакцинация -диспансеризация | Осмотры детей | Рекомендации по оздоровлению, режиму. | Раннее выявление острых и хронических заболеваний. |
Пискаревский библиотечно-досуговый центр | -познавательное развитие - эмоциональное развитие | Экскурсии, беседы. | Выставки детских работ. | Обогащение познавательной сферы детей. |
АППО | Изучение, обобщение опыта и внедрение инновационных образовательных технологий | Совместные семинары, Акции, прохождение КПК | Создание компьютерных презентаций | Повышение качества учебно-воспитательного процесса. Обмен информационными материалами |
ИМЦ | Изучение, обобщение опыта и внедрение инновационных образовательных технологий | Совместные семинары, Акции, метод. объединения | Создание компьютерных презентаций, открытых мероприятий. | Повышение качества учебно-воспитательного процесса. Обмен информационными материалами |
Литература.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. – М.: Школьная пресса, 2002, 2008.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс / Под ред. Л.Б.Баряевой. – Спб.: КАРО, 2006 – 207 с.
- Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2002. – 187 с.
- С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое развитие детей младшего возраста из опыта работы воспитателя.
Физическое воспитание это одно из направлений федеральных государственных требований. Оно предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физ...
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...
Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...
1 категория 1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
.1. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка...
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...