Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/
презентация к уроку (старшая группа)
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:
- формировании патриотического чувства, гордость за свою родину,
- формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
- взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
- воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
- умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
- культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудиться сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkoe_opisanie_slaydov_prezentatsii.docx | 24.13 КБ |
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы МБДОУ «Д/с№35» Космыч Натальи Васильевны
2 слайд
Работа проводится в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 35 «Солнышко»
Участники проекта:
- Заведующий МБДОУ «Д/с№35» Гушнянская Е.А.
- Старший воспитатель Замятина С.В.
- Музыкальный руководитель Сдорова Т.В.
- Воспитатели группы: Космыч Н.В;Фрол Е.В.
- Младший воспитатель: Фролова М.Г.
- Воспитанники группы. Родители.
3 слайд
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
4 слайд
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:
- формировании патриотического чувства, гордость за свою родину,
- формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
- взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
- воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
- умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
- культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудиться сообща.
5 слайд (+9 фото)
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:
1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различию добра и зла, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.
2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
6 слайд (+8 фото)
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
7 слайд (+5 фото)
Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?
- Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
- Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
- Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
- Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.
- Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?
- Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
- Существование формы мягкого доверительного воздействия.
- Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.
- В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы.
8 слайд (+6 фото)
Формы работы с детьми:
- -Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- -Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- -Проведение совместных праздников.
- -Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- -Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- -Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
9 слайд (+7 фото)
Формы работы с родителями
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- Вечера вопросов и ответов;
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- Экскурсии;
- Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
10 слайд (+13 фото)
Досуги, занятия, спортивные праздники, патриотические праздники
11 слайд (+9 фото)
Целевые прогулки
Духовно нравственное воспитание на культурных традициях своего народа
12 слайд (+7 фото)
Патриотический уголок
Постоянно меняющая информация
13 слайд (+11 фото)
Создана комната музей – в которой собраны мини-музеи русского народа Южного Урала
14 слайд (+9 фото)
Воспитание патриотизма
15 слайд (+17 фото)
Методическая литература, игры, панорамы
16 слайд (+11 фото)
Сотрудничество с другими организациями
17 слайд
Заключение
В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России.
Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа проводится в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 35 «Солнышко» Участники проекта: Заведующий МБДОУ «Д/с№35» Гушнянская Е.А. Старший воспитатель Замятина С.В. Музыкальный руководитель Сдорова Т.В. Воспитатели группы: Космыч Н.В;Фрол Е.В. Младший воспитатель: Фролова М.Г. Воспитанники группы. Родители.
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа , бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в: формировании патриотического чувства, гордость за свою родину, формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений, взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям, воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям, умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства, культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудиться сообща.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей: 1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различию добра и зла, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую. 2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире. 3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.) 4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы: 5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству , доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков). 6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести. 7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей: 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. 2. Создать условия для воспитания целостной картины мира. 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. 6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. 8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных? Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок. Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества. Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники. Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания? Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации. Существование формы мягкого доверительного воздействия. Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств. В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы.
Формы работы с детьми: - Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. -Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. -Проведение совместных праздников. -Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. -Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). -Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями Родительские собрания на духовно-нравственные темы; Открытые показы воспитательно-образовательного процесса; Вечера вопросов и ответов; Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО); Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Экскурсии; Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Досуги, занятия, спортивные праздники, патриотические праздники
Целевые прогулки Духовно нравственное воспитание на культурных традициях своего народа
Патриотический уголок Постоянно меняющая информация
Создана комната музей – в которой собраны мини-музеи русского народа Южного Урала
Воспитание патриотизма
Методическая литература, игры, панорамы
Сотрудничество с другими организациями
Заключение В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России. Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить дет...
Духовно-ннравственное воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
"Значение народных праздников в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Консультация по музыкальному воспитанию...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
Материал для педагогов и родителей...