Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
В докладе рассматриваются возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную работу не только делает занятия наиболее интересными и необычными, но и позволяет исправлять речевые нарушения. В докладе рассказывается о возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную работу не только делает занятия наиболее интересными и необычными, но и позволяет исправлять речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.pdf | 926.24 КБ |
semirar.docx | 20.26 КБ |
kolobok.docx | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги, 3 года я работаю в группе комбинированного и стараюсь создать все условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
2 слайд
Сегодня я хотела бы рассмотреть возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную работу не только делает занятия наиболее интересными и необычными, но и позволяет исправлять речевые нарушения. Я хотела бы познакомить вас с моделью освоения детьми способов анализа текстов сказочного содержания.
3 слайд
Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Поэтому при чтении сказки я стараюсь создавать особый эмоциональный фон, меняя голоса персонажей, отражая на лице эмоциональные состояния персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
4й слайд
Для каждого ребенка сказка служит посредником между реальностью и внутренним миром и, помогает решать различные задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит.
5 слайд
Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для особых детей одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
6 слайд
В повседневной жизни, при чтении сказок я обращаю внимание на проблемы героев и способы их решения, вместе с детьми мы обсуждаем положительные и отрицательные результаты поступков героев, фиксирую внимание детей на жизненные правила, которые нам дарят герои. С этой целью мы заполняем таблицу «Правила жизни в сказке….»
Сегодня я хотела бы вам предложить написать «Правила жизни в сказке «Колобок»
7 слайд
Сложность анализа сказки состоит в том, что цель и желания героя нужно распознать по его действиям и результату, поэтому при заполнении таблице я зачитываю детям последовательную выборку действий героя и получившийся результат. Например, действия Колобка: спрыгнул, покатился, спел, покатился, спел, покатился, спел, покатился, спел, покатился, прыгнул, начал петь и пропал (лиса съела). Цель- герой хотел убежать и показать, как он поет. Свойства характера- хвастливость, наивность, невнимательность к предупреждениям. Беспочвенные утверждения, что Колобок был хорошим, добрым, любознательным не подтверждаются текстом.
Герой 2- бабка и дед, ПРОБЛЕМА- есть, ЖЕЛАНИЕ (ЦЕЛЬ)- испекла колобок, ДЕЙСТВИЯ- поскребла, помела, испекла, положила студить, РЕЗУЛЬТАТ- испекла колобок, но съесть не успела, т.к он убежал, ХАРАКТЕР- трудолюбивая, умелая, недальновидная , ВЫВОД- быть трудолюбивым хорошо, но, если что то делаешь, нужно делать до конца.
Герой 3(звери)- ПРОБЛЕМА- хотели есть, ЖЕЛАНИЕ (ЦЕЛЬ)- хотели съесть колобка, ДЕЙСТВИЯ_ предупреждали, угрожали, РЕЗУЛЬТАТ_ не смогли съесть, но предупреждали, что коллобок может погибнуть, ХАРАКТЕР_ на вид грозные и жестокие, ВЫВОД_ грозность иногда нужно воспринимать как науку
Герой 4 – лиса, ПРОБЛЕМА- хотела есть, ЖЕЛАНИЕ (ЦЕЛЬ)-хотела съесть колобка, ДЕЙСТВИЯ_ слушала внимательно песни, попросила сесть на нос, не угрожала, а была ласковой, РЕЗУЛЬТАТ_ съела колобка,+ для себя и – для него, ХАРАКТЕР- коварная, двуличная, обманчивая, ВЫВОД- если ты коварная, с тобой также могут поступить, нельзя добиваться своих целей обманом, ласковый, не значит хороший.
Так, с ребятами можно постепенно собирать целую копилку мудростей, которые нам дарят сказки.
В заключении хочется резюмировать- сказки помогают детям с особыми образовательными потребностями адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, такие ребята смягчают свое внутреннее психологическое напряжение, приобретают веру в себя и чувство защищенности. Сказка не только учит особых детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.
Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ
Предварительный просмотр:
ГЕРОИ | ГЕРОЙ 1 Колобок | ГЕРОЙ 2 Дед, баба | ГЕРОЙ 3 Заяц, волк, медведь | ГЕРОЙ 4 Лиса |
ПРОБЛЕМЫ | Не выявлена | |||
ЦЕЛИ | Хотел убежать и петь | |||
ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ | Спрыгнул, покатился, спел(4раза), послушался, сел, спел и пропал | |||
РЕЗУЛЬТАТЫ (+,-) | Убежал из дома, некоторое время мог петь, но потом погиб из-за своей наивности | |||
ХАРАКТЕР (свойства) | Хвастливость, наивность, доверчивость, невнимательность | |||
ВЫВОД (мудрость жизни) | Прислушивайся к советам. Нельзя легко верить незнакомцам! Убегать из дома опасно! |
«Правила жизни в сказке «Колобок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».
В данной разработке описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания.
Дети с ОНР испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза....
Презентация опыта работы Степановой О.А. на ярмарке педагогических идей: «Работа с методом «Каталог» (конструирование текстов сказочного содержания)
Составление сказок с помощью метода “Каталога”Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.Цель работы с методом: научить ребенка связывать в единую сюжетную ...
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...
«Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению тра...
мастер-класс "Составление текстов сказочного содержания с детьми дошкольного возраста"
Одним из чрезвычайно привлекательных видов деятельности для дошкольников является сочинение сказок. Однако практика показывает, что если без предварительной работы предложить детям самостоятельно прид...
- Мне нравится (1)